Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:59, курсовая работа
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
ВВЕДЕНИЕ
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается том, что проблемы, освещаемые в ней имеет большое значение для практики, обеспечения законных прав и интересов граждан, юридических лиц, государства, органов местного самоуправления.
Методологической основой работы послужили результаты фундаментальных исследований по данным проблемам российских авторов Бородянский Э.А., Ильинский Д.Я., Ключарёв В.А., Степанов Е.В, Бузгалина А.В, Носовой С.С.
Метод регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений это комплекс способов правового регулирования, т. е. воздействия законодателя через нормы права на волю людей, их поведение в труде на производстве в нужном для общества направлении:
Предметом трудовых отношений в трудовом праве являются отношения в общественной организации труда и иные непосредственно с ними связанные отношения, т. е. комплекс общественных отношений по труду на производстве.
Объектом трудовых правоотношений являются отношения работника с работодателем.
Субъектами в сфере труда кроме работников и работодателей могут быть различные участники: органы службы занятости в правоотношениях по обеспечению занятости; органы государственной власти и органы местного самоуправления как социальные партнеры в социально-партнерских правоотношениях и т.д.
Целью данной работы являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Исходя из цели, в работе поставлены и решены
следующие задачи:
1.Рассмотрены понятия регулирования занятости
в трудовых отношениях;
2. Изучены проблемы трудовых отношений;
3. Исследована государственная политика в области содействия в сфере трудовых отношений;
4. Дана характеристика
состояния развития сферы
Данная работа кратко освещает правовые основы государственного регулирования трудовых отношений и государственную политику занятости, проблемы обеспечения занятости в трудовых отношениях.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА I
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1 Государственное регулирование трудовых отношений
Регулирование трудовых отношений осуществляется трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами, которые содержат нормы трудового права. К ним относятся: Конституция РФ - являются юридической базой трудового законодательства; Трудовой кодекс РФ - основной специальный источник законодательных актов о труде; Федеральные законы, содержащие нормы трудового права; Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств, ведомств и комитетов РФ; Постановления Пленума Верховного Суда РФ по спорным вопросам трудовых отношений и локальные нормативные акты предприятий и организаций.
Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором ст. 15 Трудового Кодекса РФ (далее ТК РФ). Возникают они на основе трудового договора, т. е. соглашения между работником (гражданином) и работодателем (юридическим или физическим лицом).
Регулирование трудовых отношений предполагает создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства, которое заключается:
- в социально-правовой защите работников;
- в обеспечении
благоприятных условий
- в защите законных прав и интересов работодателей;
- в согласовании
интересов работников, работодателей
и государства в сфере
Главным законодательным документом является Конституция РФ, закладывающая основы правового регулирования трудовых отношений, провозгласившая свободу труда, запрещение принудительного труда, право на оплату труда без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера заработной платы, право на отдых, право на защиту от безработицы и др.1
Следующим по важности является Трудовой кодекс РФ. Если Конституция - это фундамент трудового законодательства, то Трудовой кодекс РФ - его ядро. Именно здесь содержится основная масса норм трудового права и именно к этому нормативно-правовому акту обращаются чаще всего, решая самые разнообразные вопросы, относящиеся к сфере трудовой сфере. Кроме того, все другие федеральные законы, а тем более подзаконные акты - содержащие нормы права, не могут противоречить Трудовому кодексу.2
Субъекты Российской Федерации могут значительно улучшить положение наемных работников, в отличие от федерального законодательства, принимая местные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения. В этих актах можно повысить гарантии трудовых прав, установить дополнительные льготы с учетом региональной специфики.
Кроме законодательных актов, исходящих от государственных органов важнейшими источниками, призванными нести основную регулирующую нагрузку, в соответствии с трудовым законодательством, являются соглашения и коллективные договоры, заключаемые между работодателями и профсоюзами либо иными представителями работников, а также трудовые договоры, заключаемые непосредственно работодателями и работниками. При этом они не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться (ст.9 ТК РФ).
Каждая организация может установить дополнительные льготы и социальные гарантии сверх установленных Трудовым кодексом РФ, например в рамках коллективного договора.
Устанавливая трудовые отношения в коллективе, работодатель должен помнить и исполнять ст.7 Конституции РФ, которая провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.3
Функции федеральных и региональных органов государственной власти в сфере занятости
Федеральный уровень |
Уровень субъектов РФ |
Разработка и реализация государственной политики в сфере занятости, ее нормативно-правовое обеспечение |
Разработка региональной политики занятости на основе государственной политики и с учетом местных условий, ее нормативно-правовое обеспечение |
Разработка и финансирование федеральных программ содействия занятости. Разработка и обеспечение действия экономических механизмов регулирования рынка труда |
Разработка и финансирование региональных целевых программ занятости населения, в том числе программ поддержки малого бизнеса |
Формирование и обеспечение функционирования Федеральной службы по труду и занятости с региональными и местными органами |
Организация взаимодействия с территориальными и местными органами Федеральной службы по труду и занятости |
Координация и контроль деятельности федеральных министерств и ведомств и органов государственной власти субъектов РФ в сфере занятости |
Координация и контроль деятельности управляющих структур региона, муниципальных образований, общественных и других организаций в сфере занятости |
Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости |
Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости региона |
Научно-информационное и методическое обеспечение деятельности органов занятости |
Информационное обеспечение деятельности органов занятости региона |
Организация обмена опытом работы в сфере занятости, в том числе с зарубежными странами |
Обмен опытом работы в сфере занятости между муниципальными образованиями региона, с другими регионами и зарубежными странами |
Проблема занятости в условиях рыночной экономики решается на рынках труда регионального и местного уровня, предполагающих определенные отношения между нанимателями (работодателями) и наемными работниками по поводу купли – продажи рабочей силы, а также отношения работодателей друг с другом и работников между собой. Рынок труда обеспечивает под влиянием спроса и предложения отток рабочей силы из одних секторов экономики в другие, сокращение издержек производства и обращения и в конечном счете – повышение эффективности экономики и уровня жизни населения.4
Основы государственной и муниципальной политики в сфере занятости формируются на федеральном уровне. Приняты Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ, другие законодательные акты.
К ведению федеральных органов относятся выработка и реализация основных направлений государственной политики в области занятости населения на территории страны, координация деятельности органов власти и управления всех уровней по вопросам занятости населения, определение минимальных и обязательных для всех нормативов социальной защиты граждан от безработицы. Субъекты РФ на основе государственной политики разрабатывают и реализую, региональную политику в сфере занятости, учитывающую местную специфику и местные условия.
1.2 Виды трудовых отношений
Базовую часть предмета правового регулирования трудового права представляют трудовые отношения, среди которых следует особо выделить такие разновидности, как:
- трудовые отношения по основному месту работы;
- трудовые отношения на работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ);
- трудовые отношения на временной работе сроком до двух месяцев (гл. 45 ТК РФ);
- трудовые отношения на сезонной работе (гл. 46 ТК РФ);
- трудовые отношения работников, работающих у работодателей — физических лиц1 (гл. 48 ТК РФ);
- трудовые отношения при выполнении работы на дому (гл. 49 ТК РФ);
- трудовые отношения на государственной службе;
- трудовые отношения отдельных категорий работников (спортсменов, работников в представительстве РФ за границей и др.).
Второй составляющей предмета правового регулирования трудового права являются отношения, непосредственно связанные с трудовыми (производные от трудовых). Эти отношения базируются на трудовых и не могут существовать обособленно от них.
Статья 1 Трудового кодекса РФ выделяет девять групп таких отношений.
1. Отношения по
трудоустройству у данного
Процесс трудоустройства может быть разнообразным: во-первых, человек может сам искать работу; во-вторых, он может обратиться в коммерческое кадровое агентство; в-третьих, человек может обратиться в государственную службу занятости. Трудовым правом регулируется, по существу, только третий вариант трудоустройства, обязательным участником которого является служба занятости населения. Основа правового регулирования этого вида трудоустройства определена федеральным законом. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» регулирует этот институт трудового права, следующие подгруппы правоотношений:5
Отношения между службой занятости и работодателями по поводу определения вакантных рабочих мест. Законодательство о занятости населения устанавливает обязанность работодателей сообщать в государственную службу занятости населения информацию об имеющихся вакансиях рабочих мест.
Отношения между службой занятости и гражданами, желающими трудоустроиться, по поводу их регистрации в качестве безработных, определения их квалификации и поиска подходящей для них работы. Данная подгруппа включает в себя обучение безработных, не имеющих профессии, информационное обеспечение граждан о наличии свободных рабочих мест и некоторых других вопросов.
Отношения между гражданами, желающими трудоустроиться, и работодателями по поводу трудоустройства граждан на вакантные места по направлению службы занятости. Эта подгруппа включает в себя также специальные формы трудоустройства отдельных категорий граждан на квотируемые для этого рабочие места. Так, ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает квоту рабочих мест для трудоустройства инвалидов, что определяет социальное значение данного подинститута права и соответственно тесную связь трудового права и права социального обеспечения.6
2. Отношения по
профессиональной подготовке, переподготовке
и повышению квалификации
Как видно из названия, данный вид правоотношений включает в себя несколько подгрупп по характеру обучения: подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Но гак как во всех случаях речь идет об освоении новых знаний (в ходе обучения работника), следует отдельно выделить ученические отношения, которые складываются между учеником (лицом, проходящим подготовку, переподготовку или повышающим свою квалификацию) и работодателем: по поводу самого процесса обучения, который осуществляется в рабочее время; по поводу сдачи квалификационных экзаменов и предоставления работы по полученной профессии или повышенному разряду (квалификации).
Информация о работе Проблемы обеспечения занятости в трудовых отношениях