Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:40, курсовая работа
«Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально- трудовых прав и интересов».¹ Из этого легального определения следует, что профсоюз представляет собой общественную организацию особого рода, для которой характерны специфическая цель деятельности, состоящая в представительстве и защите социально-трудовых прав и интересов своих членов, а также наличие у членов общих интересов производственного и профессионального характера, лежащих в основе создания организации.
Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. В качестве общественной организации профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей.
Введение
Глава 1. Профсоюзы как субъекты трудовых отношений
Понятие профсоюза, их задачи и функции
История развития профсоюзов
Глава 2. Правовой статус профсоюза
2.1 Основные права профсоюзов, их классификация
2.2 Гарантии прав профсоюзов
2.3 Ответственность за нарушение прав профсоюзов
Заключение
Список используемой литературы
Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.
Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.
После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.
Забастовку возглавляет представительный орган работников. Орган, возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.
Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих дня.
Стоит также учитывать, что представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.
Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти, органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений.
«Социальное партнерство в сфере труда - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений». ¹
Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов.
Профсоюзы также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. В то же время у профсоюзов нет полномочий по сбору денежных средств, направляемых в указанные фонды. Приведу в связи с этим пример из судебной практики.
¹Бородин И.И. Формы социального партнерства и их место в системе социального партнерства // "Трудовое право", 2007, N 1. С. 38
Так, ЖСК "Сосенки" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Инспекции МНС России о признании недействительным решения налогового органа в части взыскания платежей в ФСС РФ. По мнению истца, п. 3 ст. 15 комментируемого Закона представляет профсоюзам право участвовать в управлении государственным фондом социального страхования, в том числе и путем взимания страховых взносов на обязательное социальное страхование. Такие взносы были уплачены ЖСК "Сосенки" в проверяемом периоде профсоюзу - ОНП РОТУ "Перспектива", в связи с чем в действиях истца отсутствует неуплата страховых взносов и состав налогового нарушения.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд указал, что согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.97 N 1471 надлежащим исполнением страхователем обязанности по уплате взносов на государственное социальное страхование является их уплата только исполнительным органам ФСС РФ. Взносы, уплаченные организациям, не являющимся исполнительными органами ФСС РФ, не считаются взносами на государственное социальное страхование. Как следует из обстоятельств дела, взносы на социальное страхование были уплачены ЖСК "Сосенки" ОНП РОТУ "Перспектива", который не является исполнительным органом ФСС РФ.
При указанных обстоятельствах перечисление истцом страховых взносов на счета профсоюзной организации было расценено как неисполнение обязанности по оплате страховых взносов на обязательное социальное страхование, в связи с чем суд указал, что доначисление таких платежей и применение налоговых санкций соответствуют закону. Довод заявителя был признан необоснованным, так как указанное положение предоставляет профсоюзам право участвовать в управлении государственным фондом социального страхования, но не устанавливает их право взимать страховые взносы на обязательное социальное страхование. ¹
¹ Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 декабря 2002 г. N КА-А40/7824-02.
Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества. Таким образом, понятия "представительный орган" и "профсоюзный орган" не тождественны. Профсоюзный орган относится к числу представительных органов работников, а вот иной представительный орган профсоюзным не является.
«В тех случаях, когда ТК РФ требует учитывать мнение представительного органа, интересы работников могут представлять как представительный орган, так и профсоюз».¹
Наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов. Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации.
Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Данное право дублируется в отраслевых соглашениях. Так, присутствует оно в таких отраслевых соглашениях, как (данные с официального сайта Федеральной службы по труду и занятости)²:
- Федеральное отраслевое соглашение между Министерством культуры Российской Федерации и Российским профсоюзом работников культуры на 2009-2011 годы;
- Отраслевое соглашение по
¹ Новая бухгалтерия. Выпуск 5. Ноябрь 2003 г. С. 58
² http://www.rostrud.ru/
- Отраслевое соглашение между профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации на 2011-2013 годы.
Путем введения своих представителей в коллегиальные органы управления организацией профсоюзы принимают участие в выработке и реализации решений этих коллегиальных органов. Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
- реорганизации или ликвидации организации;
- введения технологических
- профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
В то же время данное право профсоюзов должно реализовываться с учетом законодательства о предприятиях, организациях различных организационно-правовых форм, их уставных документов. Фактически данное право может быть реализовано лишь в порядке, предусмотренном профсоюзом и работодателем. Например, профсоюзному органу акционерного общества коллективным договором может быть предоставлено право вносить предложения при формировании повестки дня общего собрания акционеров, выступать на общем собрании по вопросам, затрагивающим интересы работников, участвовать в обсуждении указанных вопросов и в голосовании и т.п.
Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.
Право на информацию является одним из важнейших прав, необходимых для эффективной реализации профсоюзами защитной функции, поскольку принимать правильные и обоснованные решения возможно только в случае наличия полной и достоверной информации. Право на информацию отнесено Конституцией РФ к основным правам и свободам человека и гражданина. С одной стороны, Конституция РФ устанавливает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24), с другой стороны, Конституция РФ закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29).
«В процессе трудовой деятельности, как у работодателя, так и профсоюза и у отдельных работников, возникает необходимость получения, передачи или осуществления иных действий с различного рода информацией, относящейся к сфере социально-трудовых отношений»¹. Закон определяет информацию как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». ²
Согласно ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля их выполнения. Закон наделяет профсоюзы более широкими полномочиями, они вправе получать информацию по любым социально-трудовым вопросам. Кроме того, запросы профсоюзов могут направляться не только работодателям, их объединениям, но и органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Профсоюзные органы также имеют право обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений
¹Сенников М.Н. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" СПб.: ЗУМЦ, 2008 . С. 68
² Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"// СПС Гарант
(союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Процедура совместного обсуждения информации является одной из форм социального партнерства.
Профсоюзы имеют право, во-первых, пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а во-вторых, могут быть сами учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.
Так, профсоюзы вправе:
- создавать образовательные и
научно-исследовательские
- осуществлять подготовку, переподготовку,
повышение квалификации
- осуществлять обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.
¹ Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании" //"Российская газета", N 172, 31.07.1992.
Профсоюзные образовательные и научно-исследовательские учреждения могут частично финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке.
Финансирование образовательных учреждений регламентируется ст. 41 вышеназванного закона.