Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:41, курсовая работа
Цель данной работы – определить правовой статус Конституционного Суда, как органа государственной власти.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Проследить историю возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации;
2.Определить место суда в системе органов государственной власти;
Введение… ………………..………………………………………………………...3
1. История возникновения и развития Конституционного Суда РФ....…………5
2. Правовые основы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации…………………………………………………….………………….9
3. Понятие конституционной законности. Роль Конституционного Суда РФ в ее обеспечении……………………………………………….….………………13
4. Компетенция Конституционного Суда РФ………………………...…………14
5. Порядок формирования Конституционного Суда РФ………………….......18
6.Принципы осуществления конституционного правосудия……...……………20
7.Организационные формы конституционного судопроизводства.................24
8.Решения Конституционного Суда РФ. Их юридическая сила……...………...25
Заключение………………………………………………..………………………..31
Библиография…………………………………………..…………………………..
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
по дисциплине: Конституционное право Российской Федерации
тема: «Правовой статус Конституционного Суда
Российской Федерации»
Санкт-Петербург
2012 год
Введение… ………………..……………………………………………………….
5. Порядок формирования Конституционного Суда РФ………………….......18
6.Принципы осуществления конституционного правосудия……...……………20
7.Организационные формы конституционного
судопроизводства..............
8.Решения Конституционного Суда РФ. Их юридическая сила……...………...25
Заключение………………………………………………..
Библиография…………………………………………..
Обеспечение конституционной законности является важнейшим условием существования и развития Российской Федерации как демократического правового государства, в котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не могут противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Актуальность данной темы очевидна, так как многие принимаемые в наши дни законы не соответствуют конституциям во многих государствах. Это объясняется тем, что все законы разрабатываются специалистами и парламентариями с неодинаковой степенью квалификации, поэтому исполнение этих законов не может предотвратить правовые конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение прав всеми его субъектами. Эту задачу выполняют, прежде всего, суды - независимое звено государственной власти.
Правосудие в Российской Федерации, согласно статье 118 Конституции Российской Федерации, осуществляется только судом. Конституционное правосудие могут осуществлять в том или ином виде и объеме и другие органы, Арбитражный Суд, Верховный Суд, однако лишь Конституционный Суд является специальным судебным органом, только он может признавать правовые нормативные акты, в том числе федеральные законы, не соответствующими Конституции Российской Федерации и потому утратившими силу.
В реформирующейся России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым его воплощением.
На основании этого можно сделать вывод, что для обеспечения своего нормального существования, для гарантии прав и свобод граждан правовое государство непременно наделяет судебную власть функцией конституционного контроля, а не надзора, чтобы избежать подчинения органов государственной власти конституционной юстиции.
Цель данной работы – определить правовой статус Конституционного Суда, как органа государственной власти.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Проследить историю возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации;
2.Определить место суда в системе органов государственной власти;
3. Рассмотреть порядок формирования Конституционного Суда РФ;
4.Обозначить принципы осуществления конституционного правосудия и др.
Для осуществления поставленных
задач применялись в основном
методы историко-правового и
В работе использовались
Федеральный конституционный
1. История Конституционного Суда Российской Федерации
День создания Конституционного Суда России отмечают 30 октября, в этот день 1991 года конституционные судьи РФСР провели свое первое рабочее совещание.
Судьба конституционного контроля, осуществляемого органами судебной власти, в нашей стране не была простой. Повышенный интерес к этой проблеме возник, когда после образования Союза ССР потребовалось преодолевать "разнобой и пестроту" в законодательстве союзных республик. Разумеется, юридической базой для этого могла стать Конституция СССР. Но Советские конституции не играли существенной роли в жизни общества течение почти всех 75 лет Советской власти, они легко могли быть обойдены.
Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву, поскольку именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.
Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 (впоследствии численность была увеличена до 25) высококвалифицированных специалистов – юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.
21–23 декабря 1989 года Второй Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» В соответствии с ним был образован Комитет конституционного надзора - судебный орган, частично прикрепленный к парламенту.1
Был избран председателя ККН и его заместитель - С.С. Алексеев и Б.М. Лазарев.
Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.
Комитет функционировал менее двух лет – с мая 1990 года по декабрь 1991 года – ККН СССР принял 23 решения. С самого начала его юрисдикция была ограничена, а сфера его действия была еще больше сужена в результате протестов со стороны республик. Несмотря на эти ограничения, данный институт заслуживает высокой оценки за свои решения относительно защиты индивидуальных и политических прав. Наиболее существенным было то, что Комитет прекратил практику издания секретных законодательных актов, влияющих на права граждан; постановил, что ограничения свободы передвижения и выбора места жительства, вытекающие из положений закона, регламентирующих прописку, нарушали Конституцию и международные соглашения о правах человека; отменил указ президента СССР, запрещавший проведение демонстраций в центре Москвы и многое другое.
По существу это был контрольный орган, переходный к конституционному правосудию.2
В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР прекратил свое существование.
Еще до распада Союза ССР,15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.
Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР обсудил проект Закона о Конституционном Суде РФ, однако во время голосования закон не добрал более 100 голосов и был утвержден только следующим, Пятым Съездом 12 июля 1991 года и несколько в иной редакции содержал 89 статей.
Начало деятельности Конституционного суда не было стремительным.
В конце августа 1991г., т.е. год спустя после принятия поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного суда, 13 судей принесли присягу и избрали В.Д. Зорькина своим председателем.
30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года – первое заседание. В своем первом решении, в январе 1992г., суд провозгласил неконституционным Указ президента Ельцина об объединении министерств безопасности и внутренних дел. Суд заявил, что этот указ нарушил принцип разделения властей, так как исполнительная власть не имеет права создавать министерства или реорганизовывать исполнительные структуры государства. Во второй половине 1992г. Конституционный суд рассмотрел дело о конституционности Указов Президента России о прекращении деятельности КПСС.
7 октября 1993 года Президент Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.
12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда.
Принципиальных изменений
по сравнению с ранее действующим
регулированием деятельности Конституционного
Суда всего два: отныне Конституционный
Суд утратил право
Еще одно изменение – увеличение численности судей с 15 до 19.
24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде – федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Последнее время происходило непрерывное совершенствование законодательной основы и практических механизмов работы Конституционного Суда. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. А в марте 2005 года полномочия судьи Конституционного Суда перестали быть ограничены определенным сроком, а ограничены достижением ими семидесятилетнего возраста.
Следующее изменение принято зимой 2007 года, статьей 115 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» место постоянного пребывания Конституционного Суда перенесено в город Санкт-Петербург. Указанная поправка вступила в силу 5 февраля 2007 года, а уже с 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в здании Сената в Санкт-Петербурге.
В июне 2009 года в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» введен новый порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей. Их стало два, так как вместо должности судьи-секретаря была введена должность второго заместителя Председателя Конституционного Суда. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.
Последние на сегодняшний день изменения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» были приняты в ноябре 2010 года. В основном они затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства. В частности, Конституционный Суд получил возможность, при определенных условиях, разрешать дела без проведения слушаний. Это позволит Суду, сократив сроки рассмотрения ряда категорий дел, повысить оперативность и эффективность защиты нарушенных прав и свобод граждан Российской Федерации. Кроме того, поправки коснулись также отдельных вопросов совершенствования порядка обращения в Конституционный Суд и внутренней организации его деятельности. Новые положения закона вступают в силу 9 февраля 2011 года.
Информация о работе Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации