Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 19:54, контрольная работа
Целью данной работы является исследование правового регулирования трудоустройства и занятости населения в РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие занятости и трудоустройства населения;
- характеризуется система органов, обеспечивающих решение проблемы занятости населения;
- определяются особенности правового регулирования высвобождения работников;
- характеризуется правовой статус безработного;
- характеризуются профессиональная подготовка и повышение квалификации по направлению службы занятости;
- показывается сущность временной занятости и общественных работ.
Введение 3
1. Понятие занятости и трудоустройства 5
2. Система органов, обеспечивающих решение проблемы
занятости населения 7
3. Правовое регулирование высвобождения работников 9
4. Правовой статус безработного 11
5. Профессиональная подготовка и повышение квалификации
по направлению службы занятости 13
6. Временная занятость и общественные работы 17
Заключение 19
Список литературы 21
Содержание
Введение
1. Понятие занятости и трудоустройства
2. Система органов, обеспечивающих решение проблемы
занятости населения
3. Правовое регулирование высвобождения работников 9
4. Правовой статус безработного
5. Профессиональная подготовка и повышение квалификации
по направлению службы
занятости
6. Временная занятость и общественные
работы
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Правовой механизм государственной политики в области занятости и трудоустройства в настоящее время включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер. Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются в поддержке государства.
Российское законодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
В целом правовой институт
занятости населения имеет
Тема данной контрольной работы - «Правовое регулирование трудоустройства и занятости» - актуальна в силу того, что: во-первых, организационно-правовые формы обеспечения занятости определяются как установленные государством организационные и правовые приёмы и средства, которые помогают гражданам получить возможность трудиться (или быть охваченными определённой формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определённую работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого; во-вторых, трудоустройство гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и занятости; в-третьих, трудоустройство и занятость непосредственно регулируют деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей.
Целью данной работы является исследование правового регулирования трудоустройства и занятости населения в РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие занятости и трудоустройства населения;
- характеризуется система органов, обеспечивающих решение проблемы занятости населения;
- определяются особенности правового регулирования высвобождения работников;
- характеризуется правовой статус безработного;
- характеризуются профессиональная подготовка и повышение квалификации по направлению службы занятости;
- показывается сущность временной занятости и общественных работ.
Объектом исследования
явились отношения при
Предметом работы стали нормы российского законодательства, призванные регулировать занятость и трудоустройство населения РФ.
1. Понятие занятости и трудоустройства
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен, а принудительный труд запрещен. Каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В целях реализации права граждан на труд государство прилагает усилия по их трудоустройству, правовое регулирование которого призвано обеспечить занятость населения в нашей стране.
Общие вопросы занятости
и трудоустройства
Понятия «занятость» и «трудоустройство» неразрывно связаны между собой как цель и средство ее достижения, причем каждое из них рассматривается в двух смысловых значениях: широком и узком.
Согласно ст.1 указанного Закона занятость в широком значении - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству РФ, и приносящая, как правило, им заработок и иной трудовой доход.
В узком значении занятость представляет собой приносящую регулярный заработок и иной доход трудовую деятельность по любым основаниям (например, по найму, на основе членства, выборов и т. д.), период осуществления которой включается в трудовой стаж, дающий право на государственное социальное страхование (обеспечение пособиями, пенсиями и предоставление льгот для работающих). [7, с. 43]
Виды занятости перечислены в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в РФ» [3], согласно которой занятыми признаются следующие граждане:
Под трудоустройством в широком значении понимается совокупность мероприятий (экономических, организационных, финансовых, правовых, медицинских) по обеспечению занятости трудоспособного населения.
Трудоустройство в узком
значении рассматривается как
2. Система органов, обеспечивающих решение проблемы
занятости населения
В обеспечении занятости населения участвуют органы двух видов: органы общей и специальной компетенции.
К числу органов общей компетенции относятся федеральные органы государственной власти и управления (в том числе Министерство труда и социального развития РФ), органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, работодатели, коллективы работников и профессиональные союзы.
Специальными органами, занимающимися вопросами трудоустройства и занятости населения являются Федеральная государственная служба занятости, координационные комитеты содействия занятости населения, негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству. [6, с. 129]
Правовой статус службы занятости закреплен в ст. 15 Закона «О занятости населения в РФ» и в Положении о Департаменте Федеральной государственной службы занятости, где закреплены цели и задачи, основные направления деятельности и права Департамента. Что касается городских и районных центров занятости населения, то они имеют статус государственных учреждений, организационно-методическое руководство деятельностью которых осуществляет соответствующий департамент по субъекту РФ.
В целях выработки
согласованных решений по определению
и осуществлению политики занятости
населения на федеральном и территориальном
уровнях в рамках социального
партнерства создаются координа
3. Правовое регулирование высвобождения работников
Принимая решение о высвобождении работников, работодатель вступает в правоотношения с другими субъектами, в том числе с территориальным органом Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения (далее – орган службы занятости).
Особенностью указанных отношений является то, что они возникают задолго до момента увольнения работника. Эти отношения условно можно подразделить на обязательные (т.е. установленные для работодателей в законодательных и иных нормативных правовых актах) и возможные.
Так, работодатель обязан своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме предоставить органам службы занятости информацию о возможных массовых увольнениях работников. Информация подается в тот орган службы занятости, в котором организация-работодатель зарегистрирована в качестве плательщика страховых взносов в Фонд занятости.
Форма предоставления информации предусмотрена постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 05.02.93 г. № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» и включает в себя следующие данные: наименование организации, юридический адрес, списочную численность занятых, причину массового высвобождения, число и категории работников, которых может коснуться высвобождение, даты начала и окончания высвобождения.
Работодатель не позднее чем за два месяца обязан довести до сведения органа службы занятости данные о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда.
Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрены также другие, хотя и непосредственно не связанные с высвобождением работников, обязанности работодателя. К ним относятся обязанность ежемесячного представления органам службы занятости информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), а также сведений о применении в отношении организации процедур о несостоятельности (банкротстве). Форма представления данной информации согласовывается органами службы занятости.
4. Правовой статус безработного
В соответствии со ст. 3 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» [3] безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Информация о работе Правовое регулирование трудоустройства и занятости