Правовое регулирование труда женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

В период становления гражданского правового общества наряду с изменениями в политической сфере, происходят изменения социального статуса личности. К числу важнейших научных проблем, требующих разрешения в условиях обретения Республикой Беларусь независимости, формирования и развития рыночных отношений в сфере экономики, относится проблема правового положения работающих матерей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЯЗИ С МЕТЕРИНСТВОМ
2.1 Общие гарантии, устанавливаемые женщинам, имеющим детей
2.2 Особенности регулирования труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.64 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ  СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН  В СВЯЗИ С МЕТЕРИНСТВОМ

2.1 Общие гарантии, устанавливаемые  женщинам, имеющим детей

2.2 Особенности регулирования  труда беременных женщин и  женщин имеющих детей в возрасте  до трех лет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. В период становления гражданского правового общества наряду с изменениями  в политической сфере, происходят изменения  социального статуса личности. В  международно-правовых документах говорится, что семья является естественной и основной ячейкой общества, которой  должна предоставляться по возможности  самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании  и пока на ней лежит ответственность  о несамостоятельных детях и  их воспитании. К числу важнейших  научных проблем, требующих разрешения в условиях обретения Республикой  Беларусь независимости, формирования и развития рыночных отношений в  сфере экономики, относится проблема правового положения работающих матерей.

О важности вопросов положения  женщин-матерей в обществе, свидетельствует  выделение их в самостоятельный  предмет международно-правового  сотрудничества государств в рамках международно-правовой отрасли – международная защита прав человека. Социальная защита прав женщин направлена на обеспечение им равных с мужчинами прав во всех сферах общественной жизни; физиологические способности женского организма, выполнение женской особой социальной функции – материнства, вызвали существование специальных норм, стоящих на страже интересов женщин. Актуальность теоретических исследований проблем правового положения женщин в связи с материнством обуславливается необходимостью изучения обновленного законодательства, определения объема прав и льгот женщинам по труду. Обращаясь сегодня к вопросу о труде женщин в общественном производстве со всей очевидностью видно, что он по-прежнему сопряжен с целым рядом трудностей. Кроме того, следует отметить, что в научной литературе комплексных исследований правового регулирования труда женщин в Республике Беларусь фактически не имеется

Тема курсовой работы: «Правовое  регулирование труда женщин».

Объектом исследования работы являются нормативные правовые акты, которые регулируют трудовой статус женщин в Республике Беларусь.

Предметом исследования работы являются правоотношения возникающие в связи с применением труда женщин и лиц, имеющих семейные обязанности.

Цель исследования состоит  в том, чтобы изучить, обобщить, систематизировать  законодательство, регулирующее Республикой  Беларусь труд женщин, изложить его  и внести предложения по его применению.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят  в том, чтобы:

- изучить историю развития  законодательства регулирующего  труд женщин в Республике Беларусь;

- проанализировать действия  национального законодательства  Республики Беларусь регулирующее труд женщин;

- рассмотреть особые условия  труда беременных женщин и  женщин имеющих детей в возрасте  до трех лет;

- охарактеризовать социальные  льготы и компенсации, предоставляемые  женщинам в связи с материнством.

Характеристика источников для написания. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь, международные  правовые акты; во-вторых, специальная  юридическая литература. Значительный вклад в разработку вопросов, связанных  с особенностями регулирования  труда женщин и работников, имеющих  семейные обязанности, внесли выдающиеся юристы, профессора, судьи, в частности, профессор Круталевич В.А., доктор юридических наук Литвинова Г.И., Поленина С.В., Тихиня В.Г., Азарова А.А., Абрамова А.Д. и другие.

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический  метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ ИМЕЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Правовое регулирование  труда женщин в международно-правовых актах о труде. Организация Объединенных Наций (ООН) уже в первых своих  документах обратилась к правам человека, в частности, в области труда  и социального обеспечения. Возможность  участия ООН в международном  регулировании труда и социального  обеспечения основывается на положениях п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, определяющих задачи международного сотрудничества по обеспечению уважения к правам человека и основным свободам.

