Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 18:59, курсовая работа
Основной целью работы является определение основных проблем использования иностранной рабочей силы в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1. дать определение понятию иностранных граждан;
2. указать особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ;
3. рассмотреть проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ;
4. обозначить основные проблемы использования иностранной рабочей силы;
Введение 3
1.Общие вопросы правового регулирования
труда иностранных граждан 5
1.1.Понятие иностранных граждан и их
классификация в РФ 5
1.2.Особенности правового статуса иностранных
граждан в отношении трудовой деятельности на
территории РФ 10
2.Правовой статус иностранных работников 14
2.1. Основные направления государственной
политики РФ и зарубежных стран в области занятости 14
2.2. Правовое регулирование привлечения и
использования иностранной рабочей силы в
РФ и за рубежом 21
2.3. Специальная трудовая правосубъектность
иностранных работников 34
3.Актуальные проблемы использования труда
иностранных работников в РФ и пути их преодоления 37
3.1. Основные проблемы использования
иностранной рабочей силы 37
3.2. Проблема нелегальной миграции в России 41
Заключение 45
Список литературы 47
Таким образом, наблюдается смягченное мигрантское давление - общее и трудовое на рынок рабочей силы в России, поскольку темпы роста мигрантского давления ниже темпов роста безработицы. Это смягчение еще больше в наиболее неблагополучных регионах. По-видимому, миграция имеет тенденцию к «самораспылению», т.е. потоки переориентируются с неблагополучных регионов на более благополучные. Особенно важно отметить, что мигрантское давление не оказывает прямого влияния на напряженность на рынке труда Российской Федерации.
3.2 Проблема нелегальной миграции в России
Проблема незаконной миграции в регионах
России решается с карательно-ограничительных
Среди этнических групп нелегальных мигрантов хуже всех интегрируются в российское общество выходцы из Китая. Они представляют собой замкнутые, иерархически организованные сообщества, не ассимилируются с местным населением, и хотя их число пока незначительно, представляют собой группу, обладающую самым большим миграционным потенциалом. Ареал их миграций - Дальневосточный регион. В регионах центральной России их число незначительно. Среди трудовых нелегальных мигрантов большинство - мужчины трудоспособного возраста. Наиболее образованны в этом потоке - русскоязычные мигранты из бывших союзных республик, мигранты из кавказского региона - менее образованны и квалифицированны, но обладают высоким потенциалом к адаптации. Еще ниже по квалификации и образованию - мигранты из Центральной Азии (не русскоязычные) и из Китая.
По данным исследования, проведенного ФМС РФ, штрафы различного рода официально взимаются с 20% мигрантов, в основном неофициально - примерно с трети мигрантов и всегда неофициально - с 29%.
Соответствие работы основной специальности одинаково редко встречается у всех мигрантов. Более половины мигрантов никак не используют в России свою профессиональную подготовку. Около четверти мигрантов - самозаняты (т.е. имеют собственный бизнес или заняты индивидуальным предпринимательством - с наймом или без найма работников), т.е. мигранты зачастую сами создают себе рабочие места. Это говорит как о высокой их приспосабливаемости к реальным условиям рынка труда, так и о том, что отсутствие рациональной миграционной политики в России снижает отдачу от работы иностранных работников. Очевидно, что работа с иностранцами должна вестись не только в рамках легализации их деятельности, но и рационализации использования их трудового потенциала. Работодатели склонны нанимать нелегальных мигрантов, так как их можно уволить в любой момент не оплачивать дни болезни, недоплатить им (контрактов с ними, как правило, не заключают). И так как работу найти достаточно трудно (это отмечают около половины опрошенных), то становится понятным, что условия неконтролируемого найма мигрантов становятся притягательными для большинства работодателей.
Следует говорить о вовлеченности нелегальных мигрантов в теневую экономику России. Ситуация с неуплатой налогов нелегалами совпадает с ситуацией уклонения от налогов легально работающих граждан России. По большей части проблема легальной трудовой деятельности иностранцев в России создается расхождением российского трудового законодательства с практикой его исполнения, когда процедура легального привлечения иностранцев крайне затруднена бюрократическими проволочками. К нелегальным мигрантам относятся следующие группы лиц: Первая группа - лица, въезжающие в страны СНГ нелегально: без документов, по поддельным, чужим документам, а также иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их подлинным намерениям.
Вторая группа - иностранные граждане, обучавшиеся в странах СНГ или работавшие по трудовым контрактам и после завершения сроков учебы или работы не пожелавшие вернуться на родину. Третья группа - это транзитные мигранты, которые намереваются выехать в одну из стран Запада в целях получения там работы или статуса беженца. Наконец, к нелегальным мигрантам следует также относить тех беженцев, которые уклоняются от выезда из страны после получения отказа от убежища.
Таблица №2.
Численность нелегальных мигрантов из стран СНГ в России 2008г.
