Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 17:50, курсовая работа
цель данной контрольно-курсовой работы – исследовать правовые аспекты разрешения индивидуальных трудовых споров, их объектный и субъектный состав и присущие им особенности.
Поставленная цель решается посредством следующих задач: · исследовать основные направления развития трудового, гражданского и гражданского процессуального права в сфере разрешения индивидуальных трудовых споров в Российской Федерации; · рассмотреть содержание законодательной базы лежащей в основе регулирования порядка разрешения трудовых споров; · проанализировать плюсы и минусы существующего правого института, регулирующего порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, исследовать проблематику, связанную с этой сферой трудового права; · выяснить тенденции развития в этой сфере; · в заключении - подвести итоги по проделанной работе, выработать пути решения возникших проблем.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, виды и подведомственность индивидуальных трудовых споров……………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие индивидуального трудового спора…………………………6
1.2. Причины и обстоятельства возникновения индивидуальных трудовых споров………………………………………………………………...10
1.3. Подведомственность индивидуальных трудовых споров………….16
Глава 2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров……….18
2.1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам (КТС)………………………………………..19
2.2. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах…………24
Глава 3. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников……………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список источников права и литературы…………………………………..31
Работодатель в этом случае обязан исполнить решение комиссии в трехдневный срок.
Если же решение в этот срок не исполняется, то комиссия выдает работнику удостоверение, имеющее силу исполнительного документа на основании статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.
В нем указывается: · наименование органа, вынесшего решение или постановление по трудовому спору; · дата их принятия; · дата выдачи удостоверения; · Ф.И.О. работника; · решение по существу спора1.
Удостоверение подписывает председатель КТС или его заместитель, и на него ставят печать. В течение трех месяцев с момента его получения работник должен предъявить удостоверение судебному приставу. Если этот срок пропущен по уважительным причинам, то КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.
Приведение решения комиссии в исполнение осуществляется в принудительном порядке судебным приставом в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Как показывает практика, проблема сегодняшнего дня в том, что реально КТС может защитить только интересы работодателя, т.к. если кто-то из членов КТС со стороны работников, будет проводить линию, не совпадающую с интересами работодателя, то таком члену КТС, который является работником этого же предприятия, будут созданы такие условия, что ему просто придется уволиться. Реально свои интересы работник может отстаивать только в судебном порядке уже после увольнения, когда он уже никоим образом не зависит от работодателя. Как показывает практика, в
Федеральный
закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ (ред. от 03.08.2006)
«Об исполнительном производстве»
(принят ГД ФС РФ 04.06.1997) // «Российская газета»,
№ 149, 05.08.1997.
этих случаях работник предъявляет своему бывшему работодателю через суд различные требования компенсационного характера, выраженные в конкретной денежной сумме.
Все
прекрасно знают, что если работник
пытается каким-то образом разрешить трудовой
спор в свою пользу, то уже сам факт того,
что работник начал эту процедуру, несовместим
с продолжением трудовой деятельности
на этом предприятии.
2.2 Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах.
Непосредственно в суде без обращения в КТС, согласно ст. 391 Трудового кодекса, рассматриваются трудовые споры по заявлениям: работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника; работодателя - о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по
трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Статья 392 Трудового кодекса РФ регламентирует сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Районные суды являются своего рода апелляционной инстанцией, рассматривая спор, если одна из его сторон не согласна с решением КТС. Они же в апелляционном порядке пересматривают акты мировых судей. Областные и приравненные к ним суды, судебные коллегии по гражданским делам которых рассматривают жалобы на решения и определения районных судов, выступают в качестве кассационной инстанции. Областные же суды и Верховный Суд РФ пересматривают судебные акты по трудовым спорам в порядке надзора. Система органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, предоставляет реальные гарантии объективной оценки всех существенных обстоятельств, предотвращает и исправляет судебные ошибки и, как следствие, обеспечивает законное и справедливое разрешение разногласий между субъектами трудовых правоотношений.
В заключение рассмотрения вопроса о судебном порядке разрешения трудовых споров, необходимо отметить, что согласно ст. 393 Трудового кодекса при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
Глава 3. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников.
Когда речь идет о разрешении индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников, то имеются ввиду руководители организаций и сотрудники соответствующих государственных органов, осуществление трудовых обязанностей которых регламентируется нормативными актами определяющими статус и полномочия данных органов.