Конкретизация этого осуществлена во Всеобщей декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Международная конвенция  о борьбе с торговлей совершеннолетними  женщинами, подписанная в Женеве 11 октября 1933 г., вступила в силу для БССР 21 июля 1948 г. Данный документ предписывал государствам наказывать лиц, занимающихся торговлей совершеннолетними женщинами, независимо от согласия женщин.

Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г. вступила в силу для БССР 9 ноября 1954 г.; в  ней закреплялось право женщины  избирать, быть избранной и занимать должности на общественно-государственной  службе. Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (Конвенция 100) от 29 июня 1951 г. вступила в силу для БССР 21 августа 1957 г., определив  средства и методы, используемые страной  для достижения равенства в сфере  оплаты труда. Конвенция о ежегодных  оплачиваемых отпусках (Конвенция 52) от 24 июня 1936 г. вступила в силу для БССР 6 ноября 1957 г. и ввела право любого человека на ежегодный оплачиваемый отдых

Конвенция об охране материнства (Конвенция 103) от 28 июня 1952 г. вступила в силу для БССР 6 ноября 1957 г.

В ней предусматривались  особые меры по охране материнства, предоставляющие  определенные привилегии женщинам: право  трудящейся женщины на обязательный и дополнительный отпуск после родов, на выплату денежного пособия  в период отпуска, на сохранение работы во время отпуска по беременности. Конвенция о применении труда  женщин на подземных работах в  шахтах любого рода (Конвенция 45) от 21 июня 1935 г. вступила в силу для БССР 4 августа 1962 г. Конвенция запрещала применение труда женщин в шахтах, за исключением  руководящей и обслуживающей  работы.

Конвенция о дискриминации  в области труда и занятий (Конвенция 111) от 25 июня 1958 г. вступила в силу для  БССР 4 августа 1962 г. Конвенция определяла понятие "дискриминации", обязывала  государства проводить политику равенства возможностей и обращения  в отношении труда.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. вступил в силу для  БССР 3 января 1976 г. В ст. 7 Пакта гарантировались  права женщин на труд "не хуже тех, которыми пользуются мужчины"; ст. 9 посвящена мерам по охране и поддержке  материнства и детства. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. вступила в силу для БССР 3 сентября 1981 г. В ней закреплялась необходимость введения равноправия во всех сферах жизни - политической, социально-экономической, сфере образования и уголовного права.

Конвенция № 26 о создании процедуры установления минимальной  заработной платы от 30 мая 1928 г. вступила в силу для Республики Беларусь 15 сентября 1994 г.

Республика Беларусь присоединилась к выполнению обязательств, направленных на улучшение положения женщин, закрепленных в Пекинской платформе действий, принятой в 1995 г. на IV Всемирной конференции ООН.

Во время беременности и, по крайней мере, в течение 3 месяцев  после родов (а в случае кормления  грудью и в течение более продолжительного периода) женщина не должна привлекаться к тяжелым и вредным работам, в том числе связанным с  поднятием, переноской, передвижением  тяжестей, с излишним или непрерывным  физическим напряжением, включая длительное стояние на ногах.

Женщина, обычно занятая  на работе, признаваемой компетентными  государственными властями вредной  для здоровья, имеет право на перевод  на другую работу без уменьшения заработной платы. В отдельных случаях это  право должно предоставляться каждой беременной женщине по предъявлении медицинской справки, удостоверяющей, что перемена работы необходима в  интересах здоровья женщины или  ее будущего ребенка.

Конвенция Международной  организации труда № 105 об упразднении  принудительного труда от 5 июня 1957 г. вступила в силу для Республики Беларусь 25 сентября 1996 г. Конвенция запрещает все практики по применению долговой кабалы и крепостной зависимости и иные виды принудительного труда.

