Существенным отличием системы
источников трудового права от системы
источников других отраслей права является
действие принципа не ухудшения положения
работника: каждый акт меньшей юридической
силы не может ухудшать положение работника
по сравнению с вышестоящим актом. Этот
принцип основа построения всей системы
источников трудового права, отражение
социальной (защитной) функции трудового
права. Он легально закреплен по отношению
к некоторым видам источников трудового
права. Так, нормативные соглашения: 1) не могут содержать условий,
снижающих уровень прав и гарантий работников,
установленный трудовым законодательством
(ст.9 ТК); 2) законы и иные нормативные
правовые акты субъектов РФ, принятые
по предметам совместного ведения Федерации
и субъектов РФ, не могут противоречить
федеральному законодательству (ст.6 ТК); 3) локальные нормативные акты
не могут ухудшать положение работников
по сравнению с трудовым законодательством,
коллективным договором, соглашениями
(ст.8 ТК). Также особенностями системы
источников трудового права являются
следующие11:
Соотношение единства и дифференциации
в правовом регулировании отношений. Это
означает, что, с одной стороны, правовое
регулирование трудовых и тесно связанных
с ними иных отношений происходит как
посредством общего законодательства,
так и посредством его сочетания со специальным
законодательством. При этом факторами
такой дифференциации являются специальные
субъекты отношений по:
полу (женщины, мужчины); отношению
к семейным обязанностям (беременные женщины,
матери (и лица, их заменяющие), имеющие
ребенка до 3 лет, матери (отцы) - одиночки,
матери (лица, их заменяющие), имеющие ребенка-инвалида
до 18 лет, и др.);состоянию трудоспособности
(труд несовершеннолетних, пенсионеров,
инвалидов);отрасли экономики (например,
энергетическая, химическая, нефтяная
промышленность и т.д.); вредности и тяжести труда (так,
Правительство РФ устанавливает специальные
списки работ с особо опасными, вредными
и тяжелыми условиями труда, которые дают
право на дополнительные отпуска, сокращенный
рабочий день и т.п.); природно-климатическим
зонам (например, для работников Крайнего
Севера и местностей, приравненных к ним).
Наличие в системе большого
числа международных актов, ратифицированных
бывшим СССР и Российской Федерацией.
К их числу относятся акты ООН, конвенции
и рекомендации Международной организации
труда (МОТ). Наличие большого числа специальных
актов Министерства здравоохранения и
социального развития РФ.
Участие в формировании системы
источников трудового права работников,
профессиональных союзов и работодателей.
Такое участие осуществляется через систему
социального партнерства путем принятия
соглашений и коллективных договоров,
а также иных локальных актов организации.
В правовой литературе выделяют
некоторые проблемы совершенствования
системы источников права, которые необходимо
рассмотреть.
Первая проблема - это необходимость
гармонизации государственного и коллективно-договорного
правового регулирования и соответственно
нормативных правовых и коллективно-договорных
актов. В качестве основ гармонизации
необходимо выделить: сохранение на обозримый
период значения государственных актов
в качестве основных регуляторов; законодательное
установление пределов коллективно-договорного
регулирования; определение правил разрешения
коллизий между нормативными правовыми
и коллективно-договорными актами.
Сохранение высокого значения
государственного регулирования необходимо
в силу ряда причин, главными из которых
являются социально-экономическая нестабильность,
которая в соответствии со сложившейся
закономерностью влечет за собой более
активное вмешательство государства в
трудовые отношения, и отсутствие сформировавшейся
стабильной системы коллективно-договорных
актов.
В настоящее время действует
сложная иерархия соглашений и коллективных
договоров, которая не охватывает определенной
части организаций, основанных на частной
собственности, и практически всех субъектов
малого предпринимательства.
Вторая проблема, связанная
с совершенствованием системы источников
трудового права, внутрисистемных связей,
касается взаимодействия федеральных
и региональных нормативных правовых
актов в сфере труда.
Статья 6 ТК, посвященная разграничению
полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной
власти субъектов РФ в сфере трудовых
отношений и иных непосредственно связанных
с ними отношений, вслед за Конституцией
РФ (ст.37) применяет два критерия разграничения
полномочий: предмет регулирования; содержание
(объем) регулирования.
Разграничение полномочий между
федеральным и региональным законодателем
произведено на базе сложившихся традиций
и фактически закрепляет уже существующее
соотношение федеральных и региональных
нормативных актов, при котором федеральное
законодательство выступает основным
регулятором, а для регионального законодателя
обеспечивается возможность учета местных
особенностей в организации и использовании
зависимого (несамостоятельного) труда.
