Правовое регулирование дисциплины труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:56, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие источников трудового права их классификация и виды
2. Правовое регулирование дисциплины труда

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 30.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие источников трудового  права их классификация и виды

2.   Правовое регулирование дисциплины труда

3. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие источников трудового  права их классификация и виды

Источникам российского  трудового прав посвящена ст.5 Трудового Кодекса (далее ТК). Источники трудового права - это различные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

В статье определяется круг нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Регулирование  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений в  соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая  законодательство об охране труда) и  иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового  права. Предусмотренные в данной статье источники трудового права  можно классифицировать по степени  важности и юридической силы на федеральные  законы и подзаконные нормативные  правовые акты (см. рис.).

Среди источников трудового  права Конституция Российской Федерации  является Основным Законом, актом, обладающим высшей юридической силой. Действующая  Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. Она является документом прямого  действия и устанавливает основные положения правовой системы, закрепляет исходные начала, характерные для  всех отраслей права, в том числе  для трудового права.

После Конституции РФ среди  законов в сфере труда важнейшим  является Трудовой кодекс РФ. Это кодифицированный источник трудового права. Трудовой кодекс РФ был принят Государственной  Думой 21 декабря, одобрен Советом  Федерации 26 декабря и подписан Президентом  РФ 30 декабря 2001 г. С 1 февраля 2002 г. он вступил  в силу.

За всю историю России это четвертый кодекс. Предыдущие акты назывались кодексами законов  о труде и были приняты в 1918, 1922 и 1971 гг. Последний просуществовал в России около 30 лет.

Сохраняя определенную преемственность  норм, Трудовой кодекс РФ существенно  отличается от всех предыдущих российских кодифицированных актов в сфере  труда по своей структуре и  содержанию, по месту и роли в  системе регулирования трудовых отношений, по своим целям, по способам реализации и защиты его положений, а также значительным количеством  отдельных норм, изложенных в нем.

Части третья и четвертая  ст. 5 ТК РФ предусматривают приоритет  ТК РФ перед федеральными законами: "Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим  Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс".

Самостоятельную группу иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют указы Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить  Трудовому кодексу, а также иным федеральным законам. В случае противоречия они не могут иметь юридической  силы. Указы Президента РФ дают возможность  оперативно решать вопросы правового  регулирования трудовых отношений.

Среди нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, важное место занимают постановления Правительства  РФ. Главное правило таково, что  постановления Правительства РФ не могут противоречить положениям Трудового кодекса РФ, федеральным  законам и указам Президента РФ.

Постановления Правительства  РФ, в которых содержатся нормы  трудового законодательства, принимаются  для решения вопросов, отнесенных к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации.

Чаще всего они принимаются  для реализации положений Трудового  кодекса и иных федеральных законов. Так, в развитие ст. 340 ТК РФ принято  Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 911 "О гарантиях  и компенсациях работникам, направленным на работу в представительства Российской Федерации за границей".

Регулирование трудовых отношений  осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами федеральных министерств  и ведомств. Они не должны противоречить, прежде всего, Трудовому кодексу, федеральным  законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства  РФ.

Особое место среди  федеральных органов исполнительной власти в сфере труда занимает Министерство здравоохранения и  социального развития РФ (Минздравсоцразвития России). Оно издает постановления и разъяснения о применении действующего трудового законодательства.

Эти акты Минздравсоцразвития России обязательны для исполнения всеми министерствами, и ведомствами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями. Основная цель постановлений - обеспечивать единообразие решения вопросов, не имеющих каких-либо региональных особенностей.

В системе источников следует  отметить законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в основе которых лежат нормы  трудового права. Они действуют  при условии, что не противоречат федеральному законодательству. В настоящее  время расширяется сфера регионального  законодательства вообще, и в частности  в сфере трудового права. Эти  региональные акты должны устанавливать  более высокий уровень социальных гарантий в области трудового  права.

Статья 5 Трудового Кодекса  РФ в прежней редакции к источникам трудового права, в частности, относила акты органов местного самоуправления. В то же время п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит трудовое право к совместному ведению  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации. Местное же самоуправление в Российской Федерации обеспечивает только самостоятельное решение  населением "вопросов местного значения" (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ).

В части же десятой ст. 5 ТК РФ в редакции Федерального закона, принятого 16 июня 2006 г., установлено: "Органы местного самоуправления имеют право  принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового  права, в пределах своей компетенции  в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными  нормативными правовыми актами субъектов  Российской Федерации".

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.06.2008 N 77-ФЗ). Однако данный Закон не устанавливает прямых полномочий самих органов местного самоуправления по принятию нормативных актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Вместе с тем указанный  выше Закон относит к предметам  ведения местного самоуправления такие  важные вопросы, как обеспечение  социальной поддержки и содействие занятости населения.

Трудовой кодекс РФ устанавливает  положения общего характера, на основе которого органы местного самоуправления вправе применять акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.