Страна |
Численность населения (млн.человек) |
Экономически активное население (млн. человек) |
Оценка интенсивности |
Азербайджан |
8,0 |
3,8 |
15,0 |
Молдавия |
3,6 |
1,7 |
5,6 |
Таджикистан |
6,2 |
1,8 |
5,0 |
Армения |
3,8 |
1,5 |
12,0 |
Украина |
49,7 |
24,0 |
3,8 |
Узбекистан |
24,6 |
… |
1,0 |
Белоруссия |
10,0 |
4,5 |
3,0 |
Грузия |
5,4 |
… |
8,0 |
Казахстан |
14,9 |
7,1 |
3,0 |
Киргизия |
4,9 |
1,9 |
1,0 |
Туркмения |
5,0 |
… |
0,2 |
Таким образом, общая численность нелегальных
Однако страны-импортеры рабочей силы не только имеют доходы от нелегальной миграции, но и несут огромные невосполнимые потери. Прежде всего, обесценивается трудовой и интеллектуальный потенциал. По официальным данным, среди мигрантов доля лиц с высшим образованием примерно в два раза выше, чем среди всего населения. Например, нелегальные мигранты из Азербайджана в подавляющем большинстве - мужчины в наиболее трудоактивных возрастах - 20-35 лет, намного меньше тех, кому 35-45 лет и 16-19 лет. Высок образовательный уровень азербайджанских мигрантов: среди них по меньшей мере половину составляют лица с высшим образованием, прежде всего учителя, инженеры, военнослужащие, бухгалтеры. Работая уличными торговцами, подсобными рабочими, они теряют свою квалификацию, многие из них не возвращаются к прежней профессии совсем. Страны СНГ - импортеры рабочей силы, теряют свой демографический потенциал. Длительный отрыв мужчин молодого возраста от дома нарушает половозрастную структуру населения мест выхода мигрантов, что негативно сказывается на семейно-брачных отношениях. Часть семей распадается, дети остаются без отцов. Многие нелегальные мигранты живут в плохих условиях, неприспособленных помещениях, общежитиях, что отрицательно сказывается на их здоровье.
Среди нелегальных мигрантов выше заболеваемость различными инфекционными болезнями, в том числе туберкулезом, СПИДом. Условия и режим работы приводят к психическим перегрузкам и нервному перенапряжению. Нелегальные мигранты находятся под постоянным страхом быть задержанными, потерять работу, быть высланными из страны. Влияние нелегальной миграции на экономику и социальное развитие России весьма противоречиво. Прежде всего, надо отметить, что Россия из-за нелегальной миграции несет значительные потери. Эти потери могут быть уменьшены только при сокращении размеров нелегальной миграции, легализации той части нелегалов, которая изъявляет добровольное желание выйти из тени и получить вид на жительство, вложить свои капиталы в развитие экономики России.
Таким образом, под нелегальной миграцией понимается въезд граждан одной страны в другую с целью нелегального трудоустройства. На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Проблемы миграции затрагивают почти все страны
мира. Для России вопрос миграции - один из самых важных,
но, к сожалению, ресурсов для решени
2. Основная проблема, которая стоит перед государствами мира, - как обеспечить свое участие в международном трудовом обмене. Степень участия стран мира в международном трудовом обмене различна и зависит от основных экономических параметров их развития в современных условиях. Участие России в этом мировом процессе неизбежно. Введение типов миграционной политики показало, что страны мира ведут политику, обусловленную их положением в мировых миграционных потоках. В то же время, если в экономически активное население стран-экспортеров включить их население, находящееся за рубежом, то уровень экономически активного населения у стран-экспортеров повышается, подтягиваясь к уровню стран-импортеров, а у последних, за вычетом заемных трудовых ресурсов, понижается.
3. Видно также, что миграция оказывает
4. Межгосударственные отношения характеризуются
5. Таким образом, трудовая миграция как сложное
A. формированию и развитию общего рынка труда стран СНГ, замещению вакансий, которые не привлекательны для местного населения, смягчению безработицы через создание новых рабочих мест в сфере обслуживания и смежных отраслях, выживанию части населения в сложных условиях переходного периода;
B. развитию предпринимательства и малого бизнеса;
C. наполнению потребительского рынка товаров и услуг,
D. созданию среднего класса как социальной основы рыночной экономики;
E. развитию человеческого потенциала путем приобретения
опыта работы в иностранных фирмах, освоения новых технологий
и овладения новой
F. поддержанию экономических и трудовых связей между
6. В то же время трудовая миграция, особенно в нелегальной форме, имеет и отрицательные последствия.
A. Одно из главных из них - слабая социальная защита трудящихся-мигрантов либо вообще ее отсутствие.
B. К недостаткам следует отнести и краткосрочный
C. Нелегальная миграция является питательной средой для роста преступности, развития торговли наркотиками, оружием, теневой экономики.
Однако в целом трудовая миграция на основе трудовых контрактов приносит несомненные выгоды как странам эмиграции, так и принимающим странам. Для государств СНГ трудовая миграция - наиболее реальный путь продвижения граждан на международный рынок труда. При этом очевидна растущая роль России в данном процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 19 июля 2007 г.). С. 66.
2. Федеральный закон от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве РФ».
3. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 18.10.2007 г.). С. 67.
Информация о работе Применение труда иностранных граждан в Российской Федерации