Понятие локального нормотворчества. Субъекты локального нормотворчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 09:50, контрольная работа

Краткое описание

Источником нормотворческих полномочий частнохозяйствующего работодателя выступают не государственная или муниципальная власть, а его экономическая власть, проистекающая из факта правомерного обладания всеми факторами производства, включая труд. Работодатель реализует свои нормотворческие полномочия в пределах своей правосубъектности, устанавливаемой законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Целью данной работы является изучение понятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, субъектов локального нормотворчества и их видов.

Содержание

Введение……………..………………………………………………….…3
1. Понятие локальных норм права, их место и значение в системе источников трудового права…………….……………………….………….…5
2.Субъекты локального нормотворчества…………………………..…..11
3. Виды локальных нормативных актов……………………………….15
Заключение………………………………………..………………….…..21
Список используемой литературы………………………………...…...22

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие локального нормотворчества. Субъекты локального нормотворчества..docx

— 45.80 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего  профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

 

Юридический факультет

 

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса.

 

 

 

Понятие локального нормотворчества. Субъекты локального нормотворчества.

 

 

 

                                                             Выполнила студентка

                                                          1 курса, 334м группы

                                                         Леонтьева Екатерина

                                         Евгеньевна

                                                                    _______________________

                                         

 

 

 

                                                                 

 

Барнаул  2014

Содержание

Введение……………..………………………………………………….…3

1. Понятие локальных норм  права, их место и значение  в системе источников трудового  права…………….……………………….………….…5

2.Субъекты локального нормотворчества…………………………..…..11

3. Виды локальных нормативных  актов……………………………….15

Заключение………………………………………..………………….…..21

Список используемой литературы………………………………...…...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Правовое регулирование  трудовых отношений осуществляется  тремя способами.

 Во-первых, имеется централизованное  государственное и региональное  регулирование, основу которого  составляют федеральные законы  о занятости, профсоюзах, коллективных  договорах и соглашениях, забастовках, охране труда и некоторые другие. Эти законы решают отдельные  вопросы социальной защиты работников. Полноценное регулирование рыночных  отношений с помощью Трудового  кодекса (ТК) РФ сдерживается по  причине непринятия Правительством  РФ соответствующих правовых  актов. Подзаконные правовые акты  федеральных органов исполнительной  власти, решая отдельные вопросы  в области труда и его оплаты, не в состоянии восполнить  многочисленные пробелы трудового  законодательства. Слаба в этом  отношении и нормативная база  субъектов федерации.

Как видим, первый способ не обеспечивает в должной мере выполнение защитной функции трудового законодательства. В итоге наблюдается снижение трудовых гарантий работников при бесспорном диктате работодателей.

 Во-вторых, существует  индивидуально-договорное регулирование  условий труда. Работник и работодатель  свободны в определении содержания  трудового договора. Но свобода  работника, т.е. его возможность действовать  по своему усмотрению, очень ограничена: он может или согласиться с  условиями работодателя, а значит  получить работу, или отвергнуть  их и соответственно остаться  без места. Свобода работодателя, несомненно, несравнимо шире.

  В-третьих, допускается локальное регулирование трудовых отношений, которое предоставляет работникам наиболее действенные возможности для защиты своих интересов. Данная сфера нормотворчества ограничена рамками организации и распространяется на работников, заключивших с этой организацией трудовые договоры. Суть локального регулирования сводится к обеспечению самоорганизации сторон трудового правоотношения. Разрабатывая и принимая локальные нормы права, работодатель и работники реализуют принцип «самопомощи» в форме локальных стандартов труда.

Целью данной работы является изучение понятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, субъектов локального нормотворчества и их видов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие локальных норм права, их место и значение в системе источников трудового права

 Легальное определение  локальных нормативных актов  впервые было сформулировано  в ТК РФ.1 Согласно ст. 8 это акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Локальным нормативным актам присущи все признаки, характерные для нормативного правового акта.

1. Волевое содержание. В  локальном нормативном акте воплощается  воля разработчиков данного акта, а также субъектов и участников  нормотворчества, которые на разных  этапах разработки, обсуждения и  принятия документа выражали  свое отношение к нему.

Демократические начала волевого содержания локального нормативного акта проявляются в их приближенности к действительности, т.е. к условиям конкретной организации. В содержании основных локальных актов, особенно коллективного договора и других совместных или согласованных проектов локального нормотворчества, выражается воля не только работодателя, но и работников в лице их представителей. В локальных актах, предусмотренных трудовым законодательством, воплощение воли работников поставлено в зависимость от усмотрения работодателя, хотя эти акты принимаются последним с учетом мнения представительного органа работников. Локальные нормативные акты, не предусмотренные законодательством о труде, находятся во власти работодателя, который, однако, должен руководствоваться предписаниями законодателя относительно их содержания и уведомления о нем работников.

Государственная воля непосредственно выражается в тех локальных нормативных актах, принятие которых разрешено законодателем посредством прямого указания или их санкционирования. В иных случаях принятия локальных норм государственная воля проявляется опосредованно. Государство всегда остается органом, который устанавливает «правила игры» и гарантирует реальное осуществление локальных норм права.

2. Официальный характер. Этот признак связан с первым, так как официальный характер  локальные нормативные акты получают  благодаря нормотворческим органам. Для централизованных правовых  актов установлены повышенные  требования, включающие процедуры  их принятия, опубликования и  доведения до сведения правоприменителей. Отсутствие официального опубликования означает, что, во-первых, нормотворческий орган не полностью выполняет свои обязанности, во-вторых, создаются основания для нарушения прав и свобод граждан.

