Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 18:59, курсовая работа
Основной целью работы является определение основных проблем использования иностранной рабочей силы в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1. дать определение понятию иностранных граждан;
2. указать особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ;
3. рассмотреть проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ;
4. обозначить основные проблемы использования иностранной рабочей силы;
Введение 3
1.Общие вопросы правового регулирования
труда иностранных граждан 5
1.1.Понятие иностранных граждан и их
классификация в РФ 5
1.2.Особенности правового статуса иностранных
граждан в отношении трудовой деятельности на
территории РФ 10
2.Правовой статус иностранных работников 14
2.1. Основные направления государственной
политики РФ и зарубежных стран в области занятости 14
2.2. Правовое регулирование привлечения и
использования иностранной рабочей силы в
РФ и за рубежом 21
2.3. Специальная трудовая правосубъектность
иностранных работников 34
3.Актуальные проблемы использования труда
иностранных работников в РФ и пути их преодоления 37
3.1. Основные проблемы использования
иностранной рабочей силы 37
3.2. Проблема нелегальной миграции в России 41
Заключение 45
Список литературы 47
Законодательство Нидерландов в области социальной защиты, сформировавшееся в середине 60-х годов, незначительно пересматривалось лишь единожды в 1996г. С 2004г. страна переходит на принципиально новую систему социальной защиты населения, краеугольным камнем, которой станет не раздача социальных пособий, а содействие в трудоустройстве, т.е. оказание помощи в повышении квалификации и поиске работы, интеграция («реинтеграция») в рынок труда. Суть преобразовании можно свести к одной фразе «Все, кто может работать, обязаны работать». Внедряется принцип личной ответственности, и он особо выделен в новом законе «каждый должен делать все возможное для поддержания своего жизненного уровня» Закон глобального рынка суров, соответственно новое законодательство, гораздо более жесткое, позволяет социальным службам в любой момент отказать гражданину в пособии или по крайней мере приостановить его выплату (напри мер, в случае систематического отказа от предлагаемой социальными службами работы).
В основе новой идеологии социальной политики – два принципа: активизация трудового потенциала домохозяйств, т.е. стимулирование граждан к активному поиску работы, и децентрализация, «дерегуляция» социальных полномочий, т.е. передача исполнения социального бюджета «федерального» центра на муниципальный уровень. Муниципалитеты получают возможность не только самостоятельного расходования выделяемых из Центра средств, но и выбора механизмов и методов социальной работы применительно к конкретной ситуации на территории. Вместе с передачей властных полномочий новый закон усиливает ответственность местной власти, которая отныне сама разрабатывает социальную политику в обмен на сокращение прямых контрольных функций центральной власти. Административные проверки муниципалитетов центральными властями сводятся к минимуму, контролируется лишь правильность исполнения закона. На «федеральном» уровне устанавливаются только минимальные социальные нормативы, социальный бюджет и размеры пособий.
Структурно социальный бюджет в основном (на 75–90%) состоит из «федеральных» трансфертов; налоговая база самих муниципалитетов невелика – из средств местных бюджетов оплачиваются главным образом расходы на коммунальные нужды (уборка мусора, городское освещение и т.п.). За счет «федеральных» трансфертов формируются два бюджета социальной помощи муниципалитетам – социальных пособий и реинтеграции. Первый расходуется на выплату пособий по нуждаемости (неиспользованные остатки, т.е. сэкономленные средства могут быть потрачены муниципалитетом на нужды города), второй – на содействие в поиске работы гражданам, обратившимся за социальной помощью. Этот бюджет должен быть полностью исчерпан, в противном случае остатки возвращаются в Центр. Тем самым создается стимул к тому, чтобы, с одной стороны, не экономить средства на реинтеграцию граждан в рынок труда, с другой – расходовать средства на социальные пособия по нуждаемости более рационально и экономно. Оба бюджета являются фиксированными, они рассчитываются заранее и не зависят от реальных затрат и финансового состояния муниципалитета. При формировании бюджета реинтеграции принимается во внимание экономическое положение территории и уровень безработицы, т.е. те параметры, которые, учитывая единый европейский рынок и факторы глобализации экономики, от местной власти практически не зависят. Общий бюджет социальной помощи -5,5 млрд. евро, из которых приблизительно 4 млрд. евро ассигнуются на социальные пособия и 1,5 млрд. евро – на программы трудовой реинтеграции.2
С 2004 г. право на получение социальных пособий фактически заменяется правом на получение работы. Принцип личной социальной ответственности реализуется следующим образом: при обращении за помощью вас встречает персональный менеджер социальной службы муниципалитета, задача которого – выслушать вас, исследовать обстоятельства вашей нуждаемости и составить вместе с вами «план реинтеграции», т.е. стратегию вашего социального поведения в дальнейшем.
