Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:54, доклад
Без секретарей. Без дресс-кода. Без должностей. Без бизнес-планов. Без графиков и режима работы. Да еще сотрудники сами назначают себе зарплату. Смогли бы вы управлять такой компанией?
Именно так управляет бразильской корпорацией Semco Рикардо Семлер, превративший разваливавшийся семейный бизнес в самую необычную компанию нашего времени. Он построил модель бизнеса, пережившую экономические спады, отраслевые забастовки, гиперинфляцию и многое другое. За последние 6 лет Semco увеличила свою выручку с 35 до 160 миллионов долларов; в компании практически отсутствует текучесть кадров, и нет никаких признаков того, что в ближайшие годы ее рост замедлится.
Здесь нет отдельных кабинетов. Даже у главы компании. Нет и штаб-квартиры, потому что Рикардо считает ее источником контроля и дискриминации. Зато есть несколько офисов вокруг Сан-Паулу. Если сотруднику требуется место для работы, он может зарезервировать его онлайн в любом из офисов на свой выбор.
Semco дает такое определение своим отношения с сотрудниками: «Мы относимся к людям как ответственным взрослым». «В действительности наши сотрудники принимают решения относительно своих детей, - говорит Семлер. - Они выбирают правительства и мэров. Они знают, что хотят приобрести, а что - нет. Совершенное безумие, что люди все еще беспокоятся о том, как делаются дела. Если вы загляните в офис Semco, вы увидите множество пустующих столов. Вопрос: где все эти люди? Я не имею ни малейшего понятия, и мне это совершенно неинтересно. Нам нужны люди, предоставляющие результат. Будут ли они работать четыре, восемь или двенадцать часов в день – мне это абсолютно безразлично. Если мы не будем позволять нашим людям делать работу так, как они хотят, мы никогда не узнаем, на что они в действительности способны».
Неудивительно, что людям нравится, когда к ним относятся уважительно, когда их мнение ценят. У Semco в запасе есть 2 тыс. резюме, сотни людей согласны работать в компании на любой позиции. Когда Semco публикует объявление о вакансии, обычно приходит 1,4 тыс. заявок от потенциальных кандидатов.
Но, пожалуй, самые впечатляющие результаты, которых удалось добиться Семлеру и Semco, выражаются в цифрах. Прибыль компании выросла с $4 млн в 1982 до $212 млн в 2003 году (ежегодный рост составлял 27-40%).
Инновационная политика менеджмента Семлера привлекла интерес специалистов со всего мира. Журнал TIME включил его в рейтинг 100 молодых лидеров в 1994 году. The Wall Street Journal назвал его бизнесменом года в 1990, а также он был назван бразильским бизнесменом года в 1990 и 1992 годах. World Economic Forum назвал его одним из Глобальных Лидеров Завтрашнего Дня. Комитет CIO Magazine в лице Тома Питерса, Джима Чампи и Майкла Хаммера выбрали Semco как компанию, подвергшуюся наиболее успешному реинжинирингу в мире.
Сегодня Рикардо Семлер свел свое участие в делах компании к минимуму, ведь в его присутствии больше нет острой необходимости. Он может спокойно уделять время другим интересным занятиям. Например, писать книги. Первая из них «Turning Your Own Table» стала наиболее продаваемой нехудожественной книгой в Бразилии. Ее английская версия
Г-н Нето считает, что нельзя добиваться корпоративной демократии половинчатыми мерами. «Невозможно внедрять подобную практику лишь частично, новая система заработает только тогда, когда каждый сотрудник организации будет точно знать, как она работает, – говорит он. – Некоторые компании здесь в Бразилии пытались применить на практике лишь отдельные элементы того, что делаем мы, но это никуда их не привело».
Склад мышления
«Обладая большим пакетом акций я, конечно же, могу приостановить любое решение, но за 25 лет я ни разу не воспользовался своим правом вето, – говорит Семлер. – Если я хотя бы раз наложу вето, в следующий раз они решат, что можно даже не пытаться отстаивать свои интересы – ведь все равно я сделаю, как я захочу. Так что они должны пройти через такие ситуации, в которых их интересы побеждают».
Конечно же, доля Семлера в бизнесе – это немаловажное условие, в силу которого он вообще способен воплощать в жизнь свои управленческие принципы, а следование этим принципам – основная причина, по которой акции компании никогда не выставлялись для публичной продажи. Нельзя также забывать, что Semco – относительно небольшая компания с выручкой в 240 млн.долларов и тремя тысячами сотрудников. Но рост и диверсификация Semco в последние годы в основном происходит за счет совместных предприятий с международными корпорациями, большинство из которых открыты для публичных торгов. Несмотря на лучшие намерения Семлера, эти СП в основном практикуют несколько «облегченную» версию демократического рабочего места.
