Правовое регулирование трудоустройства и занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 19:54, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование правового регулирования трудоустройства и занятости населения в РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие занятости и трудоустройства населения;
- характеризуется система органов, обеспечивающих решение проблемы занятости населения;
- определяются особенности правового регулирования высвобождения работников;
- характеризуется правовой статус безработного;
- характеризуются профессиональная подготовка и повышение квалификации по направлению службы занятости;
- показывается сущность временной занятости и общественных работ.

Содержание

Введение 3
1. Понятие занятости и трудоустройства 5
2. Система органов, обеспечивающих решение проблемы
занятости населения 7
3. Правовое регулирование высвобождения работников 9
4. Правовой статус безработного 11
5. Профессиональная подготовка и повышение квалификации
по направлению службы занятости 13
6. Временная занятость и общественные работы 17
Заключение 19
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование трудоустройства и занятости.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях  поиска подходящей работы, безработным  принимается органами службы занятости  по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о признании  инвалида безработным принимается  органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Безработными не могут быть признаны граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в  установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют  право на повторное обращение  в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

 

 

 

5. Профессиональная подготовка и повышение квалификации по направлению службы занятости

 

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка (далее - профессиональное обучение) безработных граждан и незанятого населения являются важнейшим фактором активной политики занятости населения и направлены на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

Это обеспечивается действующей  и постоянно развивающейся системой профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом  на рынке труда, и повышает возможности  безработных граждан и незанятого населения в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия). Профессиональное обучение может также проводиться по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями в соответствии с заключаемыми с ними территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения (далее - органы по вопросам занятости) в установленном порядке договорами.

При организации профессионального  обучения безработным гражданам  и незанятому населению органами по вопросам занятости могут быть предложены с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья варианты выбора профессии, специальности (по которым возможно обучение), пользующихся спросом на рынке труда.

Гражданину не может  быть предложена профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности дважды.

 Органы по вопросам  занятости формируют и систематически  обновляют территориальные банки  данных по профессиям, специальностям, роду занятий, по которым осуществляется  либо может осуществляться с  учетом прогнозов рынка труда профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения должно носить интенсивный  и, как правило, краткосрочный характер. Его продолжительность устанавливается  профессиональными образовательными программами и не должна превышать 6 месяцев, а в отдельных случаях - 12 месяцев.

Учреждения начального, среднего, высшего и дополнительного  профессионального образования (далее - образовательные учреждения), образовательные  подразделения организаций, на базе которых проводится обучение (далее - организации), по согласованию с органами по вопросам занятости могут изменять продолжительность обучения, определяемую профессиональными образовательными программами, с учетом уровня образования и профессиональной квалификации обучаемых, их практического опыта, сложности осваиваемых профессий, специальностей и других факторов.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения заканчивается их аттестацией, проводимой в установленном порядке образовательными учреждениями, организациями. По профессиям, специальностям, видам работ, подконтрольным надзорным органам за соблюдением правил по безопасному ведению работ, аттестация проводится в соответствии с правилами, утверждаемыми указанными органами.

Форма аттестации (квалификационные экзамены, зачеты, защита рефератов, выпускных  письменных работ и др.) определяется профессиональными образовательными программами. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию после обучения, образовательными учреждениями, организациями выдаются документы установленного образца.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения включает в себя следующие  виды обучения:

- профессиональная подготовка  с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;

- переподготовка рабочих  для приобретения ими новых  профессий для работы (доходного  занятия) по этим профессиям;

- обучение рабочих,  имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;

- повышение квалификации  рабочих с целью обновления  знаний, умений и навыков, роста  профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;

- профессиональная переподготовка  специалистов для получения дополнительных  знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности);

- повышение квалификации  специалистов с целью обновления  теоретических и практических  знаний в связи с повышением  требований к уровню квалификации  и необходимостью освоения новых  способов решения профессиональных задач;

- стажировка специалистов  для формирования и закрепления  на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения  профессиональных и организаторских  качеств для выполнения профессиональных  обязанностей.

Стажировка может быть как самостоятельным видом обучения, так и одним из разделов учебного плана.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка специалистов регламентируются соответствующими нормативными правовыми документами  о дополнительном профессиональном образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Временная занятость и общественные работы

 

 

Центр занятости населения  организует в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитывается состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор.

Оплата труда  граждан, занятых на общественных работах, производится  в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Общественные работы могут быть организованы по следующим  направлениям:  

  • Выполнение различных неквалифицированных работ на предприятиях и организациях;
  • Озеленение и благоустройство территорий;
  • Проведение общественно-культурных мероприятий;
  • Дорожное строительство;
  • Уход за престарелыми, больными людьми и инвалидами;
  • Учет и оформление документации;
  • Обеспечение отдыха детей;
  • Обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
  • Рекламная и рапространительская деятельность;
  • Сортировка и упаковка готовой продукции;
  • Другим направлениям трудовой деятельности.

Согласно ст.4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» [3] общественная работа считается подходящей для следующих категорий граждан:

    1. Впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);
    2. Уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
    3. Прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность;
    4. Стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
    5. Отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
    6. Состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
    7. Обратившихся в службу занятости после окончания сезонных работ.

Финансирование общественных работ производится за счет средств  организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения, при  необходимости, средств субъектов  Российской Федерации.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев основные правовые аспекты, законодательство РФ целесообразно обозначить проблемы, сложившиеся в политике занятости. К таковым относятся: существующие разногласия и несоответствия Закона о Занятости и Трудового Кодекса, и само неисполнение, несоблюдение норм закона в обычной жизни. К тому же низкие пособия по безработице даже не обеспечивают прожиточный минимум граждан, что приводит их в группу риска, вызывая потребность в социальной защите. Стоит также отметить, что основные положения о политике занятости развернуты и конкретизированы в актах МОТ, в Конвенциях и Рекомендациях, большинство и важную часть которых РФ не приняла и не ратифицировала.

Действующие тенденции  социальной стратификации российского  общества, наличие в нем бедных и малообеспеченных слоев населения с низким среднедушевым доходом во многом обусловлены существующими деформациями в сфере занятости, расширением потенциала бедности за счет безработных, и «работающих» бедных, занятых на финансово неблагополучных предприятиях и в бюджетных организациях.

Политика занятости  как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована  на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного  использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде.

Информация о работе Правовое регулирование трудоустройства и занятости