Также некоторые конкретные
вопросы соотношения федерального и регионального
законодательства остались нерешенными.
Главной причиной такого положения, является
отсутствие четкости в самой концепции
разграничения полномочий. Это обстоятельство
привело к изобретению довольно сложных
конструкций, сочетанию элементов разных
моделей разделения компетенции между
федеральными и региональными органами
власти и, как следствие, возникновению
дополнительных проблем. В частности,
не указано, что право на опережающее регулирование
должно распространяться только на условия
труда (обеспечиваемый государством уровень
трудовых прав, свобод и гарантий) и некоторые
процедурные вопросы (порядок ведения
коллективных переговоров, порядок заключения
трудового договора и т.п.), что допускает
возможность противоречивого развития
системы источников трудового права. Чтобы
избежать этого, необходимо более четко
обозначить системные связи между федеральным
и региональным законодательством12.
Третья проблема развития системы
источников трудового права связана с
соотношением коллективного договора
и локального нормативного акта. Большинство
вопросов, которые имеют значение на уровне
организации, могут быть решены либо в
коллективном договоре, либо в локальном
нормативном акте. Коллективный договор
обладает приоритетом перед локальным
актом (ст.8 ТК).
Эта совершенно правильная
позиция, к сожалению, не нашла последовательного
отражения в особенной части Трудового
кодекса, который относит решение конкретных
вопросов то к компетенции исключительно
социальных партнеров (место и сроки выплаты
заработной платы - ст.136 ТК), то к компетенции
работодателя (разделение рабочего дня
на части - ст.105 ТК). Зачастую локальные
нормативные акты рекомендуется принимать
в качестве приложений к коллективному
договору (правила внутреннего трудового
распорядка, графики сменности и др.), что
противоречит положениям общей части
Трудового кодекса, совершенно правильно
рассматривающей коллективный договор
и локальный нормативный акт как самостоятельные
виды источников трудового права.
Эффективность сложившейся
в современной России системы источников
трудового права можно оценить исследовав
формы выражения права.
2. Виды источников
трудового права
2.1 Конституция
Российской Федерации как основополагающий
источник трудового права
"Конституция Российской
Федерации имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и применяется
на всей территории РФ. Законы
и иные правовые акты, принимаемые
в РФ, не должны противоречить
Конституции РФ" (ч. 1 ст. 15). "Суд,
установив при рассмотрении дела несоответствие
акта государственного или иного органа,
а равно должностного лица Конституции
РФ, федеральному конституционному закону,
федеральному закону, общепризнанным
принципам и нормам международного права,
международному договору Российской Федерации,
принимает решение в соответствии с правовыми
положениями, имеющими наибольшую юридическую
силу" (ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного
закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О
судебной системе РФ")13. Следовательно, в этом случае
истец может обратиться в суд с иском "о
неприменении судом нормативного правового
акта, противоречащего нормативному правовому
акту, имеющему наибольшую юридическую
силу". Суд, рассматривая конкретный
спор и установив противоречие в нормативных
правовых актах (иерархическую коллизию),
должен принять решение в соответствии
с нормативными правовыми актами, имеющими
наибольшую юридическую силу.14
Названные и иные положения
Конституции РФ, а также Федерального
Конституционного закона послужили Верховному
Суду РФ основаниями для принятия Постановления
Пленума № 8 от 31 октября 1995 года "О некоторых
вопросах применения судами Конституции
РФ при осуществлении правосудия", в
соответствии с п. 2 которого судам при
рассмотрении дел следует оценивать содержание
закона или иного нормативного правового
акта и во всех необходимых случаях применять
Конституцию РФ в качестве акта прямого
действия; суд, разрешая дело, непосредственно
применяет Конституцию РФ, в частности
когда придет к выводу, что федеральный
закон или иной нормативный правовой акт
находится в противоречии с соответствующими
положениями Конституции.15
Часть 1 ст. 72 Конституции РФ
относит трудовое законодательство "к
совместному ведению". В ст. 26.4 "Участие
органов государственной власти субъекта
Российской Федерации в рассмотрении
Государственной Думой Федерального Собрания
РФ проектов федеральных законов по предметам
совместного ведения" Федерального
Собрания "Об общих принципах организации
законодательных и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ
", принятого 22.09.99 года, конкретизировано
оценочное понятие "совместное ведение":
"...проекты федеральных законов по предметам
совместного ведения согласовываются
с законодательными и высшими исполнительными
органами государственной власти субъектов
РФ в порядке, установленном настоящей
статьей...".
