Понятие трудовых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:40, контрольная работа

Краткое описание

Динамичность отрасли трудового права предполагает, как следствие, необходимость постоянного обновления и даже в некоторых случаях создания новой нормативно-правовой базы, отвечающей потребностям общества на данном этапе его развития. Опыт показывает, что законодатель в рамках национальной правовой системы, как правило, не успевает за изменениями социально-экономического характера, требующими законодательного признания новых договорных форм или изменения уже существующих и выработки применительно к ним соответствующих регулятивных средств.

Содержание

Введение 2
1. Понятие трудовых споров 3
1.2. Классификация и виды трудовых споров 6
2.Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров 9
Порядок рассмотрения споров в КТС 9
Порядок рассмотрения споров в судах общей юрисдикции 11
3. Порядок разрешения коллективного трудового спора 13
Примирительная комиссия 13
Участие посредника 14
Регламент рассмотрения трудового спора 14
Заключение 17

Вложенные файлы: 1 файл

ТРправо.docx

— 48.26 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 2

1. Понятие трудовых споров 3

1.2. Классификация и виды трудовых споров 6

2.Порядок  рассмотрения индивидуальных трудовых  споров 9

Порядок рассмотрения споров в КТС 9

Порядок рассмотрения споров в судах общей  юрисдикции 11

3. Порядок  разрешения коллективного трудового  спора 13

Примирительная  комиссия 13

Участие посредника 14

Регламент рассмотрения трудового спора 14

Заключение 17

 

 

Введение

Человеческое общество не может  существовать бесконфликтно. В цивилизованном обществе должны создаваться все  условия если не для устранения причин конфликтов, то хотя бы для смягчения  их последствий. Это очень непростая  задача, и она решается тем труднее, чем более кризисная ситуация складывается для отдельного человека или общества в целом.

Динамичность отрасли трудового  права предполагает, как следствие, необходимость постоянного обновления и даже в некоторых случаях  создания новой нормативно-правовой базы, отвечающей потребностям общества на данном этапе его развития. Опыт показывает, что законодатель в рамках национальной правовой системы, как  правило, не успевает за изменениями  социально-экономического характера, требующими законодательного признания  новых договорных форм или изменения  уже существующих и выработки  применительно к ним соответствующих  регулятивных средств.

Трудовое законодательство в определенной степени решает эти вопросы, регулируя  порядок рассмотрения трудовых конфликтов. Этот порядок существенно различается  в зависимости от состава участников. Трудовые конфликты могут быть индивидуальными  и коллективными. И хотя коллективные споры возникают гораздо реже, чем индивидуальные, они таят в  себе гораздо большую опасность  для работодателей, для стабильности их бизнеса, да и всего общества в  целом 

Актуальность решения вопросов реализации трудовых прав и законных интересов граждан России всегда была в центре внимания государства  и общества, потому что эти права  и интересы носят социальный характер, правоотношения в этой сфере представляют собой особые социальные связи, которые  требуют комплексного регулирования.

 

1. Понятие трудовых споров

Законодательство о труде не дает определение понятия «трудовой  спор», устанавливая правила разрешения отдельных видов трудовых споров [17]. Вместе с тем, с начала двадцатого века данная категория всегда была объектом пристального внимания науки  трудового права.

Одной из первоочередных целей развития любой науки является обеспечение  четкости и ясности своего понятийного  аппарата. В этом аспекте исследование проблематики трудовых споров также  имеет смысл начать с установления реального содержания ключевых категорий. Определение содержания понятия  «трудовой спор», в свою очередь, требует предварительного выяснения  значений нескольких различных терминов [12, с. 152].

Словарь русского языка в качестве основной характеристики понятия «спор» употребляет указание на словесное  состязание, обсуждение чего-нибудь, в  котором каждый отстаивает свое мнение, а также дает его определение  через взаимное притязание на владение чем-нибудь, разрешаемое судом [11, с. 618].

Ключевым словом в понимании  спора выступает состязание, представляющее собой разновидность конкурентной деятельности людей, целью которого является стремление каждого из них  превзойти другого в чем-либо. Словесная форма, на которой делается акцент в этом значении спора, не единственный, а лишь один из возможных способов существования спора. Например, в  отдельных правовых системах достаточно широко распространены споры, которые  проводятся в письменной форме посредством  обмена документами без проведения словесных прений между сторонами.

