Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:12, контрольная работа
В России многолетние исследования, проводившиеся институтом труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации (НИИ труда), охватили широкий круг проблем трудовых отношений непосредственно на самом производстве: организация труда, нормирование труда, улучшение условий и охраны труда, заработная плата как стимулятор роста производительности труда. Рассмотрению этих теоретических вопросов посвящена первая часть контрольной работы.
С развитием рыночных отношений в экономике России возник вопрос об объединении зарубежных и отечественных направлений исследований и достижений практики, учитывающий специфические особенности развития российской экономики, и как следствие появился новый Трудовой Кодекс РФ, основные положения которого кратко изложены во второй части контрольной работы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...………… 3
1 ЭКОНОМИКА ТРУДА………………....………………………… 4
1.1 Экономика труда как наука………………….…………… 4
1.2 Субъекты трудовых отношений……………..…………… 5
1.3 Формирование цивилизованного рынка труда в стра-не…………………………………………………………………...……….
6
2 ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ. БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА…… 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 20
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………… 21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
по дисциплине
«ЭКОНОМИКА ТРУДА»
Трудовой Кодекс РФ. Общая характеристика
Остапчук В.Н.
Ярославль
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...… |
3 |
1 ЭКОНОМИКА ТРУДА………………....………………………… |
4 |
1.1 Экономика труда как наука………………….…………… |
4 |
1.2 Субъекты трудовых отношений……………..…………… |
5 |
1.3 Формирование цивилизованного
рынка труда в стране……………………………………………………………… |
6 |
2 ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ. БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА…… |
10 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
20 |
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………… |
21 |
ВВЕДЕНИЕ
Объектом изучения экономики труда является труд, т.е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.
Теоретическое и методологическое развитие экономики труда как науки шло практически параллельно в странах Запада и в России. Однако предмет исследования существенно различался: в странах Запада он сводился к исследованию рынка труда , кривых спроса и предложения , состояния занятости и безработицы, оказавших влияние на заработную плату ; в Росси многолетние исследования, проводившиеся институтом труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации (НИИ труда), охватили широкий круг проблем трудовых отношений непосредственно на самом производстве: организация труда, нормирование труда, улучшение условий и охраны труда, заработная плата как стимулятор роста производительности труда. Рассмотрению этих теоретических вопросов посвящена первая часть моей контрольной работы.
С развитием рыночных отношений в экономике России возник вопрос об объединении зарубежных и отечественных направлений исследований и достижений практики, учитывающий специфические особенности развития российской экономики, и как следствие появился новый Трудовой Кодекс РФ, основные положения которого кратко изложены во второй части контрольной работы.
1 ЭКОНОМИКА ТРУДА
1.1 Экономика труда как наука
Экономика труда как наука изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как занятость, организация, оплата, эффективность и др. Экономика труда, являясь экономической наукой, поясняет процессы согласования и координации в обществе.
Предметом изучения экономики труда являются трудовые и социально-экономические отношения, возникающие в обществе, на уровне регионов, предприятий по поводу использования труда. Объектом изучения экономики труда является труд, как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.
К предметам труда относятся: земли и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия; объекты производственных и непроизводственных работ и услуг; энергетические, материальные и информационные потоки. Особо следует выделить социальную сферу, где предметом труда или объектом воздействия является сам человек — потребитель услуг, работ или вещественных продуктов. Средства труда — это машины, приборы и оборудование; инструменты, приспособления и другие виды технологической оснастки; средства программного обеспечения; организационная оснастка рабочих мест. Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется технологией и уровнем автоматизации трудовых процессов. Окружающая среда характеризуется ее состоянием с точки зрения обеспечения безопасности труда, соблюдения санитарно-гигиенических, эргономических и эстетических требований к условиям труда.
В реальной жизни проблемы экономики труда глубоко социализированы, так как, чтобы добиться высокого уровня организации и производительности труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условия труда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический, так и социальный аспекты.
1.1 Субъекты трудовых отношений
Субъектами трудовых отношений являются:
Наемные работники – это участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе).
Наемные работники различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и профессиональной подготовки.
Для защиты интересов наемных работников существуют различные институты. Наиболее массовые организации трудящихся – профсоюзы создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.
Работодатель (предприниматель) – это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий). Он может иметь часть (иногда немалую) акций предприятия. На государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, принимают и увольняют персонал от имени акционеров и государства.
Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта рынка рабочей силы оно выполняет следующие функции:
– социально-экономическая, связанная с обеспечением полной занятости, прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;
– законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил;
– регулирование рынка труда косвенными методами;
– защита прав всех субъектов рынка труда;
– многогранная ролевая функция работодателя на государственных предприятиях.
Степень выполнения указанных функций зависит от многих факторов (экономических, политических, социальных) и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.
1.3 Формирование цивилизованного рынка труда в стране
Предприниматели и наемные работники имеют изначально различные интересы на рынке труда. Предприниматели, являясь одновременно работодателями, заинтересованы в достижении своих целей с использованием рабочей силы, что предполагает четкое и неукоснительное выполнение работниками своей трудовой функции, соблюдение ими трудовой дисциплины под постоянным контролем со стороны работодателя. Наемные работники заинтересованы в обеспечении безопасных условий труда и улучшении социальных гарантий. Функционирование рынка труда необходимо для того, чтобы поддерживать баланс данных интересов. Государственные органы выступают на рынке труда в целях обеспечения социальной политики государства, реализации социально-экономических прав граждан и, в конечном счете, совершенствования механизма функционирования рынка труда.
Рынок труда, так же как и все прочие рынки, формируется и действует на основе ценового равновесия, т.е. основным регулятором рынка является цена рабочей силы (заработная плата). Именно с ее помощью регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Графически спрос и предложение на рынке труда изображены на рис. 1.
Рис. 1. Спрос и предложение на рынке труда
Цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна до тех пор, пока на рынке существует равновесие. Равновесная ставка заработной платы и соответственно равновесный уровень занятости для данного вида труда определяются на пересечении кривых спроса и предложения на труд (точка С).
Разумеется, в реальности изменение заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения невозможно, также как нельзя серьезно говорить об отсутствии безработицы в обществе, так как рынок труда несовершенен. К несовершенствам рынка можно отнести борьбу профсоюзов за повышение ставок заработной платы, которая на самом деле влияет на повышение инфляции, установление государством минимальных размеров оплаты труда, отсутствие полной информации на рынке труда, "добровольная безработица" и другие факторы.
Рынок труда как социально-
В рыночной экономике реальные товарные рынки находятся в динамических состояниях и стремятся к равновесию. На рынках труда неравновесие – нормальное условие, а совпадение спроса и предложения рассматривается как редкое, непродолжительное и неустойчивое состояние. Это порождает безработицу и как следствие социальную нестабильность в обществе.
Цивилизованный рынок труда формируется при наличии сформировавшихся правовых основ экономического поведения его субъектов, развитости социального партнерства, коллективных и индивидуальных договорных отношений. Этот рынок предполагает и развитость институтов, обеспечивающих движение рабочей силы. Такой тип рынка труда тяготеет к либеральной экономической модели (порой используется термин "либеральный рынок труда"). Характерным примером его являются США и некоторые европейские страны (например, Франция, Италия). Государственное регулирование сферы труда и занятости проявляется здесь, прежде всего, в формировании правового поля, развитии информационных услуг по вопросам трудоустройства, создании дорогостоящей системы пособий по безработице (европейский вариант); развитии системы общественных работ и создании массы низкооплачиваемых рабочих мест, не требующих высокой квалификации, децентрализации трудового законодательства на уровне штатов (американский вариант).
Конкретные вопросы социально-трудовых гарантий в либеральной модели решаются в рамках договорных отношений между работодателем и наемным работником.
Организованный рынок
труда, характерный для социально-
Рынок труда в переходной российской экономике характеризуется, по существу, степенью развитости рыночных отношений, долей теневого рынка, более или менее явно выраженной ориентацией на формирование регулируемого либо организованного рынка труда. Кроме того, для России характерны резкая региональная дифференциация трудового и инвестиционного потенциала и отраслевая структура экономики.
Трудовой кодекс РФ наряду с Конституцией РФ относится к числу важнейших нормативных актов о труде.
Трудовой кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г., подписан Президентом Российской Федерации 30 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс РФ разрабатывался несколько лет. За период его подготовки было создано 8 вариантов кодекса, которые активно обсуждались, и, наконец, Государственная Дума РФ приняла единый согласованный вариант закона о труде.
Информация о работе Трудовой кодекс РФ. Общая характеристика