После составления персонального плана реинтеграции, с вами будет заключен контракт и муниципалитет объявит конкурс среди частных, негосударственных компаний, специализирующихся в сфере трудоустройства, на получение государственного заказа на ре интеграцию. Одно из условий реформы в том, чтобы специализирующиеся на рынке труда фирмы выбирались на конкурсной основе и являлись частными, т.е. они не должны быть частью публичного сектора экономики. Здесь стоит акцентировать внимание на двух моментах. Во-первых, согласно данным Ассоциации муниципалитетов Нидерландов в стране насчитывается 7 млн. занятых и 1 млн. безработных, из которых лишь немногие являются нетрудоспособными по инвалидности (напомним социальные пособия по нуждаемости получают 350 тыс. человек) Более того, социальная защита ужесточается даже в отношении инвалидов (в Голландии, как и по всей Европе, давно действуют специальные программы их реинтеграции) Поворот социальной защиты – от защиты доходов к стимулированию трудовой активности, т.е. к замене социального пособия зарплатой («зарабатывать всегда достойнее, чем получать»), особенно четко прослеживается именно в этом секторе – «секторе реинтеграции».
Во-вторых, поиском возможностей реинтеграции нуждающихся в социальной защите в рынок труда (другими словами, в сферу зарабатывания, а не получения средств) занимаются специальные частные, на конкурсной основе отбираемые компании в рамках вашего персонального контракта с муниципалитетом. Весь процесс реинтеграции построен на принципах «единого окна» или «одной остановки». Сделано все возможное, чтобы не гонять клиента по разным службам вашим делом занимается персональный кейз менеджер. Именно он на основе результатов собеседования решает, что вам нужно, какой объем информации от вас требуется и «как часто вас желают видеть в муниципалитете».
Институционально социальная помощь и трудоустройство
Следует отметить, что социальный эксперимент, связанный с организацией таких структур, еще не завершен, механизмы их взаимодействия с муниципалитетами, с одной стороны, и гражданами с другой, пока отрабатываются, и эффективность этого новшества еще предстоит оценить Социальная помощь в Нидерландах основана на строгой проверке нуждаемости граждан Ключевая роль в данном процессе отводится работе с индивидуальной социальной информацией. Информационный долг гражданина, зарегистрированного в качестве получателя социальных пособий, своевременно сообщать обо всех изменениях своего статуса. По существу, это краеугольный камень системы социальной защиты страны.
Таким образом, основные направления, в том числе принятие нормативных актов, непосредственно затрагивающих интересы иностранных работников и усиливающих ответственность за нарушение их прав, порядка привлечения иностранных лиц к работе должны существенно повысить занятость населения, узаконить их правовой статус наравне с гражданами РФ.
2.2 Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ и за рубежом
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В целях защиты отечественного рынка рабочей силы законодательством предусмотрены ограничения на привлечение иностранной рабочей силы. Согласно ст. 17 Закона «О занятости населения в РФ», привлечение в страну иностранной рабочей силы является приоритетным правом России. Как привлечение, так и использование иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством.
