Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть стратегии управления персоналом на примере ООО «Мастер».
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы процесса формирования кадровой политики на предприятии;
- проанализировать стратегию управления кадровую политику предприятия ООО «Мастер»;
- разработать проект новой кадровой политики ООО «Мастер»;
- изучить методические аспекты кадровой политики ООО «Мастер».
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1. Сущность и содержание стратегии управления персоналом 5
1.2. Составляющие стратегии управления персоналом 9
1.3. Варианты стратегии управления персоналом 13
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ООО «МАСТЕР» 18
2.1 Общая характеристика ООО «Мастер». Трудовой потенциал организации. 18
2.2 Анализ управления персоналом ООО «Мастер» в рамках стратегии управления предприятием 23
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ООО «МАСТЕР» 32
3.1 Разработка новой стратегии управления персоналом ООО «Мастер» 32
3.2 Расчет социально-экономической эффективности проекта 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
Планирование привлечения персонала — планирование мероприятий по найму и приему персонала с целью удовлетворения в перспективе потребности организации в кадрах за счет внутренних и внешних источников. Внутренние источники привлечения персонала позволяют лучше использовать уже имеющийся в организации персонал в результате появления дополнительной работы, перераспределения заданий или перемещения, продвижения по службе работников. Внешние источники привлечения персонала — это наем новых работников.
Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является планирование трудовой адаптации. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.
Выделяют два вида адаптации:
В условиях функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. При этом необходимо внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание первичной адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций.
Планирование высвобождения или сокращения персонала имеет существенное значение в процессе кадрового планирования. Вследствие рационализации производства или управления образуется избыток рабочей силы. [13, c.73].
Планирование работы с увольняющимися сотрудниками базируется на классификации видов увольнений. Критерием классификации выступает степень добровольности ухода работника из организации:
Ввиду важности такого события, как уход из организации, главной задачей служб управления персоналом при работе с увольняющимися работниками является максимально возможное смягчение перехода в иную производственную, социальную, личностную ситуацию. В особенности это относится к последним двум видам увольнений.
Планирование
использования персонала
В организациях существует потребность в обучении, включающем переподготовку и повышение квалификации работников.
Планирование обучения
персонала позволяет
Существует большое количество подходов к дифференциации стратегий. Различают стратегии инновационных предприятий, стратегии диверсификации, стратегии, ориентированные на получение максимальной прибыли, стратегии, ориентированные на потребителей, стратегии организационного развития и т.д.
Стратегия управления персоналом может быть как подчиненной по отношению к стратегии организации в целом, так и совмещенной с ней, представляющей единое целое. Но и том, и в другом случае стратегия управления персоналом ориентируется на конкретный тип корпоративной или деловой стратегии (бизнес-стратегии). Каждому варианту стратегии организации соответствует свой вариант стратегии управления персоналом.
Таблица 1
Взаимосвязь стратегии
организации и стратегии
Тип стратегии организации |
Стратегия управления персоналом |
Составляющие стратегии управления персоналом |
Предпринимательская стратегия Принимают проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсное удовлетворение всех требований заказчика. В центре внимания — быстрое осуществление ближайших мер, даже без соответствующей проработки |
Поиск и привлечение работников- |
Отбор и расстановка персонала: поиск людей, способных идти на риск и доводить дело до конца. Вознаграждения: на конкурентной основе, беспристрастные, по возможности удовлетворяющие вкусам работника. Оценка: основывается на результатах, не слишком жесткая. Развитие личности: неформальное, ориентированное на наставника. Планирование перемещений: в центре — интерес служащих. Подбор рабочего места, соответствующего интересам работника |
Стратегия динамического роста Степень риска меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Политика организации и процедуры фиксируются письменно, поскольку они здесь необходимы и для более строгого контроля, и как основа дальнейшего развития организации |
Сотрудники должны быть организационно закреплены, обладать гибкостью в изменяющихся условиях, быть проблемно- ориентированными и работать в тесном сотрудничестве с другими. |
