Принцип единства и дифференциации правового регулирования трудовых отношений
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 20:36, контрольная работа
Краткое описание
Дифференциация правового регулирования означает отличия в правовом регулировании отдельных видов трудовых отношений. Она обеспечивает применение правовых норм с учетом как объективных факторов, которые характеризуют место работы и условия труда, так и свойств личностного порядка, касающихся самого работника. К объективным факторам относятся: отрасли экономики, условия труда, природно-климатические условия, характер связи между работником и предприятием, формы и виды собственности. Субъективные факторы проявляются в половозрастных и физиологических особенностях субъектов трудовых отношений.
Содержание
Единство в трудовом праве. Дифференциация правового регулирования. Межнациональная и внутринациональная диференциация. Содержание принципа единства и диференциации правового регулирования трудовых отношений по законадательству о труде Украины. Реализация принципа единства и диференциации правового регулирования трудовых отношений в индивидуальном и коллективном трудовом праве. Задача. Список литературы.
Трудовая деятельность осуществляется
в коллективе, имеет коллективный характер.
Отсюда возникают коллективные интересы
и коллективные трудовые отношения, субъектами
которых являются трудовые коллективы
и органы, представляющие их интересы,
в частности профсоюзы. Особым субъектом
коллективных трудовых отношений выступает
государство, которое не только выполняет
законодательную и судебную функции, но
и является одним из участников Генерального
соглашения, устанавливающего наряду
с Законами Украины трудовые гарантии.
Коллективные трудовые отношения — это
своего рода «среда обитания индивидуальных
трудовых отношений».
В ст. 1 Закона Украины «О занятости
населения» занятость определяется
как деятельность граждан, связанная с
удовлетворением личных и общественных
потребностей, и, как правило, приносящая
им доход в денежной или иной форме.
Согласно части 3 ст. 1 Закона
в Украине к занятому населению относятся
граждане, проживающие на территории государства
на законных основаниях:
а) работающие по
найму на условиях полного или неполного
рабочего дня (недели) на предприятиях, в учреждениях и организациях,
независимо от
форм собственности,
в международных и иностранных организациях
в Украине и за границей;
б) граждане, которые
самостоятельно обеспечивают себя работой,
включая предпринимателей, лиц, занятых
индивидуальной трудовой деятельностью,
творческой деятельностью, члены кооперативов,
фермеры и члены их семей, принимающие
участие в производстве;
в) избранные, назначенные
или утвержденные на оплачиваемую должность
в органах государственной власти, управления
и общественных объединениях;
г) проходящие службу
в Вооруженных Силах Украины, Национальной
гвардии Украины, Службе безопасности
Украины, Пограничных войсках Украины,
войсках внутренней и конвойной охраны
и Гражданской обороны Украины, органах
внутренних дел, иных воинских формированиях,
созданных в соответствии с законодательством
Украины, альтернативную (невоенную) службу;
е) проходящие профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации с отрывом от производства;
обучаются в дневных общеобразовательных
школах и высших учебных заведениях;
ж) работающие граждане
других стран, которые временно пребывают
в, Украине и выполняют функции, не связанные
с обеспечением деятельности посольств
и миссий.
Для реализации государственной
политики занятости населения и обеспечение
гражданам Украины гарантий в этой области
Верховная Рада 1 марта 1991 г. приняла Закон
Украины «О занятости населения», который
оказывает содействие полной, продуктивной
и свободно избранной гражданами занятости,
гарантирует им право на занятость, предусматривает
компенсацию в случае потери работы.
22 октября 1993 г. был принят
Закон Украины «О статусе ветеранов
войны, гарантии их социальной
защиты», основными задачами которого
являются создания надлежащих
условий для поддержания здоровья
и активного долголетия; организация
социального и других видов
обслуживания; выполнение целевых
программ социальной и правовой
защиты ветеранов войны; предоставление
льгот, преимуществ и социальных
гарантий в процессе трудовой
деятельности согласно профессиональной
подготовке и с учетом состояния
здоровья.
