техники и технологий, средств индивидуальной
и кол-
лективной защиты; участие государства
в финансиро-
вании мероприятий по охране труда; защита
интере-
сов работников, пострадавших от трудового
увечья,
членов их семей и т. д.).
3. Организационные принципы
охраны труда
(подготовка специалистов в области
охраны труда, ин-
формирование работников о состоянии
условий и ох-
раны труда на производстве).
Статья 37 Конституции РФ, ст. 21 ТК РФ и
ст. 4 За-
кона об охране труда закрепляют право
каждого ра-
ботника на охрану труда. Оно включает
в себя право
на:1) безопасное рабочее место;
2) возмещение вреда здоровью
в связи с трудовой
деятельностью;
3) бесплатное обеспечение средствами
коллектив-
ной и индивидуальной защиты;
4) обучение безопасным методам
и приемам труда
за счет работодателя;
5) бесплатную переподготовку за
счет работода-
теля;
6) обращение с жалобой в соответствующие
органы
власти и профсоюзы о неудовлетворительных
услови-
ях охраны труда и др.
Статья 9 Закона об охране труда и ст.
220 ТК РФ за-
крепляют гарантии права работника на
охрану труда,
условия труда, которые должны соответствовать
тре-
бованиям охраны труда, и т. д.
Статья 14 указанного Закона и ст. 212 ТК
РФ уста-
навливают обязанности работодателя
по обеспече-
нию безопасных условий и охраны труда.
Работодатель обязан обеспечить: безопасность
ра-
ботников-при. эксплуатации зданий, сооружений,
обо-
рудования; применение средств индивидуальной
и
коллективной защиты работников; проведение
атте-
стации рабочих мест по условиям труда,
режиму труда
и отдыха работников и т. д.
гории тяжелых
Вопрос 27.
Индивидуальные трудовые споры:
понятие, порядок рассмотрения в Комиссии
по трудовым спорам
Индивидуальные трудовые споры (ИТС)
- это
неурегулированные разногласия между
работодате-
лем и работником по вопросам применения
законов и
иных нормативных актов, содержащих нормы
трудо-
вого права, коллективного договора,
соглашения,
трудового договора (в том числе об установлении
или изменении индивидуальных условий
труда), о ко-
торых заявлено в орган по рассмотрению
индивиду-
альных трудовых споров (ст. 381 ТК). ИТС
рассмат-
риваются комиссиями по трудовым спорам
(КТС) и
судами.
КТС является органом трудового коллектива.
Она
создается во всех учреждениях, организациях
по ини-
циативе работников и (или) работодателя
на паритет-
ных началах из представителей сторон.
Представите-
ли работников избираются общим собранием
(конфе-
ренцией) трудового коллектива тайным
или открытым
голосованием (по усмотрению собрания
или конфе-
ренции). Представители работодателя
назначаются в
комиссию руководителем организации.
Из состава ко-
миссии избирается председатель КТС
и ее секретарь
(для введения делопроизводства,
хранения дел
и т. д.).
Трудовой спор подлежит рассмотрению
в КТС, если
работник самостоятельно или с участием
его предста-__
вителя не урегулировал разногласия
при непосредст-
венных переговорах с работодателем.
Срок обраще-
ния в КТС - три месяца со дня, когда работник
узнал
или должен был узнать о нарушении своего
права.
Если срок пропущен по уважительной причине,
КТС
может его восстановить.
Заявление работника подлежит обязательной
ре-
гистрации в журнале поступления заявлений.
ИТС
рассматривается в течение 10 календарных
дней в
присутствии работника-заявителя или
заочно - по
письменному заявлению работника. Решение
КТС
принимает тайным голосованием большинством
го-
лосов.
В решении указываются: наименование
органи-
зации, Ф.И.О., профессия, специальность,
долж-
ность заявителя, дата обращения в КТС
и дата рас-
смотрения спора, существо спора, фамилии
при-
сутствующих членов КТС, результаты голосования
и
мотивированное со ссылкой на норму права
реше-
ние.
Решение КТС имеет мотивировочную и резолютив-
ную части. Протокол заседания КТС должен
быть под-
писан председателем или его заместителем
и заверен
печатью КТС.
Решение КТС может быть обжаловано работником
или администрацией в 10-дневный срок
со дня вруче-
ния им копии решения.