Статья 11 Трудового кодекса РФ распространяет действие трудового законодательства, а также нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права на трудовые отношения иностранных граждан, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Однако на момент вступления Кодекса в силу регулирование соответствующих отношений осуществлялось указами Президента РФ от 16.12.1993 г. №2146 «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» и от 29.04.1994 г. «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы». Необходимость в принятии нового закона определяющего правовой статус иностранцев, была обусловлена и тем, что из 8 млн. человек, которые въехали на территорию РФ из стран ближнего зарубежья в последние 10 лет, лишь 1,7 млн. получили статус вынужденного переселенца или беженца. Влияние же нелегальной миграции на рынок труда оказывается двояким с одной стороны, они заполняют рабочие места, не пользующиеся спросом у российских граждан с другой – способствуют сокрытию налогооблагаемой базы, а значит, развитию теневого рынка труда3.
Федеральным законом от 30.12.2006 г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» установлены обязательные требования к оборудованию и содержанию рынка. На рынке должны быть оборудованы торговые места, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования. Обязательным условием для функционирования рынка является организация обособленной от торговых мест автостоянки. Согласно вышеуказанного нормативного акта, должно быть оборудовано доступное для обозрения место, на котором, помимо информации определенной правилами торговли, размещаются: схема размещения торговых мест; информация о правилах привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан; порядок и условия предоставления торговых мест, в том числе размер платы; информация о наличии свободных торговых мест. При реализации продуктов питания на рынке должна быть размещена лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы. Кроме того, в доступном месте должны быть установлены измерительные приборы в целях проверки покупателями правильности цены, меры, веса приобретенных товаров.
В части изменений, затрагивающих правовые интересы иностранных лиц, Федеральным законом внесены изменения в ст. 83 ТК РФ, так: привести общее количество работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством Российской Федерации для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности; трудовой договор по основанию, прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством Российской Федерации для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников. Данный нормативный акт существенно затрагивает интересы иностранных работников в плане обеспечения комфортных и безопасных условий труда, что является одним из существенных правовых шагов в плане правовой защиты всех иностранных лиц, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ.
На сегодняшний день, доля допустимых работников устанавливается Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г. «Об установлении на 2007 г. допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории РФ». Так, согласно Постановлению, допустимая доля иностранных работников в сфере розничной торговли устанавливается: розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – 0%; розничная торговля фармацевтическими товарами – 0%; розничная торговля в палатках и на рынках с 15 января до 1 апреля 2007 – 40%; с 1 апреля по 31 декабря 2007 года – 0%; прочая розничная торговля вне магазинов с 15 января до 1 апреля 2007 года – 40%; с 1 апреля по 31 декабря 2007 года -0%. Ранее данное положение регламентировано в правовых актах не было.
Говоря о вопросе установления случаев осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выданы разрешения на работу, следует отметить, что на сегодняшний день действует Постановление Правительства РФ от 17.02.2007 г., которое устанавливает перечень случаев, когда иностранным гражданам разрешается работать за пределами территории субъекта РФ, в котором они получили разрешение на трудовую деятельность или проживание. Предусмотрено, что временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а временно проживающий – на территории которого разрешено временное проживание. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу в случае: направление в служебную командировку сроком не более 10 календарных дней; если постоянная работа осуществляется в пути или носит разъездной характер и это определено в трудовом договоре. При этом общая продолжительность такой деятельности не может превышать 60 календарных дней. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание в случае: направление в служебную командировку сроком не более 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев; если постоянная работа осуществляется в пути или носит разъездной характер и это определено в трудовом договоре. При этом общая продолжительность такой деятельности не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.
Списки профессий и работ, при выполнении которых иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу или разрешение на проживание, устанавливаются Рострудом.
ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» был принят 25 июля 2002 года и введен в действие с 1 ноября 2002 года. Ст. 13 Закона определяет, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду с учетом ограничений предусмотренных федеральным законом. В основу данных ограничений положен принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, который в течение ближайших двух лет будет определять деятельность органов государственной власти на рынке труда.
Первое ограничение связано с порядком вступления в трудовые правоотношения Согласно ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Для иностранных граждан Законом установлено дополнительное условие, при котором возникают трудовые правоотношения – работодатель должен обладать разрешением на привлечение и использование иностранных работников, а работнику необходимо иметь разрешение на работу.
Информация о работе Применение труда иностранных граждан в Российской Федерации