Данные Конвенции распространяются на: - трудящихся мужчин и женщин, имеющих  обязанности в отношении находящихся  на их иждивении детей, когда эти  обязанности ограничивают их возможность  подготовки, доступа, участия или  продвижения в экономической  деятельности; - трудящихся мужчин и  женщин, имеющих обязанности в  отношении других ближайших родственников - членов их семей, которые нуждаются  в уходе или помощи, когда такие  обязанности ограничивают их возможности  подготовки, доступа, участия или  продвижения в экономической  деятельности.

Европейская социальная хартия также обращается к проблемам  лиц с семейными обязанностями. Статья 27 хартии обязывает страны - члены Совета Европы для обеспечения  реализации права на равенство и  на равное обращение работников - мужчин и женщин с семейными обязанностями  и всех остальных работников принять  соответствующие меры, с тем чтобы:

а) предоставить работникам с семейными обязанностями возможность  поступить на работу и оставаться занятыми, а также возобновить  работу после перерыва, вызванного семейными обязанностями, включая  организацию профессиональной ориентации и профессионального обучения таких  работников;

б) учитывать их нужды  при определении условий труда  и в области социального обеспечения;

в) развивать государственные  и частные социальные службы, поощрять их деятельность, в частности детские  сады и другие подобные учреждения, берущие на себя заботу о детях.

Можно сказать, что правовое регулирование труда лиц с  семейными обязанностями на международном  уровне прошло три этапа:

1)  с первых дней  создания МОТ (1919 г.) до 1965 г, когда  из всех лиц с семейными  обязанностями под защитой международных  норм были только беременные  женщины и женщины с грудными  детьми (кормящие матери);

2)  с 1965 по 1981 г. В  1965 г. Рекомендация № 123 «О труде  женщин с семейными обязанностями» распространила свое действие на женщин с детьми вообще (т. е. и более старшего возраста), а также с больными членами семьи;

3)  с 1981 г. в соответствии  с Конвенцией № 156 лицами с  семейными обязанностями признаются  трудящиеся мужчины и женщины  с находящимися на их иждивении  детьми либо с нуждающимися  в уходе другими ближайшими  родственниками.

Исходя из международных  трудовых норм, можно выделить следующие  категории лиц с семейными  обязанностями:

- беременные женщины;

- кормящие матери (с грудными  детьми);

- трудящиеся, на иждивении  которых находятся несовершеннолетние  дети;

- трудящиеся, имеющие обязанности  в отношении других ближайших  родственников, нуждающихся в  уходе или помощи.

После развала СССР, Республика Беларусь приобрела независимость  и стала самостоятельным государством, которое разрабатывало и утверждало законодательство, регулирующее труд женщин и лиц имеющих семейные обязательства.

Верховным Советом Республики Беларусь в 1991 г. были приняты постановление "О дополнительных мерах по улучшению  охраны материнства и детства  в Республике Беларусь", а также  две государственные программы: "Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных  катастрофой на ЧАЭС" и комплексная  целевая программа "Охрана материнства  и детства в условиях воздействия  последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС на 1991-1995 гг.". Программы позволили осуществлять дородовую диагностику врожденных пороков плода и ряда наследственных заболеваний.

Закон Республики Беларусь от 13.10.1992 года "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей", устанавливал, кроме всех ранее существовавших, поощрительное пособие в размере 50% минимальной заработной платы для женщины, ставшей на учет в женскую консультацию до 12-недельного срока беременности.

С 1 января 1993г. вводится в  действие Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В соответствии со статьей 12 указанного закона пенсии за работу с особыми условиями труда назначаются женщинам, работающим доярками (операторами машинного доения), операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм, животноводами, занятыми в профилакториях по уходу за телятами молочного периода в возрасте до 4-6 месяцев и на обслуживании коров-кормилиц с телятами (весь комплекс работ по кормлению, поению и уходу за скотом), операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм и свиноводами (кормление, поение, удаление навоза, уборка помещений и другие работы) по обслуживанию подсосных свиноматок с приплодом, холостых и супоросных свиноматок, поросят - отъемышей в возрасте до 4 месяцев, ремонтного молодняка, хряков-производителей и свиней на откорме в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства при условии выполнения установленных норм обслуживания.

Информация о работе Правовое регулирование труда женщин