В основе спора лежит отстаивание  каждым его участником собственного мнения. Тем самым, спор определяется в данном случае, как некая форма  активной деятельности людей, цель которой  составляет стремление каждого из них  отстоять собственное мнение. Эти  мнения не являются тождественными, более  того, они не совпадают и противоречат одно другому. Ведь если бы они совпадали, то спора, надо полагать, не было бы вовсе, т. к. отсутствовал бы мотив к состязанию и стремлению людей превзойти  друг друга. Иначе говоря, спор —  это словесное состязание, устное или письменное прение, в котором  каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает свое [6, с. 296]. Отсюда следует, что генезис спора кроется  не просто в собственном мнении того или иного человека, а в отсутствии согласия, или в разногласии мнений относительно чего- либо, т. е. в несовпадении или, что более точно, в столкновении мнений как минимум двух субъектов, каждый из которых стремится превзойти  другого на основе собственного мнения.

Особое место в ряду споров занимают споры в собственно юридическом  смысле слова, для которых характерны определенные отличительные признаки.

Первым из этих признаков является основа спора, в качестве которой  фигурирует не всякое разногласие, а  лишь то, которое имеет вполне конкретное юридическое значение, выражающееся в специфическом предмете разногласия. По существу в качестве предмета такого разногласия выступает объем  правообладания участников конкретных общественных отношений. В большинстве  случаев подобные разногласия возникают  во взаимоотношениях субъектов материального  права, уже связанных конкретными  правоотношениями и в силу этого  обладающих в отношении друг друга  определенным комплексом прав и обязанностей. Желание изменить соотношение прав и обязанностей, наполняющих этот комплекс на стороне конкретного субъекта, по общему правилу в пользу увеличения объема прав и сокращения числа обязанностей и составляет юридическую основу данных споров.

Вторым признаком спора в  собственно юридическом смысле слова  является переход его субъектов  к разрешению или урегулированию своего разногласия в рамках формализованных  процессуально-правовых форм или юридически обязательных либо рекомендуемых процедур. Стороны разногласия становятся в данной ситуации субъектами соответствующих  процессуальных либо процедурных правоотношений и приобретают характерные для  субъектов этих отношений специфические  права и обязанности.

Таким образом, к трудовым спорам в  собственно юридическом смысле слова  следует относить только те разногласия  правового характера, которые возникли между субъектами трудового права  и стали предметом разрешения или урегулирования, осуществляемого  в рамках нормативно-урегулированных  процессуальных форм или юридических  процедур.

Вместе с тем, данное определение, будучи чрезмерно общим, нуждается  в конкретизации с использованием того инструментария, который выработан  в науке трудового права.

Во-первых, поскольку любое столкновение в социальной сфере является столкновением  людей, групп, образований, вопрос о  субъектах спора является одним  из основных при определении существа трудовых споров.

Зачастую трудовой спор рассматривается  как разногласия между сторонами  трудового правоотношения [12, с. 489]. Вместе с тем, очевидно, что споры  трудо-правового характера могут  возникать не только в рамках непосредственно  трудовых отношений. Примером таких  споров могут служить споры, возникающие  из организационно управленческих отношений, в том числе споры, связанные с установлением условий труда, споры по поводу трудоустройства и т. п. Субъекты этих споров, как правило, не совпадают с субъектами трудового правоотношения. Следовательно, в качестве субъектов трудовых споров могут рассматриваться все субъекты трудового права.

Во-вторых, следует отметить, что  при определении предмета трудовых споров стало классическим использование  термина «разногласия».

Трудовые отношения характеризуются  противоположностью интересов их сторон, противоречия между которыми существуют объективно и постоянно, выступая основой  возникновения трудовых конфликтов. Однако разногласия между сторонами  возникают далеко не всегда и даже при наличии фундаментальных  противоречий между интересами работников и работодателя, эти отношения  могут развиваться и бесконфликтно.

Можно с полной определенностью  утверждать, что разногласия между  сторонами трудовых отношений, имеющими противоположные интересы, возникают  на определенной стадии их взаимодействия. Данные разногласия имеют место, как правило, по какому-либо конкретному  поводу, их предметом является конкретный факт применения установленных условий  труда, по-разному оцениваемый сторонами  трудовых или тесно связанных с ними отношений, либо конкретное условие труда, предлагаемое к установлению одним из субъектов договорного регулирования трудовых отношений и отвергаемое полностью или частично другим (другими).

