Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:52, контрольная работа

Краткое описание

Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, виды и значение социального партнерства по действующему законодательству 6
1.1. История развития социального партнерства 6
1.2. Понятие и виды социального партнерства 9
1.3 Значение социального партнерства по действующему законодательству 14
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 42.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие,  виды и значение социального  партнерства по действующему  законодательству 6

1.1. История  развития социального партнерства 6

1.2. Понятие  и виды социального партнерства 9

1.3 Значение  социального партнерства по действующему  законодательству 14

Заключение 22

Список использованной литературы 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального  партнерства в его различных  формах - важная составная часть  процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального  партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Развитие системы социального  партнерства создает возможность  достижения относительного баланса  интересов работников и работодателей  на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности  и социальной справедливости.

В индустриально развитых странах социальное партнерство  принимает различные формы. Так  называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

В России система социального  партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например, в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства. Чтобы социальное партнерство в РФ развивалось более активно, государству необходимо проводить его пропаганду. Это можно осуществлять при помощи социальной рекламы, проведения различных конференций, круглых столов, семинаров, разъяснительных работ, создания интернет-сайтов, посвященных теме социального партнерства, а также посредствам активного сотрудничества со СМИ.

1) участие в социальном  партнерстве экономит время на  решение проблем, связанных с  неудовлетворенностью работников  условиями труда, повышением производительности  труда, качества продукции и  как следствие увеличение прибыли; 

2) заинтересованность в  конструктивном и взаимовыгодном  сотрудничестве с работодателем; 

3) наиболее оптимальный  способ достижения стабильности  развития организации.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, виды  и значение социального партнерства  по действующему законодательству

1.1. История  развития социального партнерства

 

В Европе опыт социального  партнерства имеет давнюю историю. Например, в Германии первое отраслевое тарифное соглашение было заключено  еще в 70-х г. XIX в. В XX в. теория социального  государства, которая уделяла значительную роль социальному партнерству была разработана немцем Людвигом Эрхардом и шведом Гунна-ром Мюрдалем, в политическо-экономических трудах которых четко обозначены цели политического и экономического развития государств на пользу общества.

В связи с произошедшими  революционными преобразованиями в  России, в 1919 году одновременно с Лигой  Наций была создана Меж­дународная Организация Труда, которая работает по системе трипартизма. Ее главным назначением стала реализация стремлений ее членов к всемирному утверждению правового порядка в отношениях между правительствами, работодателями и организациями трудящихся.

Трехсторонняя структура  по системе трипартизма Международной Организации Труда, в которой задействованы правительства и организации, представляющие работодателей и трудящихся, является уникальной в системе Организации Объединенных Наций.

В странах Западной Европы социальное партнерство стало неотъемлемой частью регулирования трудовых отношений.

На смену конфронтации труда пришло понимание того, что  социальное партнерство является необходимым  компонентом социального мира и  экономического процветания.

До перехода нашей страны к рыночной экономике социальное партнерство у нас развивалось  на уровне организации при заключении коллективных договоров. После перехода к рыночной экономике усилием  государства и профсоюзов в Российской Федерации начали раз­виваться все формы социального партнерства на всех уровнях.1

Социальное партнерство - проблема многогранная, и ее решение  лежит в трех взаимно пересекающихся плоскостях. Первая -соответствие соглашений и коллективных договоров политическому, экономическому и нравственному состоянию общества, социальному развитию и правосознанию граждан. Вторая - соответствие практики их принятия коллективно-договорному регулированию. Третья - механизм обеспечения выполнения соглашений и коллективных договоров.

В Российской Федерации за годы реформ практически создана  законодательная база, регулирующая процессы социального партнерства.

К базовым законам, определяющим механизм социального партнерства, относятся:

• Закон РФ «О социальном партнерстве»;

• Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»;

• Закон РФ «О порядке  разрешения коллективно-трудовых споров»;

• Закон РФ «О российской трехсторонней комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений».

Но следует отметить то, что развитие социального партнерства  в России происходит при отсутствии традиций, которые сложились в  странах с развитой рыночной экономикой. В России еще не совсем накоплен опыт социального партнерства, и  стороны не всегда обладают достаточным  для успешного преодоления конфликтных  ситуаций потенциалом, например, при  рассмотрении коллективно-трудовых споров.

Также в современной России наблюдается следующая ситуация - от активного признания роли профсоюзов в отстаивании интересов работников и развитых форм социального партнерства  на предприятиях до полного отсутствия взаимного диалога, который выражается в полном неприятии частью работодателей  профсоюзов как выразителей интересов  работников.

Значительный толчок развитию социального партнерства и его  совершенствованию должны дать - новый  Трудовой Кодекс Росийской Федерации, который является первым федеральным нормативным актом и в котором закреплено понятие социального партнерства, и ст. 2 Трудового Кодекса Российской Федерации, в которой закреплено, что социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

 

1.2. Понятие  и виды социального партнерства

 

Социальное партнерство  в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями  работодателей), органами государственной  власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей  по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений.

Основными принципами социального  партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;2
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
  • Социальное партнерство осуществляется в формах:
  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

 - участия работников, их представителей в управлении организацией;

- участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Правом на ведение коллективных переговоров от имени работников и от имени работодателей наделены их представители, которые участвуют  в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного  договора, соглашения и вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме  с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в  переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления. Работодатели, органы исполнительной власти обязаны вести переговоры по трудовым и социально-экономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами.3

Участники коллективных переговоров  свободны в выборе вопросов регулирования  социально-трудовых отношений (ст. 37 ТК РФ). Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон - участников таких переговоров. Не позднее 2 недель со дня получения соответствующего запроса стороны должны предоставить друг другу имеющуюся у них  информацию, необходимую для ведения  коллективных переговоров. Участники  коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к  охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).

В случаях, когда стороны коллективных переговоров не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым или по части вопросов, составляется протокол разногласий.

При наличии в организации  двух или более первичных профсоюзных  организаций они создают единый представительный орган для ведения  коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного  договора и его заключения. Единый представительный орган формируется  на основе принципа пропорционального  представительства в зависимости  от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Информация о работе Социальное партнерство