Так, органы местного самоуправления могут применять нормативные  акты в области трудового права, которые определяют социальную защиту инвалидов, многодетных семей, режим  работы тех организаций, которые  расположены на территории соответствующего органа местного самоуправления. Кроме  того, органы местного самоуправления занимаются трудоустройством граждан  на вновь создаваемые и существующие рабочие места, предусматривают  дополнительные меры по улучшению условий  труда, разрабатывают меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. Следовательно, органы местного самоуправления применяют в пределах предоставленных им прав акты, содержащие повышенный уровень юридических  гарантий.

К числу источников трудового  права следует отнести и локальные  нормативные акты. Трудовой кодекс РФ существенно повысил роль, которую  призваны играть локальные нормативные  акты, содержащие нормы трудового  права, применяемые работодателем.

В Трудовом Кодексе значительно  расширена правовая основа для принятия локальных актов. Увеличен круг вопросов, по которым локальные нормативные  акты должны приниматься работодателем, существенно конкретизированы сами процедуры такого локального нормотворчества, предусмотрен новый минимум обеспечения  законности этих актов в рамках конкретной организации.

К локальным нормативным  актам, например, относятся: правила  внутреннего трудового распорядка данной организации, положение о  премировании или положение о вознаграждении по итогам работы организации за год и т.п. Локальные акты - это, как правило, результат совместного нормотворчества, осуществляемого непосредственно в организации между работниками и работодателем (их представителями), например профсоюзным органом данной организации и ее руководителем (директором, администрацией).

Применение локальных  нормативных актов связано, прежде всего, с управленческими функциями  работодателя, его руководством процессом  подбора работников, с которыми был  заключен индивидуальный трудовой договор.

Работодатель (за исключением  работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) принимает локальные нормативные  акты, содержащие нормы трудового  права, в пределах своей компетенции, предусмотренной законом, иным нормативным  правовым актом, а также коллективным договором, соглашением.

В случаях, предусмотренных  Трудовым Кодексом, законами и иными  нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при применении нормативных актов, содержащих нормы  трудового права, обязан учитывать  мнение представительного органа работников.

Трудовой кодекс расширил и конкретизировал формы участия  работников в принятии локальных  нормативных актов, содержащих нормы  трудового права.

Особенность локальных нормативных  актов состоит в том, что все  они имеют юридическую силу только в рамках конкретной организации.

Если локальный нормативный  акт ухудшает положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением  либо принят без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом порядка учета  мнения представительного органа работников, то он является недействительным и  не подлежит применению с момента  их принятия. В таких случаях применяются  трудовое законодательство или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Еще один источник трудового  права представляют собой соглашения: генеральные, региональные, межотраслевые  тарифные, отраслевые тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и др. Соглашения являются результатом договоренностей  всех участников соглашений, выступающих  как равноправные партнеры. Это представители  интересов работников на отраслевом, профессиональном и территориальном (федеральном, субъекта Российской Федерации, местном) уровнях в лице соответствующих  органов профсоюзов и их объединений.

Представителями интересов  работодателей на указанных уровнях  выступают полномочные органы объединений  работодателей или иные уполномоченные работодателями органы. Государственные  органы являются третьей стороной, участвующей в коллективных переговорах  и заключении соглашений.

Действующая Конституция  РФ позволяет сделать важный теоретический  и практический вывод: международное  право является источником права  в России.

Впервые в Трудовом кодексе  содержится самостоятельная статья, (ст.10) которая посвящена соотношению  между нормами международного права, международными договорами и национальным трудовым законодательством. Данная норма  основана на положениях п. 4 ст. 15 Конституции  Российской Федерации, где сказано, что общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством  и иными актами, содержащими нормы  трудового права, то применяются  правила международного договора.

Следовательно, нормы международного права следует рассматривать  как нормы прямого действия, которые  должны применяться всеми государственными органами, включая судебные.

Положение, содержащееся в  ч. 2 статьи 10, подчеркивает приоритет  норм международного права и международных  договоров при условии, что ими  установлены более льготные для  граждан нормы и правила по сравнению с трудовым законодательством  Российской Федерации.

Международные договоры приобретают  юридическую силу с момента их ратификации. Они могут затрагивать  вопросы об установлении определенных условий труда иностранных работников

В сфере труда к основным актам, принятым Международной организацией труда, относятся конвенции МОТ, которые определяют содержание всех правовых институтов трудового законодательства.

Совокупность конвенций  и рекомендаций, принятых МОТ, характеризуется  в зарубежной литературе и официальных  изданиях Международного бюро труда, таких, как Международный трудовой кодекс. По мере появления нового нормативного материала он дополняется и пересматривается. Международный трудовой кодекс является тематическим систематизированным  сводом трудовых норм по вопросам, входящим в компетенцию МОТ, и содержит даты их ратификации.

 

2.   Правовое регулирование дисциплины труда

Дисциплина труда есть необходимое условие всякой общей  работы, всякого совместного труда. Совместный труд нуждается в определенном порядке, в том, чтобы все совместно  работающие подчинялись этой дисциплине, порядку. Любая совместная деятельность людей нуждается в определенном согласовании. Особое значение упорядочение приобретает при объединении  работников для производства и распределения  материальных и духовных благ.

Информация о работе Правовое регулирование дисциплины труда