Зачастую при определении понятия  «трудовые споры» подчеркивается, что  разногласия, являющиеся предметом  такого спора, должны быть не урегулированы  самими спорящими сторонами [16, с. 294; 17, с. 523]. Применительно к данной позиции  необходимо отметить, что с точки  зрения русского языка под «разногласием» понимается отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах, противоречие, несогласованность [11, с. 530], а под  «урегулированием» — упорядочивание, налаживание, направленное развитие чего-либо с целью привести в порядок, систему [11, с. 545]. Соответственно, разногласие  можно рассматривать как отсутствие упорядоченности, системности взаимоотношений. Поэтому урегулированных разногласий  попросту не существует, на что обращали внимание еще в 1974 году С.А. Голощапов  и В.Н. Толкунова [5, с. 6].

Помимо разногласий, являющихся предметом  трудового спора того или иного  вида, между субъектами трудового  права могут возникать разногласия, не связанные с их взаимоотношениями  в сфере трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений. Например, между профсоюзной организацией и работодателем на практике возникают  разногласия, связанные с условиями  безналичного перечисления работодателем  членских профсоюзных взносов на банковский счет профсоюзной организации. Хотя данный спор возникает между  субъектами трудового права, он носит  гражданско- правовой характер и рассматривается  по правилам, установленным арбитражным  процессуальным законодательством.

Особое значение имеет правильное разграничение трудовых и корпоративных  споров, рассматриваемых арбитражными судами на основании гл. 28.1 АПК РФ [2]. К числу последних отнесены споры, связанные с назначением  или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов  контроля юридического лица, а также  споры, возникающие из гражданских  правоотношений, между указанными лицами и юридическим лицом в связи  с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц; споры  об обжаловании решений органов  управления юридического лица.

Разногласия между субъектами трудового  права по поводу применения существующих условий труда или установления новых условий труда могут  разрешаться без какого-либо участия  юрисдикционных органов самими сторонами, причем не только в порядке, установленном  законом, но и с использованием иных способов, прямо не урегулированных  действующим законодательством. Поэтому  возможно утверждать, что трудовые споры могут разрешаться в  порядке, не противоречащем закону.

Исходя из вышеизложенного можно  предложить следующее определение  трудового спора: трудовой спор - разногласия, возникающие между субъектами трудового права по поводу применения существующих условий труда или установления новых условий труда, разрешаемые в порядке, не противоречащем закону.

1.2. Классификация и виды трудовых споров

В литературе трудовые споры принято  классифицировать по следующим основаниям:

• по спорящему субъекту;

• по характеру трудового спора;

• по виду спорного правоотношения.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. Так, споры о переводе, повышении работнику квалификационного разряда, увольнении и т. д. относятся к индивидуальным трудовым спорам, а споры профкома или трудового коллектива с работодателем, его администрацией, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении положений о премировании или других локальных нормативных актов, — это споры коллективного значения.

Индивидуальный трудовой спор отличен  от коллективного не только субъектным составом, но и содержанием предмета спора.

В индивидуальном трудовом споре спорящими  субъектами являются работник и работодатель. В нем работник оспаривает и защищает (самозащита) через юрисдикционный орган свое трудовое субъективное право (спор оправе) или свой законный трудовой интерес (спор об интересе).

В коллективном трудовом споре спорящими  субъектами являются работники одной или нескольких организаций (трудовые коллективы в лице их представителей) и работодатель или работодатели нескольких организаций (в лице их представителей, ассоциаций). В нем защищаются и оспариваются (предмет спора) трудовые права и законные интересы всего трудового коллектива (его части) или нескольких трудовых коллективов или права профсоюзов в сфере труда, быта, культуры как представителей работников. В коллективных спорах защищаются также полномочия трудовых коллективов, их жизненные интересы от диктата администрации работодателя. Предметом конкретного трудового спора является определенное право или законный интерес.

Коллективные споры могут возникать  из трех правоотношений:

• правоотношения трудового коллектива с работодателем, его администрацией, включая вышестоящий орган управления;

• правоотношения профкома с администрацией;

• социально-партнерских правоотношений представителей работников и работодателей с участием органов исполнительной власти на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях.

Информация о работе Понятие трудовых споров