Разрешение споров об увольнении руководителя организации. При возникновении разногласий по не отраженным в трудовом законодательстве РФ и в трудовом договоре (контракте) условиям увольнения руководителя он может попытаться урегулировать их сам посредством переговоров с собственником организации. Если стороны не пришли к взаимоприемлемому решению, то спор, возникший между руководителем и организацией, разрешается непосредственно судом без рассмотрения его в комиссии по трудовым спорам.
В случае увольнения, перевода на другую работу без оснований, предусмотренных в законодательстве, регулирующем трудовые отношения, или с нарушением установленного порядка увольнения руководитель организации должен быть восстановлен судом на прежней работе. При вынесении решения о восстановлении на работе суд, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате руководителю среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. По просьбе руководителя организации суд может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу указанных компенсаций и об изменении формулировки основания увольнения на увольнение «по собственному желанию».
Суд
вправе обязать работодателя компенсировать
причиненные работнику
Специальный порядок установлен для опровержения порочащих сведений, которые содержатся в трудовой книжке руководителя. Такая трудовая книжка подлежит замене. Формулировка, содержащая не соответствующие действительности сведения, должна быть изменена.
Статья 308 Трудового кодекса РФ регламентирует отдельно разрешение индивидуальных трудовых споров между работником и работодателем – физическим лицом.
По
общему правилу для рассмотрения
индивидуального трудового
Сроки обращения в суд, установленные в ст. 392 ТК, распространяются на всех работников и работодателей, в том числе на работодателей - физических лиц и лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях.
Статья 348 Трудового кодекса РФ регламентирует отдельно рассмотрение индивидуальных трудовых споров работников религиозных организаций.
В случае возникновения спора между работником и религиозной организацией он должен быть урегулирован путем переговоров между ними.
Если спор не урегулирован при переговорах, то работник вправе обратиться за рассмотрением своего дела в суд.
В данном случае законодатель устанавливает упрощенный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, который предусматривает 2 этапа: обращение в комиссию по трудовым спорам и суд (ст. 382 ТК).
1 «Гражданский кодекс Российской Федерации» (Часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 26.01.2007) // «Российская газета», N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.
При
обращении в суд при
Особенности рассмотрения трудовых споров руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должности высшими органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в ее составе, а также судей, прокуроров, их заместителей и помощников по вопросам увольнения, перевода на другую работу, оплату за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются законодательством Российской Федерации и республик в ее составе1.
Несмотря
на это положение Трудового
Нередки случаи, когда работники милиции и бывшие военнослужащие обращаются в суд с исками о взыскании денежного довольствия, стоимости продпайка. В этих случаях суды в какой-то мере применяют общие положения Трудового кодекса РФ, например, индексируют неполученные вовремя такие денежные выплаты, хотя специальными законами это не предусмотрено.
1 В. Анисимов. Трудовые споры с участием работников милиции, военнослужащих и госслужащих.// "Российская юстиция", 2001, N 3, С.43.
Заключение.
В связи с переходом к рыночной системе хозяйствования перед обществом встали проблемы обусловленные противоречиями между интересами работодателей, выраженных в получении максимальной прибыли и интересами работников, заинтересованных в максимальной оплате своего труда и получения благ, предусмотренных трудовым законодательством, а именно, отпусков, оплаты больничных листов и других социальных гарантий. Однако реализация всех этих гарантий ложится на работодателей дополнительным финансовым бременем, которое они не желают брать на себя.
Нарушения трудового законодательства встречаются сплошь и рядом. Они начинаются еще до момента заключения трудовых договоров, когда соискателю на вакансию выставляются заранее противозаконные условия заключения трудового договора. От него работодатель зачастую требует отказаться от отпуска, выходных, требует работать сверх норм рабочего времени. В результате трудовой договор заключается на заранее противозаконных условиях.
Такая ситуация обусловлена объективными факторами вытекающими из экономических законов, которые относительно рынка рабочей силы обуславливают постоянное превышение предложение над спросом. Трудовой кодекс РФ императивно в своих нормах компенсировал эту экономическую закономерность, но реально на практике отсутствует механизм государственного контроля за соблюдением положений трудового законодательства. Трудовой кодекс предусматривает наличие в каждом субъекте Российской Федерации такого органа как Государственная инспекция труда Федеральной службы по труду и занятости, а также четко определяет его полномочия.