Вопрос 28
Государственный контроль
и надзор
за соблюдением трудового
законодательства
Государственный контроль и надзор за
соблюдени-
ем трудового законодательства и охраны
труда во
всех организациях на территории РФ осуществляет
Федеральная инспекция труда (ФИТ) и подведомст-
венные ей государственные инспекции
труда на мес-
тах (согласно положению ≪О Федеральной
инспекции
труда≫, утв. постановлением Правительства
РФ от
28 января 2000 г.).
Система органов ФИТ является единой
и централи-
зованной. Руководство деятельностью
ФИТ осуществ-
ляет Главный государственный инспектор
труда РФ,
назначаемый на должность и освобождаемый
от
должности Правительством РФ. В свою
очередь, он
назначает и освобождает от должности
руководителей
государственных инспекций труда в субъектах
РФ -
главных государственных инспекторов.
Государственные инспекторы труда наделены
кру-
гом прав и полномочий. Они анализируют
обстоятель-
ства и причины выявленных нарушений
трудового за-
конодательства, правил охраны труда,
принимают
меры по их устранению и восстановлению
нарушен-
ных трудовых прав граждан; обобщают
данные о со-
стоянии и причинах производственного
травматизма,
разрабатывают меры по их профилактике,
принимают
участие в расследовании несчастных
случаев на про-
изводстве; рассматривают и согласовывают
проекты__
отраслевых и межотраслевых правил по
охране труда
и т. д. (ст. 356 ТК).
Государственный контроль за соблюдением
правил
по безопасному ведению работ в отдельных
отраслях
и на некоторых объектах промышленности
наряду с
ФИТ осуществляют федеральные надзоры.
Они дей-
ствуют на основе ТК РФ и положений о
них, утвер-
жденных Правительством РФ.
1. Государственный надзор за
безопасным ведением
работ в промышленности осуществляет
Федеральный
горный и промышленный надзор РФ (Госгорпромтехнад-
зор). Он следит за соблюдением норм по
охране труда в
организациях угольной, горнорудной,
горно-химической,
нефтедобывающей, металлургической промышленно-
сти, при ведении взрывных работ в промышленности.
2. Государственный энергетический
надзор РФ (Гос-
энергонадзор) осуществляет надзор за
проведением
мероприятий, обеспечивающих безопасное
обслужи-
вание электрических и теплоизолирующих
установок
(СТ.367ТК).
3. Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор РФ (Госсанэпидемнадзор) осуществляет
над-
зор за соблюдением организациями санитарно-гигие-
нических и санитарно-противоэпидемиологических
норм и правил (ст. 368 ТК).
4. Государственный надзор за
ядерной и радиацион-
ной безопасностью РФ (Госатомнадзор)
следит за со-
блюдением правил ядерной и радиационной
безопас-
ности (ст. 369 ТК).
ВопросЗЭ
Порядок расследования несчастных
случаев
на производстве (ч. 1)
Расследование и учет несчастных случаев
на произ-
водстве возлагается на работодателя.
Согласно ст. 227 ТК расследуются и подлежат
учету
в качестве несчастных случаев на производстве:
трав-
ма; острое отравление; тепловой удар;
ожог; обморо-
жение; поражение током; телесные повреждения
и т. д., повлекшие за собой необходимость
перевода
работника на другую работу, временную
или стойкую
утрату им трудоспособности или смерть
работника,
если эти случаи произошли в определенное
время: в
течение рабочего времени на территории
организации
или вне ее; при следовании к месту работы
или с ра-
боты на транспорте, предоставленном
работодателем
(его представителем); при следовании
к месту служеб-
ной командировки и обратно; при работе
вахтовым ме-
тодом во время междусменного отдыха;
при привлече-
нии работника к участию в ликвидации
последствий
катастрофы, аварии и др.
К лицам, в отношении которых производится
рассле-
дование и учет несчастных случаев на
производстве,
относятся: работники, выполняющие работу
по трудо-
вому договору; студенты и учащиеся, проходящие
производственную практику в организациях;
лица, осу-
жденные к лишению свободы и привлеченные
к труду
администрацией организации; деятельности
организа-
ции или индивидуального предпринимателя.__
Статьи 228-230 ТК подробно излагают правила
рас-
следования и учета несчастных случаев
на производ-
стве.
Статья 228 ТК устанавливает порядок действий
ра-
ботодателя при несчастных случаях.
Статья 229 - правила их расследования.
Для рас-
следования несчастных случаев работодатель
созда-
ет комиссию (не менее трех человек). В
нее входят:
специалист по охране труда или лицо,
назначенное
ответственным за организацию работы
по охране тру-
да приказом (распоряжением) работодателя;
предста-