------------------------------
Правила менеджмента без контроля от Рикардо Семлера:
Забудьте о генеральной линии
Никогда не переставайте быть старт-апом
Не будьте нянькой
Дайте таланту найти свое место
Принимайте решения быстро и открыто
Относитесь по-партнерски ко всем, не делая различий
АЗБУКА УСПЕХА РИКАРДО СЕМЛЕРА
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ «НЕХВАТКИ ВРЕМЕНИ» ПО РЕЦЕПТУ Semco В главе 9 я обещал рассказать, как вылечить так называемую болезнь «нехватки времени». Готовы? Начинаем!
1. Начните
с конца. Установите
2. Тщательно
переберите кучу бумаг на
• Приоритетные
документы, которые требуют
• Не
очень срочные документы,
• Документы,
которые, по вашему мнению, было
бы хорошо просмотреть, но у
вас никогда не доходят до
них руки. Это могут быть газеты
и журналы, громоздкие отчеты,
копии служебных записок —
ну, в общем, вы поняли. В течение
нашей жизни мы привыкаем к
получению огромного
Ключ
к оптимальному использованию
времени — чувство
Из-за нехватки времени (а чего же еще?) я оставлял журналы и газеты на столе в своем кабинете, чтобы прочесть их позже. Когда появилось еще больше периодических изданий, я аккуратно добавлял их в общую кучу. Я чувствовал себя подавленным, даже когда просто смотрел на нее, в страхе от всей той информации, которую я не успел проглотить. Но однажды вечером я просто взял и уничтожил эту кучу. Это был сигнал к началу выздоровления, и я наконец-то устроил журналам достойные похороны, которых они заслуживали, даже не открыв их.
Я приблизительно
подсчитал, что отношение
3. Если вы
думаете, что можете управлять
своим временем без каких-либо
вложений в основные средства,
вы ошибаетесь. Есть одно существенное
приобретение: вторая мусорная корзина.
Я знаю, у вас уже есть одна
замечательная корзина, но
4. Подумайте как следует, прежде чем принимать приглашение на ланч, или ехать к поставщику, или выступать перед группой людей, занимающихся продажами. Первой вашей реакцией будет открыть органайзер и, если соответствующее место не занято, нацарапать каракули по поводу нового обязательства, взятого на себя. Введите новую политику и скажите: «Спасибо, но я вам совсем не подойду». Или спросите: «А вы не пробовали обратиться к X?» Или: «Я не могу, но с интересом потом узнаю, что там было интересного». Или в качестве последнего средства: «Мне правда очень жаль, но у меня медовый месяц». Скажите все, что приличествует случаю, но принимайте участие только в тех мероприятиях, которые совершенно точно имеют значение. Мысли о том, чтобы пойти на бизнес-ланч, чтобы лучше узнать поставщика Z или произвести впечатление на клиента Y, как и посетить встречи, «присутствовать на которых, вероятно, хорошая идея», проистекают от вашей неуверенности в себе. Я никогда не видел поставщика, который снизил бы цену после того, как выяснил за ланчем, что я замечательный собеседник, или клиента, который отдал бы мне заказ только потому, что божоле, которым я его угостил за обедом, ужасно ему понравилось. Участвуйте только в таких мероприятиях, которые обеспечат возврат инвестиций вашего драгоценного времени.
Если
вам нужно с кем-то
с толку
и приводит к отклонению от
темы. Не предлагайте посетителям
кофе, так как это приглашение
к непринужденной и
5. Рационализация
времени без упоминания о
В первую
очередь не забывайте, что
Устранить
встречи означает пойти против
человеческой природы и
• Начинайте
вовремя. Если встреча
• Не
начинайте встречу, не
• Перед
началом встречи огласите
• Поручите одному или нескольким людям решение тех проблем, которые могут занять больше времени, чем на них отведено, или которые приводят к затяжным дискуссиям без всякой надежды на результат.
• Не
устраивайте встреч, продолжающихся
более двух часов. После этого
внимание тает с каждой
• Избегайте «шоу с цирковыми собачками и лошадками». Следите за тем, чтобы отчеты были краткими, и не допускайте использования таблиц и диаграмм. Избегайте также слайдов и никогда не выключайте свет.