Предпринимательство в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность является одним из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. Содействует решению таких вопросов как создание новых рабочих мест, насыщение рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время в Республике Беларусь официальная политика государства направлена на либерализацию экономики, активное сотрудничество с зарубежными партнерами, выход белорусских субъектов хозяйствования на новые рынки. Первостепенную роль в данном процессе играет должное законодательное регулирование, соответствие нормативных правовых актов потребностям как участников гражданского оборота, так и общества и государства в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………............
5
1.1 Понятие, сущность и признаки предпринимательской деятельности…... 5
1.2 Функции и роль предпринимательства на современном этапе………….. 8
1.3 Государственное регулирование предпринимательства. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности……………...
10
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….
16
2.1 Субъекты предпринимательской деятельности. Понятие и виды……….. 16
2.2 Виды и формы предпринимательской деятельности……………………... 18
ГЛАВА 3 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….
23
3.1 Правовой статус индивидуального предпринимателя……………………
3.2 Государственная регистрация индивидуального предпринимателя……..
3.3 Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя. Банкротство индивидуального предпринимателя…………………………...... 23
25
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Порядок создания и регистрации конкретных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности регулируется соответствующим законодательством Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 1 июля 2010 г. – Закон определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства, систему государственной поддержки через формирование торгово-промышленных палат, центров поддержки предпринимательства, инкубаторов предпринимательства, инновационных центров, фондов финансовой поддержки предпринимателей, обществ взаимного кредитования, союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, государственные программы поддержки малого предпринимательства, целевые фонды нежилых помещений. Закон обязывает местные органы власти оказывать системную поддержку малому предпринимательству.

Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», которым утверждены два положения: Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования - данным Декретом введен заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования, - один из способов либерализации белорусского законодательства.

Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» - Указом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности, при этом 7 из этих видов включают в себя 59 составляющих работ и услуг. Кроме того, отменяется лицензирование порядка 60 работ и услуг по иным 14 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется.

Указ Президента Республики Беларусь от 16.05.2005 г. № 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности» с последующими изменениями и дополнениями.

Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» - данный документ направлен на решение вопросов, связанных с уплатой налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при ввозе индивидуальными предпринимателями товаров из Российской Федерации, совершенствование регулирования предпринимательской деятельности, а также условий взимания единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».

Кроме указанных основных актов существуют также специальные законы и акты Президента и Правительства, регулирующие отдельные виды деятельности: банковскую, страховую, аудиторскую, лизинговую. Также необходимо знать законодательство о налогах, которое состоит из закона о налоговой инспекции и специальных законов, посвященных отдельным видам налогов, и довольно большого количества подзаконных актов. Кроме того, существует акты законодательства, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, порядок заключения договоров, порядок расчетов и другие отношения, в том числе и Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях».

Последним новшеством в предпринимательстве Республики Беларусь является принятие программного документа, направленного на дальнейшую либерализацию экономики и раскрепощение деловой инициативы, создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития Беларуси – это Директива Президента Республики Беларусь № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Президент четко определил суть белорусской стратегии либерализации: конкуренция – везде, где возможно, государственное регулирование – там, где необходимо. В Директиве №4 этот принцип стал одним из ключевых.

Подписанный документ важен прежде всего тем, что дает четкий сигнал всем органам государственного управления о том, что бизнес - один из важнейших приоритетов экономической политики. Основные его положения - это прежде всего свободная конкуренция, свободное ценообразование (отмена ограничения надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательного составления экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), сохранится государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения.

Директива содержит девять разделов, каждый из которых сфокусирован на устранении существующих барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности.

Наименования этих разделов сформулированы в виде концептуальных системных требований ко всем государственным органам и организациям, общественным объединениям и гражданам страны: обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности; создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности; ликвидировать излишние административные барьеры при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами; завершить гармонизацию налоговой системы Беларуси с действующими в европейских странах. Придать налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу; придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер; сформировать правовую базу, стимулирующую развитие в Беларуси механизмов государственно-частного партнерства.

Обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.

ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

2.1 Субъекты предпринимательской  деятельности, их права и обязанности

 

 

К субъектам предпринимательской деятельности в Республике Беларусь относятся индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, некоммерческие организации, при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Итак, субъекты предпринимательской деятельности имеют право:

заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещённой законодательством Республики Беларусь;

привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права граждан и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на свою продукцию в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключёнными договорами;

самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством;

устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчётных, кредитных и кассовых операций;

свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, имеющейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

получать любой не ограниченный по размерам доход;

пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

выступать истцом и ответчиком в суде;

осуществлять иную деятельность не запрещённую законодательством.

Основной обязанностью субъектов предпринимательской деятельности является соблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность. Детализируя данную обязанность субъектов предпринимательской деятельности, можно отметить, что они, в частности, обязаны:

выполнять все обязательства, вытекающие из законодательства и заключённых ими договоров;

заключать трудовые договора (контракты) с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях - коллективные договоры в соответствии с законодательством;

предусматривать в трудовых договорах (контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;

уплачивать обязательные страховые взносы на государственное социальное страхование, в том числе за лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;

принимать меры по охране окружающей среды, охране труда, соблюдению техники безопасности, производственной гигиены и санитарии;

производить расчёты со всеми работниками, привлечёнными для работы согласно заключённым договорам, независимо от своего финансового состояния;

соблюдать правила и законные интересы потребителей;

получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь [23, с. 109].

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультационные, исследовательские и другие центры, а также инновационные фонды. В Республике Беларусь действуют центры поддержки предпринимательства, основными задачами которых являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности.

 

 

 

 

 

    1. Виды и формы предпринимательской деятельности

 

 

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: предпринимательство государственное и предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства). 
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое [24, с. 110].

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом, функция производства в этом виде предпринимательства – основная, определяющая.

Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей ценю приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника — соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

Информация о работе Предпринимательство в Республике Беларусь