Законодатель при разработке проекта ТК РФ уклонился от решения вопроса об опубликовании или ином способе доведения до сведения работников локальных нормативных актов. Представляется, что в ст. 22 «Основные права и обязанности работодателя» необходимо внести следующее положение: «Работодатель обязан предоставить работникам возможность ознакомиться с локальными нормативными актами, действующими в организации». Это можно сделать путем создания сайта или специальной программы организации, посвященных принятым локальным актам, разработки стандарта предприятия (СТП), содержащего информацию

обо всех локальных документах организации, изучить которые будет удобно в специально выделенном помещении или библиотеке.2 Только с момента доведения до работников содержания каждого локального акта можно говорить о его действии.

3. Множественность и иерархическое  построение. Иерархия источников  права, т.е. установление субординационных  связей между различными формами  права, имеет существенное значение  и для формирования системы  локальных нормативных актов. Основу  иерархии локальных источников  составляет коллективный договор, входящий в систему социального  партнерства и представляющий  собой соглашение работодателя  и работников о регулировании  трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений. Именно  коллективный договор предопределяет  иные уровни локальных нормативных  актов.

Множественность локальных источников трудового права обусловлена тем, что нормотворческими функциями закон наделил не только работодателя и его представителей, но и работников и их представительные органы.

4. Всеобщий характер локальных  нормативных актов проявляется  в том, что они касаются неопределенного  круга лиц данной организации  и рассчитаны на неоднократное  применение. Как отметил С.П. Маврин, «общим качеством, объединяющим все локальные акты, регулирующие отношения в области определения требований к содержанию труда, его режиму, рабочему времени и времени отдыха, заработной плате и прочему, в один вид источников трудового права, является их внутрикорпоративный характер, который наделяет их чертами обязательности только применительно к членам одной производственно-трудовой корпорации».3 Иными словами, локальные нормы рассчитаны на персонально неопределенный круг лиц, состоящих с данной организацией в трудовых правоотношениях.

Локальные нормативные акты действуют непрерывно и постоянно. Их «неисчерпаемость» проявляется в том, что и после совершения предписаний, заложенных в них, они не прекращают свое действие.

5. Компетенция субъектов, уполномоченных создать нормативный  акт, и процедура его принятия  установлены ТК РФ, иными законами  и правовыми актами. В отдельных  случаях законодатель предоставляет  субъектам нормотворчества право  самим ввести процедуры принятия  нормативного акта. Так, порядок  разработки проекта коллективного  договора и его заключения  определяется сторонами в соответствии  с ТК РФ и другими федеральными  законами. При принятии локальных  нормативных актов в случаях, не предусмотренных законодательством  о труде, порядок разработки проекта  локального документа, возможности  его обсуждения с представительными  органами работников определяются  работодателем.

6. Документальное оформление. Локальный нормативный акт –  это всегда письменный документ. Требования к его форме, языку, стилю изложения, структуре и содержанию, наличию соответствующих реквизитов (дата принятия, номер, наименование, регистрация и др.), регулируются в централизованном порядке, формируются учеными.

ТК РФ устанавливает требования как к форме акта (положения, инструкции, графики и т.д.), так и к структуре и содержанию некоторых локальных актов (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка). Искажение формы или выход за пределы круга вопросов, решение которых предписано в конкретном акте, видимо, будет означать нарушение компетенции правотворческого органа. Письменная форма способствует единообразному пониманию сути акта. Она необходима для применения возможных санкций в случаях неисполнения локальных норм.

7. Предназначенность для  регулирования социально значимых  общественных отношений. Не все  общественные отношения должны  подвергаться правовому регулированию. Так, технические нормы возводить  в ранг локального акта представляется  нецелесообразным. Антипримером локального нормативного акта могут служить «Общие правила проведения генеральной уборки процедурного кабинета», которые опубликованы под рубрикой «Пример локального регулирования генеральных уборок» и рекомендованы главным врачам медицинских учреждений для утверждения».

Наряду с общими чертами, характерными для всех нормативных актов, локальным источникам права присущи следующие специфические особенности.

1. Они имеют подзаконный  характер. В основе их формирования  лежат правовые нормы общего  действия, которые с учетом местных  условий могут дополняться, уточняться  или конкретизироваться. В соответствии  со ст. 5 ТК РФ локальные акты  вместе с актами органов местного  самоуправления замыкают общую  систему источников трудового  права.

2. Основным, доминирующим  субъектом локального нормотворчества  является работодатель, который  может (а в отдельных случаях  обязан) принимать локальные нормативные  акты в пределах своей компетенции. Причем в локальных актах, предусмотренных  трудовым законодательством, воплощение  воли работников, связанной с  нормотворчеством, поставлено в  зависимость от усмотрения работодателя. Локальные акты, специально не  предусмотренные законодательством о труде, полностью находятся в компетенции работодателя, однако он должен руководствоваться предписаниями законодателя относительно их содержания и письменного уведомления о них работников заблаговременно и в установленные сроки.

3. Локальные нормативные  акты предназначены только для  внутреннего использования в  рамках конкретной организации. Регулируя трудовые и иные  тесно связанные с ними отношения, локальные акты отличаются наибольшей  по сравнению с другими правовыми  актами приближенностью к работнику. Это выражается в том, что с  их помощью формируются содержание  каждого трудового договора, устанавливается  перечень информации о работнике  и иные вопросы, касающиеся его  персональных особенностей. Как  правило, посредством реализации  локальных норм работник получает  вознаграждение за труд, дополнительные  по сравнению с законодательством  льготы и преимущества, выплачиваемые  за счет средств организации.

Информация о работе Понятие локального нормотворчества. Субъекты локального нормотворчества