Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:41, курсовая работа
Цель данной работы – определить правовой статус Конституционного Суда, как органа государственной власти.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Проследить историю возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации;
2.Определить место суда в системе органов государственной власти;
Введение… ………………..………………………………………………………...3
1. История возникновения и развития Конституционного Суда РФ....…………5
2. Правовые основы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации…………………………………………………….………………….9
3. Понятие конституционной законности. Роль Конституционного Суда РФ в ее обеспечении……………………………………………….….………………13
4. Компетенция Конституционного Суда РФ………………………...…………14
5. Порядок формирования Конституционного Суда РФ………………….......18
6.Принципы осуществления конституционного правосудия……...……………20
7.Организационные формы конституционного судопроизводства.................24
8.Решения Конституционного Суда РФ. Их юридическая сила……...………...25
Заключение………………………………………………..………………………..31
Библиография…………………………………………..…………………………..
2. Правовые основы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации».3 Ст.1 ФКЗ дает определение Конституционного Суда: судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этом определении отражены основные черты Конституционного Суда: правовой статус - судебный орган, функция - осуществление конституционного контроля, главные принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.4
На официальном сайте Конституционного Суда приведены нормативно-правовые акты, на основании которых осуществляет свою деятельность Конституционный Суд РФ:
1.Конституция Российской Федерации.
2.Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
3.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». В нем часть 1 статьи 5 устанавливает самостоятельность и независимость осуществления судебной власти, подчинение ее только Конституции Российской Федерации и закону. Так же в части 3 статьи 5 указанного Закона устанавливается, что суд при рассмотрении дела о несоответствии акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.5
4.Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; в котором устанавливается правомочие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан.
5.Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»,статья 12 которого предусматривает, что референдум Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации. До принятия такого решения Президент Российской Федерации в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом. Конституционный Суд Российской Федерации проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца направляет Президенту Российской Федерации соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.6
В случае признания Конституционным Судом Российской Федерации соблюдения требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации обязан назначить референдум Российской Федерации не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отрицательного решения Конституционного Суда Российской Федерации все процедуры, предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом, прекращаются.
6.Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»; ст. 35 п. 6 которого устанавливает, что прокуроры, установив нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, информируют об этом Генерального прокурора Российской Федерации. Он, в свою очередь, вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации в целях признания закона неконституционным и утратившим силу.7
7.Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».
8.Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
9.Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
10.Указ Президента РФ от 23 декабря 2007 г. № 1740 «О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации».
11.Указ Президента РФ от 23 декабря 2007 г. № 1741 «Вопросы Конституционного Суда Российской Федерации»; об организации переезда Конституционного суда и его аппарата в Санкт-Петербург.
12.Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 257 «О порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве».
13. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации. Принят в соответствии с требованиями ст. 28 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде РФ». Устанавливает порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда Российской Федерации; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации; требования к работникам аппарата Конституционного Суда Российской Федерации; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
14. Инструкция по делопроизводству, которая устанавливает особый порядок делопроизводства и тайну информации для работников аппарата Конституционного суда.
3.Понятие конституционной законности. Роль Конституционного Суда РФ в ее обеспечении.
Основы правопорядка в стране заложены в Конституции РФ. Соблюдение конституционной законности - это соблюдение, прежде всего, норм Основного закона, имеющих прямое действие (ст. 15 Конституции). Одновременно это означает и следование основным принципам и идеям, заложенным в Российской Конституции.
Конституционные правонарушения – это правонарушения, совершенные государственными органами (должностными лицами) публичной власти (прежде всего – верховной государственной власти) в связи с осуществлением ими законодательной и иной правотворческой деятельности (в редких случаях – правоприменительной деятельности); связанные с изданием закона (нормативного акта), нарушающего принцип верховенства, высшей юридической силы и прямого (непосредственного) действия Конституции РФ и ее норм; либо связанные с принятием правоприменительных актов, повлекших широкомасштабные негативные (вредные) социальные последствия, широкомасштабные нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина.8
Конституционная законность не сводится только к деятельности Конституционного Суда РФ и его усилиям по обеспечению действия Конституции РФ, однако его роль - способствовать единому пониманию и применению требований Конституции.