Закон Украины от 16 декабря
1993 г. «Об основных основах социальной
защиты ветеранов труда и других граждан
преклонного возраста в Украине» определяет
основные основы государственной политики
относительно ветеранов труда, других
граждан преклонного возраста, гарантирует
им равные с другими гражданами возможности
в экономической, социальной, политической
сферах, благоприятные условия для полноценного
образа жизни. Предусмотрено предоставления
ветеранам труда, а ими признаются граждане,
которые добросовестно проработали в
народном хозяйстве: женщины - 35 лет, мужчины
- 40 лет и вышли на пенсию, - ряд льгот.
Закон Украины от 21 марта 1991
г. «Об основах социальной защищенности
инвалидов в Украине» гарантирует инвалидам
уровни со всеми другими гражданами возможности
для участия в экономической, политической
и социальной сферах жизни общества, создание
необходимых условий, которые дают возможность
инвалидам вести полноценный образ жизни
согласно индивидуальным способностям
и интересам.
Общие основы создания организационных,
социально-экономических, политико-правовых
условий социального становления и развития
молодых граждан Украины в интересах личности,
общества и государства, основные направления
реализации государственной молодежной
политики в Украине призван урегулировать
Закон Украины от 5 февраля 1993 г. «О содействии
социальному становлению и развитию молодежи
в Украине».
Закон Украины от 14 октября
1992 г. «Об охране труда» определяет основные
положения относительно реализации конституционного
права граждан на охрану их жизни и здоровье
в процессе трудовой деятельности, регулирует
при участии соответствующих государственных
органов отношения между владельцем предприятия
или уполномоченным им органом и работником
по вопросам безопасности, гигиены работы
и производственной среды и устанавливает
единый порядок организации охраны труда
в Украине.
Основы законодательства Украины
о здравоохранении, принятых Верховной
Радой 19 ноября 1992 p., определили правовые,
организационные, экономические и социальные
основы здравоохранения в Украине. Они
регулируют общественное отношения в
этой области с целью обеспечения гармоничного
развития физических и духовных сил, высокой
трудоспособности и долголетней активной
жизни граждан.
Закон Украины от 24 марта 1995
г. «Об оплате труда» определил экономические,
правовые и организационные основы оплаты
труда работников, которые находятся в
трудовых отношениях на основании трудового
договора с предприятиями, учреждениями,
организациями всех форм собственности
и хозяйствование, а также с отдельными
гражданами и сферы государственного
и договорного регулирования оплаты труда.
Закон направлен на обеспечение ответственности
и стимулирующей функции заработной платы.
Законом Украины от 5 ноября
1991 г. «О пенсионном обеспечении» всем
нетрудоспособным гражданам гарантируется
право на материальное обеспечение за
счет общественных фондов потребления
путем предоставления трудовых и социальных
пенсий. Закон направлен на то, чтобы полнее
учитывалась общественное полезная работа
как источник роста благосостояния народа
и каждого человека, гарантирует социальную
защищенность пенсионеров.
15 ноября 1996 г. принятый Закон
Украины «Об отпусках».
23 декабря 1997 г. принят Закон
Украины «Об уполномоченном Верховной
Рады Украины из прав человека»,
которым предусмотрен парламентский
контроль за соблюдением конституционных
прав и свобод человека и
гражданина и защита их прав
на территории Украины в пределах
ее юрисдикции.
Основы законодательства Украины
об общеобязательном государственном
социальном страховании утверждены 14
января 1998 г.
10 февраля 1998 г. принят Закон
Украины «О профессионально-техническом
образовании», которая является
составной частью образования
Украины и направленная на
формирование у граждан профессиональных
знаний, умений, привычек, развитие
духовности, культуры, соответствующего
технического, технологического и экологического
мышления с целью создания условий для
профессиональной деятельности.
15 марта 1998 г. законодательный
решен вопросы о порядке рассмотрения
в Украине коллективных трудовых споров
(конфликтов).
Государственные
гарантии занятости населения закреплены
в ст.ст. 4 и 5 Закона Украины «О занятости
населения».
