Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:52, контрольная работа
Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации.
Введение 3
1. Понятие, виды и значение социального партнерства по действующему законодательству 6
1.1. История развития социального партнерства 6
1.2. Понятие и виды социального партнерства 9
1.3 Значение социального партнерства по действующему законодательству 14
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Если единый представительный орган не создан в течение 5 календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то интересы всех работников организации представляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников. В том случае, если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается сформировать представительный орган.
Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне РФ, субъекта РФ, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, который формируется с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. Если договориться о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров не удалось, право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Известно, что социальное партнерство понимается достаточно широко. Им обозначают отношения между государством и гражданским обществом, между государством (его органами), профсоюзами (их объединениями) и предпринимателями (их объединениями) по всему кругу социальных и экономических вопросов.
Выделение социального партнерства
в сфере труда в качестве объекта
регулирования трудовым правом, и
прежде всего нормами Трудового
кодекса, вполне естественно, поскольку
отношения социального
Основные направления государственной политики в области социального партнерства:
- совершенствование организационно-правовых механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства в реализации целевых программ социально-экономического развития;
- государственная поддержка целевых программ социально-экономического развития;
- создание условий для функционирования эффективной системы взаимодействия субъектов социального партнерства, предусматривающей решение гуманитарных проблем, защиту прав, свобод и интересов различных слоев населения страны;
- содействие обеспечению баланса интересов субъектов социального партнерства в решении социально значимых вопросов;
- обеспечение открытости и прозрачности принятия и реализации управленческих решений органами государственной власти и управления и их должностными лицами.
Субъекты социального партнерства вправе:
- получать информацию, необходимую для осуществления социального партнерства;
- принимать участие в подготовке и обсуждении проектов соглашений, программ, а также проектов решений органов государственной власти и управления в сфере социального партнерства;
- вести переговоры и заключать соглашения в сфере социального партнерства;
- принимать участие в формировании и деятельности комиссий по социальному партнерству;
- осуществлять контроль за выполнением соглашений, программ
и проектов, а также
решений органов
Субъекты социального партнерства имеют и иные права, предусмотренные законодательством.
Обязанности субъектов социального партнерства
Субъекты социального партнерства обязаны:
- соблюдать законодательство;
- обеспечивать открытость и прозрачность деятельности в сфере социального партнерства;
- способствовать заключению соглашений, программ и проектов в сфере социального партнерства;
- обеспечивать выполнение, а также содействовать выполнению обязательств по соглашениям, проектам и программам в сфере социального партнерства.
Субъекты социального
партнерства несут и иные обязанности,
предусмотренные
Изменения в законодательстве
Часть 2 из ст.23 перенесена в ст.25 и стала ее ч.2 в уточненной редакции.
Социальное партнерство,
его правовое регулирование в
кодификационном акте впервые нашло
отражение в ТК, его разделе II
"Социальное партнерство в сфере
труда". Он содержит наиболее существенные
положения регулирования
Среди принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений также названо социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ( ст.2 ТК).
Усиление роли социального
партнерства, соглашений и коллективных
договоров в регулировании
Раздел II ТК сформирован на основе ранее принятых законодательных актов федерального и регионального уровней: Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях" с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1995 г. (Ведомости РФ. 1992. N 17. Ст.890; СЗ РФ. 1995. N 48. Ст.4558), Федерального закона от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст.148), законов о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях, принятых во многих субъектах РФ (см., например, Закон города Москвы от 22 октября 1997 г. "О социальном партнерстве" Солидарность. 1997. N 23; Закон Томской области от 3 июня 1999 г. "О социальном партнерстве в Томской области" Красное знамя. 1999. 13 авг.; Закон Республики Татарстан от 18 февраля 1999 г. "О социальном партнерстве" и др.). 6
После введения в действие ТК (1 февраля 2002 г.) названные выше законы (как и все другие нормативные правовые акты) могут применяться постольку, поскольку они не противоречат Кодексу (см. ст.423 ТК). К отношениям по социальному партнерству, возникшим после 1 февраля 2002 г., применяются нормы ТК. Если такие отношения возникли до 1 февраля 2002 г. и продолжаются после указанной даты, то нормы ТК применяются к ним после 1 февраля 2002 г. (см. ст.424 ТК). 7
Социальное партнерство - многоплановое явление, которое может быть охарактеризовано с политической, экономической, правовой точек зрения. По этой причине встречается различное понимание социального партнерства, его роли, целей и задач.
Статья 23 ТК содержит правовое
понятие социального
Государство оставляет за
собой решение вопросов, наиболее
значимых для работников и работодателей,
- установление минимальных социально-трудовых
стандартов, предоставляя все больший
простор для коллективно-
В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечение согласования их интересов в сфере труда. Согласование интересов сторон социального партнерства поставлено Кодексом в качестве цели, к которой стороны должны стремиться в своих взаимоотношениях.
В социальном партнерстве участвуют работники, работодатели, а также при определенных обстоятельствах органы государственной власти (точнее - органы исполнительной власти) федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления. В отношения социального партнерства они вступают через своих представителей, о которых сказано в ст.29-34 ТК. Следовательно, необходимо различать стороны социального партнерства и участников соответствующих отношений.
Государство как таковое не является субъектом (участником) отношений по социальному партнерству. Оно как властная структура устанавливает правила поведения сторон и участников социального партнерства путем принятия соответствующих законов. С целью проведения государственной политики в социальном партнерстве выделяются представители от органов исполнительной власти.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст.25 ТК).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они являются работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (см. ч.2 ст.25 ТК).
С нашей точки зрения,
поскольку представитель
Сейчас идет процесс подготовки
нового Генерального соглашения на 2014-2016
годы. Профсоюзный проект его концепции
был подготовлен на основе 142 предложений
членских организаций ФНПР, 80 предложений
оказались слишком
Судя по промежуточным
итогам выполнения Генерального соглашения
между общероссийскими
В курсовой работе были рассмотрены
понятие социального
В настоящее время наша
страна переживает сложный и очень
ответственный период своего развития:
модернизации и реструктуризации экономики,
ориентации ее на социальные вызовы; повышение
роли человеческого капитала, устранение
бедности, упреждение демографических
и экологических рисков. Развивающиеся
сегодня социально-
Решение обозначенных выше проблем предполагает растущую консолидацию социальных слоев и групп российского общества, повышение социализации личности, реальной роли участия граждан и их объединений в управлении делами государства, региона, города, муниципалитета, в процессе публичной деятельности.
В этих условиях чрезвычайно актуальным является усиление взаимодействия органов государственной власти с инструментами гражданского общества по решению социальных проблем.