К числу основных правотворческих форм деятельности Конституционного Суда РФ в сфере выявления и юридического установления конституционности относится и правовая позиция Конституционного Суда РФ, формируемая в мотивировочной части его постановлений и определений.9
Можно сделать вывод, что конституционная законность - понятие, применяемое по отношению ко всем государственным органам и органам местного самоуправления, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам. Все они обязаны сами соблюдать Конституцию, и обеспечивать имеющимися в их распоряжении законными средствами соблюдение Конституции другими субъектами общественных отношений.
4. Компетенция Конституционного Суда РФ.
Основные группы полномочий Конституционного Суда установлены на основе ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ о Конституционном Суде:
3. проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле - по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ);
4. толкование Конституции Российской Федерации по запросам органов и должностных лиц, перечень которых закреплен ч. 5 ст. 125 Конституции РФ;
5. заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении (п. 7 ст. 125 Конституции РФ);
6. выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).
В ФКЗ о Конституционном Суде предусматривается в п. 7 ст. 3, что Конституционный Суд "осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами", а также может пользоваться правами, предоставляемыми ему двусторонними договорами РФ и субъектов РФ согласно ст. 11 Конституции РФ.
Конституционный Суд может наделяться полномочиями также другими актами, например, при рассмотрении ФКЗ о референдуме Российской Федерации - Президент РФ назначает такой референдум, только получив положительное заключение Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации сохранил право направлять послания Федеральному Собранию Российской Федерации (ч. 3 ст. 100 Конституции РФ). Важность посланий Конституционного Суда определяется его ролью в обеспечении законности, толковании Конституции, предупреждении нарушений Конституции в правотворческой и правоприменительной деятельности.10
Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд обладает полномочиями конституционного контроля и не вправе заниматься конституционным надзором, т.е. возбуждать проверку конституционности соответствующих официальных актов по собственной инициативе. Суд конституционной юрисдикции, именно как суд, должен начинать производство только по обращениям уполномоченных на то субъектов и должен быть связан при рассмотрении дела предметом обращения; «суд» полномочный начинать производство по собственной инициативе, является «судьей в своем деле», что противоречит природе правосудия.11 Конституция Российской Федерации закрепила четкий ограниченный перечень субъектов, которые могут обращаться в Конституционный Суд с запросами по разрешению дел о соответствии нормативно-правовых актов Конституции Российской Федерации: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно статьям 20-22
Закона о Конституционном Суде РФ,
Конституционный Суд
Часть 2 ст.125 Конституции устанавливает полномочия абстрактного конституционного контроля. За исключением международных договоров РФ, Конституция допускает только последующий абстрактный контроль над конституционностью нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними. Т.е. абстрактный контроль осуществляется только в отношении вступивших в силу нормативных актов и публично-правовых договоров. Законопроекты и не обнародованные федеральные законы, а также не вступившие в силу публично-правовые договоры не подлежат проверке в Конституционном Суде.12 Если фактически многосторонний международный договор еще не вступил в силу, поскольку он не ратифицирован необходимым количеством подписавших его сторон или по причине иных условий самого договора, но процедура его ратификации российским парламентом уже прошла, он не может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде.
Часть 4 ст.125 Конституции называет лишь два вида субъектов, обращение которых в Конституционный Суд может быть поводом к рассмотрению дела в порядке конкретного конституционного контроля. Это (с учетом положений ч.1 ст.19, ч.1 и ч.2 ст.46 Конституции РФ) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), обращающиеся с жалобами на нарушение законом конституционных прав и свобод. Также суды, обращающиеся с запросами о проверке конституционности закона, применяемого ими в конкретном деле.
Часть 4 ст.125 Конституции установила институт конституционной жалобы граждан. Речь идет о проверке не собственно правоприменительной практики, а нормы закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Жалобы могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Правом обращаться с ними в Конституционный Суд обладают граждане, чьи конституционные права и свободы нарушены законом, применяемым или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе (ст.96 Закона о Конституционном Суде). Следует подчеркнуть, что “иные органы и лица” – это те, чьи конституционные права и свободы нарушены законом, так что в их число никак не попадает Генеральный прокурор РФ, обращающийся в Конституционный Суд с запросом.
Информация о работе Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации