Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:30, курсовая работа
Цель исследования - исследовать существующие правовые нормы, применение их на практике, а также изучить теоретические подходы к понятию рабочего времени.
Задачи исследования:
- исследовать понятие рабочего времени;
- классифицировать виды рабочего времени;
- изучить источники правового регулирования рабочего времени;
- дать характеристику режиму рабочего времени;
Введение
Глава 1. Общие положения института рабочего времени по трудовому законодательству
1.1 Правовое регулирование рабочего времени: история и современность
1.2 Понятие и виды рабочего времени
Глава 2. Особенности правового регулирования рабочего времени по Трудовому кодексу РФ
2.1 Режим рабочего времени и его правовое регулирование
2.2 Виды режимов рабочего времени
2.3 Учет рабочего времени в зависимости от режима работы
2.4 Особенности правового регулирования «суточного» режима работы
Глава 3. Проблемы, связанные с ненормированным режимом рабочего времени
3.1 Устранение проблем, связанных с ненормированным режимом рабочего времени
Заключение
Библиографический список
Введение
Глава 1. Общие положения института рабочего времени по трудовому законодательству
1.1 Правовое
регулирование рабочего
1.2 Понятие и виды рабочего времени
Глава 2. Особенности правового регулирования рабочего времени по Трудовому кодексу РФ
2.1 Режим
рабочего времени и его
2.2 Виды режимов рабочего времени
2.3 Учет рабочего
времени в зависимости от
2.4 Особенности
правового регулирования «
Глава 3. Проблемы, связанные с ненормированным режимом рабочего времени
3.1 Устранение проблем, связанных с ненормированным режимом рабочего времени
Заключение
Библиографический список
Актуальность исследования определяется тем, что рациональное использование рабочего времени приобретает большое значение именно теперь, в условиях развития рыночных отношений и усложнения хозяйственных связей при необходимости увеличения масштабов производства. Повышается значение каждого часа, каждой минуты рабочего времени, строго соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.
В использовании
рабочего времени большое значение
имеет режим рабочего времени. От
того, насколько правильно и
В современных условиях радикальные перемены в российском трудовом законодательстве, связанные с социально-экономическими преобразованиями, переходом к рыночной экономике и становлением новых демократических институтов и ценностей в области прав человека, не могут не отражаться на развитии трудового законодательства и его принципах.
С принятием
Трудового кодекса РФ продолжается
реформирование трудового законодательства,
которое осуществляется на основе конституционных
принципов и основных принципов
правового регулирования
При устройстве
на работу гражданин принимает на
себя обязанность выполнять
Теоретическое изучение и разработки всегда были важны в дальнейшем при развитии законодательства о рабочем времени. Но, несмотря на то, что так много ученых посвятили свои работы исследованию и изучению данных проблем, все же их нельзя считать завершенными. И все же под влиянием развития общественного производства законодательство о рабочем времени постоянно совершенствуется.
Цель исследования - исследовать существующие правовые нормы, применение их на практике, а также изучить теоретические подходы к понятию рабочего времени.
Задачи исследования:
- исследовать понятие рабочего времени;
- классифицировать виды рабочего времени;
- изучить
источники правового
- дать
характеристику режиму
- проанализировать
виды режимов рабочего времени,
- рассмотреть
на практике особенности
- на основании
проведенного исследования
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением норм рабочего времени в Российской Федерации.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регламентирующие рабочее время.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы этой работы могут быть использованы в дальнейшем для более детальной и углубленной разработки рассматриваемой темы в процессе совершенствования действующего законодательства.
Методологической основой данного исследования является общенаучный диалектический метод познания. На его основе использовались также частнонаучные методы: формально-логический, системно-структурный, историко-правовой, структурно-функциональный и метод сравнительного правоведения.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Глава
1. Общие положения института
1.1. Правовое регулирование
Правовое регулирование рабочего времени возникло сравнительно недавно, да и само понятие рабочее время отсутствовало вплоть до ХIХ века, так как характер производственных отношений и законодательный уклад многих европейских стран в период становления промышленности не предусматривал нормирования и защиты труда работников.
Не являлась исключением и наша страна. Некоторая регламентация рабочего времени вводилась указом Петра І от 5 апреля 1722 г. В параграфе 32 главы XІІ этого указа говорилось, что в период с 10 марта по 10 сентября бить в звон на работу следует утром за час до восхода солнца, а вечером с работы - через час после его заката по календарю (т.е. бить в звон утром - в 4,5 часа, а вечером - в 7 часов).1
Рабочий день в Российской Империи во второй половине ХIХ века длился 12-13 часов, а на многих предприятиях - 15-16 часов. Капиталисты по собственному усмотрению ставили условия найма, продолжительность рабочего дня и размеры заработной платы. Лишь в 90-х гг. под влиянием массового забастовочного движения правительство обратилось к регулированию отношений между рабочими и фабрикантами путем принятия фабрично-трудового законодательства, главным образом, фабричных законов России 1886 и 1897 гг.2
31 марта 1861 г. были утвержденные временные «Правила о найме рабочих». Однако, эти правила в основном касались оплаты труда и лечения рабочих, а не регулирования продолжительности рабочего времени.
Кризис перепроизводства, который началась в Российской империи зимой 1880-1881 гг., значительно ухудшил условия жизни и труда рабочих. В связи с этим протест рабочих приобрел черты забастовочной борьбы невиданного размаха и вынудил правительство пересмотреть трудовое законодательство, что отразилось в работе над созданием фабрично-трудовых законов. В начале 1882 г. четыре министры; внутренних дел, финансов, юстиции и народного образования подали проект закона, который и был утвержденный императором 1 июня 1882 г. Этот первый из принятых в дальнейшем фабрично-трудовых законов назывался «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах».3
Названный закон содержал в числе прочего такие положения:
1) дети обоих полов, которые не достигли 12-летнего возраста, к работе не допускались;
2) подростки в возрасте от 12 до 15 лет не должны работать свыше 8 часов в сутки, не включая времени, необходимого на завтрак, обед, ужин, посещение школы и отдых, и только между 5 часами утра и 9 часами вечера;
3) запрещалась работа детей от 12 до 15 лет :в воскресенье и высокоторжественные дни»;
4) владельцы предприятий обязывались предоставлять малолетним работникам возможность посещать школу.
Поскольку многие из положений закона от 1 июня 1882 года были неясными и неопределенными, то 26 февраля 1885 г. были опубликованы «Правила для фабрикантов и инструкция чинам фабричной инспекции», призванные разъяснить содержание названного закона, в том числе относительно регулирования рабочего времени.
Существенно повлиял на дальнейшее развитие фабричного законодательства Морозовская забастовка 1885 г. В июне 1885 г. был утвержден закон «О запрете ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». Закон содержал всего две статьи такого содержания:
1) «Запретить в виде опыта на три года, начиная с 1 октября 1885 г., для женщин и подростков, которые не достигли 17 лет, ночные работы на хлопчатобумажных, полотняных, и шерстяных фабриках, предоставив министерству финансов, при взаимном согласовании с министром внутренних дел, возможность распространить это мероприятие и на другие промышленные учреждения с предупреждением о том фабрикантов к сроку обычного найма рабочих»,
2) «Предоставить министру финансов, при соглашении с министром внутренних дел, возможность подвергнуть вопрос о ночной работе подростков и женщин всестороннему рассмотрению не позднее установленного в предыдущей статье трехлетнего срока».
3 июня 1886 г. были утвержденные «Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры» и «Особые правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих».4
Этими нормативными актами, прежде всего, предусматривалось заключение договора найма с записью его условий в расчетной книжке, утвержденной фабричной инспекцией, которая получала право утверждать правила внутреннего распорядка, в том числе рабочего графика, на предприятиях, которые подлежали ее контролю.
Хотя во многом Правила от 3 июня 1886 г. были декларативными, однако их принятие обеспечивало определенный порядок в регулировании рабочего времени. Но следует отметить, что нормы, введенные фабричным законодательством распространялись не на всю территорию Российской Империи. Правила от 3 июня 1886 г. распространялись только на Петербургскую, Московскую и Владимирскую губернии, в 1891-1894 - еще на 15 губерний и только в 1899 г. - на районы горной промышленности.
В 80- 90-те годы XІХ века, в период осуществления контрреформ права трудящихся, закрепленные в фабрично-трудовом законодательстве, были заметно урезаны. Так, 24 апреля 1890 г. Государственный совет принял постановление об изменениях и дополнении соответствующих статей законов от 1 июня 1882 г. и от 3 июня 1885 г. Это постановление заменило собой оба названные закона, объединив их в один законодательный акт и заменив бывшие нормы в самых существенных пунктах. Была, в частности, расширенная сфера применения труда малолетних путем разрешения работы малолетних (до 12 лет) до 6 ч. и ночной работы детей (12--15 лет) до 9 ч. в тех случаях, когда это «будет признано полезным».
Новая мощная волна рабочего движения в 90-х годах XІХ века принудила царское правительство снова обратиться к корректировке фабрично-трудового законодательства. На этот раз 2 июня 1897 года был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», который приобрел силу с ноября 189 года.5
Закон ограничивал продолжительность рабочего дня в фабричной и горной промышленности 11,5 часами, а рабочее время ремесленников и рабочих военного ведомства - 10 часами и устанавливал обязательный воскресный и праздничный отдых.
Работа малолетних (до 12 лет) была запрещена. Сверхурочное время ограничивалось 120 часами в год (это положение, однако, имело предостережение). Вместе с тем циркуляром министерства внутренних дел от 12 августа 1897 г. были усилены наказания за самовольный уход с работы к окончанию срока найма и за забастовки. Хотя этот закон и не всегда исполнялся в меру недобросовестной работы фабричных инспекций, но положил начало правовому нормированию рабочего времени исходя из физиологических возможностей человека.
Февральская революция в России 1917 г. не решила вопроса об ограничении продолжительности рабочего дня. Деятельность Временного правительства по введению восьмичасового рабочего дня свелась к тому, что в особом комитете министерства труда было только обсужден, без всяких практических действий, вопрос о порядке работы по созданию такого законодательства.
После большевистского переворота первым законодательным актом о работе был декрет от 29 октября (11 ноября) 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне». К десятилетнему юбилею октябрьской революции ЦИК СССР манифестом от 15 октября 1927 г. постановил обеспечить на протяжении ближайших лет переход от восьмичасового к семичасовому рабочему дню для промышленных работников без уменьшения их заработной платы.
В развитие этого манифеста ЦИК и РНК СССР в январе 1929 г. приняли постановление «О семичасовом рабочем дне», которым подавляющее большинство рабочих производственных предприятий было постепенно переведено на семичасовый рабочий день. Вводилась шестидневка - пятидневная рабочая неделя с одним выходным днем. Продолжительность рабочей недели фактически устанавливалась в 35 часов. Каждый шестой день - 6, 12, 18 и 24 числа каждого месяца, независимо от того, на какой день недели они приходились, объявлялись выходными днями.6
Однако в связи с напряжением международной обстановки указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовый рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрете самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» был снова осуществлен переход на восьмичасовой рабочий день. Продолжительность рабочего дня с семы часов была увеличена до восьми, то есть до прежнего советского норматива, рабочая неделя устанавливалась в 48 часов при шести рабочих днях с одним выходным в воскресенье.
В 1956 г. Советский Союз вместе с входящими в его состав Республиками, ратифицировали Конвенцию № 47 «О сокращении рабочего времени до 40 часов в неделю», и эта Конвенция вступила в силу. Начался новый этап сокращения рабочего времени, которое в Россию был завершен в 1972 году с принятием Нового КЗоТа.
Информация о работе Проблемы, связанные с ненормированным режимом рабочего времени