Несмотря на то что "в Российской
Федерации не должны издаваться законы,
отменяющие или умаляющие права и свободы
человека и гражданина" (ч. 2 ст. 55 Конституции
РФ), в Трудовом кодексе РФ в прежней редакции
появилась, на наш взгляд, по меньшей мере
спорная ст. 59, предусматривающая еще 18
оснований для заключения срочного трудового
договора по инициативе работодателя
либо работника. На практике, как правило,
- работодателя.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ
гарантирует: права и свободы человека
и гражданина могут быть ограничены только
федеральным законом. Часть 2 ст. 19 Конституции
РФ установила: государство гарантирует
равенство прав и свобод человека и гражданина,
в том числе независимо от должностного
положения. Статья 3 Трудового кодекса
РФ также по существу повторила конституционные
положения: "...каждый имеет равные возможности
для реализации своих трудовых прав".
Никто не может быть ограничен в трудовых
правах и свободах или получать какие-либо
преимущества независимо, в частности,
от возраста и должностного положения.
Конституция РФ ввела ряд новых
положений принципиального характера,
которые имеют непосредственное отношение
к содержанию источников российского
права, в том числе и трудового. Основной
Закон провозглашает: права и свободы
человека и гражданина являются высшей
ценностью. В статье 37 Конституции РФ закреплены
основные права в сфере труда, в том числе
принципы свободы труда; запрещение принудительного
труда; право на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены; право
на трудовые споры, включая право на забастовку.
Трудовое законодательство
согласно ст. 72 Конституции РФ находится
в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Статья 6 ТК РФ посвящена вопросам разграничения
полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной
власти субъектов РФ в сфере трудовых
отношений. Законы и нормативные правовые
акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового
права, не должны противоречить Трудовому
кодексу РФ, иным федеральным законам,
указам Президента РФ, постановлениям
Правительства РФ и нормативным правовым
актам федеральных органов исполнительной
власти. Принцип неухудшения положения
работника в трудовом законодательстве
субъектов РФ по сравнению с федеральным
законодательством означает, что базовый
уровень гарантий, определяемый трудовым
законодательством, должен быть незыблем.
Таким образом, Конституция
РФ занимает высшую ступеньку в иерархии
источников трудового права. Другие источники
трудового права должны соответствовать
конституционным требованиям. Действующая
Конституция РФ предполагает организацию
определенного правопорядка, в том числе
и в сфере труда.
2.2 Трудовой кодекс
Российской Федерации – главный
источник трудового права
Нужно сказать, что действующий
Трудовой кодекс РФ, решил многие принципиальные
вопросы, имеющие значение для применения
трудового законодательства. В период
работы над Кодексом шли напряженные дискуссии.
В Государственную Думу было внесено сразу
несколько разных проектов этого документа,
а при доработке ко второму чтению взятого
за основу правительственного варианта
рассмотрено около 2 тыс. поправок. Наличие
различных интересов участников трудовых
отношений (работников, работодателей
и государства) и многочисленные попытки
найти компромисс привели к тому, что в
тексте Трудового кодекса РФ содержалось
множество норм, допускающих неоднозначное
их толкование.
Трудовой кодекс РФ был принят
Государственной Думой 21 декабря, одобрен
Советом Федерации 26 декабря и подписан
Президентом РФ 30 декабря 2001 года. С 1 февраля
2002 года он вступил в силу. За всю историю
России это четвертый кодекс. Предыдущие
акты назывались кодексами законов о труде
и были приняты в 1918, 1922 и 1971 гг. Последний
просуществовал в России около 30 лет.
Сохраняя определенную преемственность
норм, Трудовой кодекс РФ существенно
отличается от всех предыдущих российских
кодифицированных актов в сфере труда
по своей структуре и содержанию, по месту
и роли в системе регулирования трудовых
отношений, по своим целям, по способам
реализации и защиты его положений, а также
значительным количеством отдельных норм,
изложенных в нем.
Трудовой кодекс РФ значительно
расширил общие положения, на федеральном
уровне закрепил в систематизированном
виде социальное партнерство в сфере труда.
Характерным является и то, что он усиливает
отраслевую принадлежность норм трудового
права. Кроме того, он содержит много новых
и важных положений, относящихся ко всем
институтам российского трудового права.
Основные принципы правового
регулирования трудовых отношений и иных
непосредственно связанных с ними отношений
- это главные положения, кратко отражающие
суть действующего трудового законодательства
и политику государства в его развитии
по установлению и применению условий
труда, защите трудовых прав и законных
интересов работников, работодателей
и других субъектов трудового права. Они
предопределены требованиями экономических
законов организации труда в нашем обществе,
служат основой для направления дальнейшего
развития трудового законодательства
и являются сущностной категорией трудового
права, поскольку кратко отражают суть
норм данной статьи.