Отбор и расстановка персонала: поиск гибких и верных людей, способных рисковать. Вознаграждения: справедливые. Оценка: основывается на четко оговоренных критериях. Развитие личности: акцент на качественном росте уровня и области деятельности. Планирование перемещений: учитываются реальные сегодняшние возможности и разнообразные формы служебного продвижения. |
Стратегия прибыльности В центре внимания — сохранение существующего уровня прибыли. Усилия, требующие финансовых затрат, скромные, возможно даже прекращение найма. Управленческая система хорошо развита, действует обширная система различного рода процедурных правил |
Ориентируется на критерии количества и эффективности в области персонала, сроки — кратковременные, результаты — при относительно низком уровне риска и минимальном уровне организационной закрепленности сотрудников |
Отбор и расстановка персонала: чрезвычайно жесткие. Вознаграждения: основываются на заслугах, старшинстве и внутриорганизационных представлениях о справедливости. Оценка: узкая, ориентированная на результат, тщательно продуманная. Развитие личности: акцент на компетентность в области поставленных задач, эксперты — в узкой области |
Ликвидационная стратегия Продажа активов, устранение возможностей убытков, в будущем — сокращение персонала. Почти или вовсе не уделяется внимание попытке спасти предприятие, поскольку ожидается дальнейшее падение прибыли |
Ориентирована на потребность в работниках на короткое время, узкой ориентации, без большой приверженности организации |
Набор маловероятен из-за сокращения персонала. Оплата: основана на заслугах, медленно растущая, без дополнительных стимулов. Оценка: строгая, формальная, основано на управленческих критериях. Развитие личности: ограничено, основаны на служебной необходимости. Продвижения: те, кто имеет требуемые
навыки, имеют и возможность |
Стратегия круговорота (циклическая) Основное — спасти организацию. Меры по сокращению затрат и персонала осуществляются с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу. |
Работники должны быть гибкими в условиях изменений, ориентироваться на большие цели и дальние перспективы |
Требуются разносторонне развитые работники. Оплата: система стимулов и проверка заслуг. Оценка: по результату. Обучение: большие возможности, но тщательный отбор претендентов. Продвижение: разнообразные формы |
Как и любой процесс управления, стратегическое управление обязательно включает следующие этапы:
Таблица 2
«Связывание» кадровых и конкурентных стратегий по М. Портеру
Конкурентная стратегия |
Стратегия УП | ||
Обеспечение ресурсами |
Развитие ЧР |
Вознаграждение | |
Стратегия инноваций |
Привлечение и удержание послужным списком в области инноваций |
Развитие стратегической способности и обеспечение поощрения и условий для увеличения инновационных качеств |
Обеспечение финансовыми стимулами и вознаграждение за успешные инновации |
Стратегия качества |
Использование сложной процедуры отбора для принятия людей, способных обеспечить качество и высокий уровень обслуживания потребителей |
Стимулирование развития обучающейся организации и поддержка инициатив в области достижения всеобщего качества и заботы о потребителе с проведением специализированного курса обучения |
Связь вознаграждения с качеством
результатов и достижением |
Стратегия посредством лидерства в издержках |
Разработка стержневых и периферических структур занятости; привлечение людей, которые способны создать дополнительную ценность; в случае сокращения штата планирование и управление этим процессом с гуманных позиций |
Проведение обучения, направленного на повышение производительности труда; проведение обучения работе по методу «точно в срок», который тесно связан с непосредственными потребностями бизнеса и может запустить процесс значительного повышения эффективности |
Пересмотр всех систем оплаты труда в целях обеспечения оптимального соотношения цены и качества и во избежание лишних затрат |
На этапе анализа определяются и оцениваются наиболее важные для развития организации факторы, называемые стратегическими факторами. Эти факторы относятся как к внешней, так и к внутренней среде организации. Наиболее распространенным инструментом анализа стратегических факторов является выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации (SWOT-анализ).
На следующем этапе происходит формулирование возможных организационных стратегий и выбор лучшей стратегической альтернативы для ее реализации. Также на этом этапе происходит формулирование миссии и целей организации.
Когда общая стратегия сформулирована, внимание стратегического менеджмента переключается на процесс ее реализации. Стратегия воплощается в жизнь через разработку программ, бюджетов, и процедур, которые можно рассматривать как краткосрочные и среднесрочные планы реализации стратегии.
