Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:52, контрольная работа
Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации.
Введение 3
1. Понятие, виды и значение социального партнерства по действующему законодательству 6
1.1. История развития социального партнерства 6
1.2. Понятие и виды социального партнерства 9
1.3 Значение социального партнерства по действующему законодательству 14
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Содержание
Введение 3
1. Понятие, виды и значение социального партнерства по действующему законодательству 6
1.1. История
развития социального
1.2. Понятие
и виды социального партнерства
1.3 Значение
социального партнерства по
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.
Развитие системы социального
партнерства создает
В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.
В России система социального
партнерства в его
1) участие в социальном
партнерстве экономит время на
решение проблем, связанных с
неудовлетворенностью
2) заинтересованность в
конструктивном и
3) наиболее оптимальный
способ достижения
В Европе опыт социального партнерства имеет давнюю историю. Например, в Германии первое отраслевое тарифное соглашение было заключено еще в 70-х г. XIX в. В XX в. теория социального государства, которая уделяла значительную роль социальному партнерству была разработана немцем Людвигом Эрхардом и шведом Гунна-ром Мюрдалем, в политическо-экономических трудах которых четко обозначены цели политического и экономического развития государств на пользу общества.
В связи с произошедшими революционными преобразованиями в России, в 1919 году одновременно с Лигой Наций была создана Международная Организация Труда, которая работает по системе трипартизма. Ее главным назначением стала реализация стремлений ее членов к всемирному утверждению правового порядка в отношениях между правительствами, работодателями и организациями трудящихся.
Трехсторонняя структура по системе трипартизма Международной Организации Труда, в которой задействованы правительства и организации, представляющие работодателей и трудящихся, является уникальной в системе Организации Объединенных Наций.
В странах Западной Европы социальное партнерство стало неотъемлемой частью регулирования трудовых отношений.
На смену конфронтации труда пришло понимание того, что социальное партнерство является необходимым компонентом социального мира и экономического процветания.
До перехода нашей страны к рыночной экономике социальное партнерство у нас развивалось на уровне организации при заключении коллективных договоров. После перехода к рыночной экономике усилием государства и профсоюзов в Российской Федерации начали развиваться все формы социального партнерства на всех уровнях.1
Социальное партнерство - проблема многогранная, и ее решение лежит в трех взаимно пересекающихся плоскостях. Первая -соответствие соглашений и коллективных договоров политическому, экономическому и нравственному состоянию общества, социальному развитию и правосознанию граждан. Вторая - соответствие практики их принятия коллективно-договорному регулированию. Третья - механизм обеспечения выполнения соглашений и коллективных договоров.
В Российской Федерации за годы реформ практически создана законодательная база, регулирующая процессы социального партнерства.
К базовым законам, определяющим механизм социального партнерства, относятся:
• Закон РФ «О социальном партнерстве»;
• Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»;
• Закон РФ «О порядке разрешения коллективно-трудовых споров»;
• Закон РФ «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
Но следует отметить то,
что развитие социального партнерства
в России происходит при отсутствии
традиций, которые сложились в
странах с развитой рыночной экономикой.
В России еще не совсем накоплен
опыт социального партнерства, и
стороны не всегда обладают достаточным
для успешного преодоления
Также в современной России
наблюдается следующая ситуация
- от активного признания роли профсоюзов
в отстаивании интересов
Значительный толчок развитию социального партнерства и его совершенствованию должны дать - новый Трудовой Кодекс Росийской Федерации, который является первым федеральным нормативным актом и в котором закреплено понятие социального партнерства, и ст. 2 Трудового Кодекса Российской Федерации, в которой закреплено, что социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Основными принципами социального партнерства являются:
Социальное партнерство осуществляется в формах:
- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- участия работников, их представителей в управлении организацией;
- участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Правом на ведение коллективных переговоров от имени работников и от имени работодателей наделены их представители, которые участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления. Работодатели, органы исполнительной власти обязаны вести переговоры по трудовым и социально-экономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами.3
Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений (ст. 37 ТК РФ). Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон - участников таких переговоров. Не позднее 2 недель со дня получения соответствующего запроса стороны должны предоставить друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).
В случаях, когда стороны коллективных переговоров не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым или по части вопросов, составляется протокол разногласий.
При наличии в организации
двух или более первичных