Законом Украины
«О занятости населения» установлены
дополнительные гарантии занятости для
отдельных категорий населения. Речь идет
о трудоспособных гражданах в трудоспособном
возрасте, которые нуждаются в социальной
защите и не способны на равных конкурировать
на рынке труда. К ним относятся:
а) женщины, имеющие детей в
возрасте до шести лет;
б) одинокие матери,
имеющие детей в возрасте до четырнадцати
лет или детей-инвалидов;
в) молодежь, которая
закончила или приостановила обучение
в средних общеобразовательных школах,
профессионально-технических заведениях
образования, уволилась со срочной военной
или альтернативной (невоенной) службы
и которой предоставляется первое рабочее
место, дети (сироты), оставшиеся без родительского
попечения, а также лица, которым исполнилось
пятнадцать лет и которые с согласия одного
из родителей или лица, их заменяющего,
могут, как исключение? приниматься на
работу;
г) лица предпенсионного
возраста (мужчины по достижению 58 лет, женщины — 53 лет);
д) лица, освобожденные
после отбытия наказания или принудительного
лечения.
Для трудоустройства
указанных категорий граждан местные государственные администрации,
исполнительные органы
соответствующих советов по представлению
центров занятости бронируют на предприятиях,
в учреждениях и организациях, независимо
от форм собственности, численностью свыше
20 человек — до 5 процентов общей численности
рабочих мест по рабочим профессиям, в
том числе с гибкими формами занятости.
Согласно п. 1 Положения
о порядке бронирования на предприятиях,
в организациях и учреждениях рабочих
мест для трудоустройства граждан, нуждающихся
в социальной защите, утвержденного постановлением
Кабинета Министров Украины от 27 апреля
1998 г. № 578, броня — это количество
рабочих мест для обязательного трудоустройства
граждан, нуждающихся в социальной защите;
квота рабочих мест — это закрепленная
норма рабочих мест, в том числе с гибкими
формами занятости, в процентах
к количеству рабочих мест для обязательного
трудоустройства граждан, нуждающихся
в социальной защите.
В Положении указывается,
что к гражданам, указанным в ст. 5 Закона Украины «О
занятости населения»,
которые нуждаются в социальной защите
и предоставлении первого рабочего места,
относятся:
а) молодежь до 18
лет;
б) граждане старше
18 лет, которые закончили или прекратили обучение в средних
общеобразовательных школах,
профессионально-технических учебных
заведениях, уволились со срочной военной
или альтернативной (невоенной) службы,
при условии их регистрации в государственной
службе занятости в качестве ищущих работу,
не позднее календарного года со дня окончания
обучения, увольнения с военной (невоенной)
службы;
в) дети (сироты),
которые остались без попечительства
родителей, а именно:
— дети, не достигшие
18 лет;
— воспитанники,
учащиеся, студенты, курсанты, слушатели,
стажеры после окончания учебных заведений
(очной формы обучения), но не позднее достижения
ими 23-летнего возраста, при условии их
регистрации в государственной службе
занятости в качестве ищущих работу, в
течение календарного года со дня завершения
обучения;
г) граждане, освобожденные
после отбытия наказания или принудительного
лечения, которые считаются нуждающимися
в социальной защите, не позднее календарного
года со дня освобождения после отбытия
наказания или принудительного лечения.
Все законы Украины, которые
принимаются Верховной Радой, обнародуются
за подписью Президента Украины. С целью
упорядочения официального обнародования
нормативно-правовых актов, которые принимают
Верховная Рада Украины, Президент Украины,
Кабинет Министров Украины, предотвращение
извращений их содержания, определение
порядка вступления их в силу Президент
Украины 10 июня 1997 года выдал Указ «О порядке
официального обнародования нормативно-правовых
актов и вступление их в силу». Закон Украины,
акты Президента Украины, Кабинета Министров
Украины не позднее чем в пятнадцат-дневной
срок после их принятия в установленном
порядке и подписания подлежат обнародованию
государственным языком в официальных
печатных изданиях. Согласно ст. 1 этого
Указа официальными печатными изданиями
есть «Официальный вестник Украины», «Ведомости
Верховной Рады Украины», газета «Правительственный
курьер».
Президент Украины выступает
гарантом государственного суверенитета,
независимости, неприкосновенности границ,
национальной безопасности, территориальной
целостности Украины, соблюдение Конституции
и законов Украины, прав и свобод человека
и гражданина. В пределах своих полномочий
Президент Украины также выдает указы
и распоряжение, которые являются обязательными
для выполнения на всей территории Украины.