Таким образом, рассматривая управление персоналом в контексте стратегического управления организацией, формирование стратегии управления персоналом предполагает следующие этапы:
Разрабатывая стратегию УП, необходимо руководствоваться правилом: в основу совершенствования систем и методов управления должны быть положены человеческие ресурсы, рассматриваемые в совокупности различных элементов системы УП.
Формирование стратегии управления персоналом может проходить двумя способами:
план для каждого подразделения.
Общество с ограниченной ответственностью «Мастер» представляет собой швейный цех и магазин.
Уставный капитал сформирован из долей участников-учредителей, между которыми заключен учредительный договор и имеется Устав организации.
Высшим органом общества является общее собрание его участников. Для текущего руководства деятельностью общества создан исполнительный орган. В ООО «Мастер» он является единоличным в лице директора.
Вид деятельности – производство и оптовая торговля спец одеждой для структурных подразделений.
Потребителями продукции ООО «Мастер» являются индивидуальные заказчики, население. ООО «Мастер» возникло в 1994 году. Миссия организации заключается в следующем: обеспечение индивидуальных заказчиков и жителей Новосибирска качественной швейной продукцией и товарами народного потребления.
В таблице 3 представлены общеэкономические показатели деятельности ООО «Мастер» в динамике по годам: 2010 – 2011гг.
Таблица 3
Система общеэкономических кадровых показателей в ООО «Мастер»
№ |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Динамика по годам | ||
2009 |
2010 |
2011 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общеэкономические показатели |
|||||
1 |
Объем продаж |
млн. руб. |
10,0 |
13,5 |
15,5 |
2 |
Величина основных фондов |
млн. руб. |
5,0 |
5, 2 |
5,4 |
3 |
Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения |
% |
20 |
20 |
20 |
4 |
Производительность труда |
млн. руб. |
0,64 |
0,79 |
0,75 |
5 |
Прибыль |
млн. руб. |
1,45 |
1,93 |
2,2 |
6 |
Удельный вес фонда |
% |
21 |
24,1 |
27,5 |
Кадровые показатели |
|||||
7 |
Численность персонала, всего в том числе по категориям: |
чел. |
35 |
35 |
36 |
- Руководители |
чел. |
7 |
9 |
10 | |
- Рабочие специалисты |
чел. |
28 |
26 |
26 | |
8 |
Текучесть кадров |
чел. |
0 |
2 |
1 |
9 |
Образовательный состав персонала: |
чел. |
35 |
35 |
36 |
- средне специальное |
24 |
24 |
25 | ||
- незаконченное высшее |
3 |
3 |
3 | ||
- высшее |
8 |
8 |
8 | ||
10 |
Возрастной состав персонала: |
чел. |
|||
- 18-25 лет |
16 |
13 |
16 | ||
- 26-36 лет |
18 |
18 |
16 | ||
- 37-50 лет |
|
3 |
3 | ||
- свыше 50 лет |
1 |
1 |
1 | ||
11 |
Средний возраст работающих |
лет |
30,4 |
32,2 |
31,4 |
12 |
Структура персонала по полу: |
% |
|||
- женщин |
34 |
34 |
35 | ||
- мужчин |
1 |
1 |
1 | ||
13 |
Распределение персонала по стажу: |
чел. |
|||
- до 1 года |
2 |
3 |
1 | ||
- 1-3 года |
10 |
10 |
10 | ||
- 3-5 лет |
13 |
13 |
13 | ||
- 5-10 лет |
0 |
2 |
3 | ||
- более 10 лет |
0 |
7 |
9 | ||
14 |
Уровень профессиональной подготовки
(для руководителей и |
% |
|||
- высшее образование |
87,5 |
89,5 |
90 | ||
- среднее специальное |
12,5 |
10,5 |
10 | ||
15 |
Фонд заработной платы |
тыс. руб. |
462 |
489 |
543 |
16 |
Средняя заработная плата на 1 работника |
тыс. руб. |
13,2 |
14,0 |
15,1 |
17 |
Затраты на обучение персонала, повышение квалификации (в мес.) |
тыс. руб. |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
18 |
Затраты на осуществление льгот для персонала (в месяц) |
тыс. руб. |
49,36 |
51,29 |
68,34 |
19 |
Количество прогулов на 1 работника |
час. |
1,8 |
1,3 |
0,8 |
Информация о работе Стратегия управления персоналом на предприятие ООО «Мастер»