Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 23:46, курсовая работа
Из всех ресурсов предприятия особое место принадлежит трудовым ресурсам. Трудовые ресурсы, призванные соединить материальные и финансовые факторы производства, представляют собой персонал предприятия.
Персонал предприятия (кадры) состоит из работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии, как совокупности физических лиц, связанных договором найма с предприятием как юридическим лицом.
Трудовой потенциал организации: понятие и структура………….....3
Планирование численности и состава работников фирмы………......5
Определение дополнительной потребности в кадрах в связи с ростом объемов производства и возмещением выбытия……………..............10
Источники пополнения фирмы кадрами и методы набора…............11
Организация подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии…….………………………………………….…………………….14
Список литературы…………………………………………..…………...19
В современных условиях растущего технического потенциала процесс профессионального развития становится непрерывным.
Внутрифирменное обучение — особая сфера подготовки персонала на базе программ внутрифирменной подготовки, которые создаются специально для конкретного предприятия и ориентированы на развитие персонала и подготовку его к изменениям в организации.
Система внутрифирменной подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформированы цели, спрогнозированы изменения, подготовлены проекты изменения, определены сроки и затраты.
Выделяют два типа целей учебных занятий в рамках программ последипломного образования - передачу знаний и формирование определенного арсенала умений, развитие потенциала работников. Соответственно выделяют два основных подхода к организации внутрифирменной подготовки в организации.
1. Экспертный подход — предполагает возможность реализации программы развития организации путем подготовки управленческого персонала на базе знаний и опыта приглашенного консультанта. В рамках такого подхода преподаватель-консультант выступает как носитель экспертного знания, которое может быть применено к конкретной ситуации, сложившейся в организации. В данном случае целью обучения преимущественно является передача вполне конкретных знаний.
2. Процессуальный подход — предполагает возможность реализации программы развития организации лишь в процессе совместной работы преподавателя с персоналом организации. В отличие от первого подхода в данном случае у слушателей, помимо набора профессиональных знаний, должна быть сформирована установка на изменение, овладение новыми способами решения проблем как в процессе индивидуальной деятельности, так и освоения эффективных приемов групповой работы.
Исследователи выделяют две основные современные модели подготовки рабочих кадров:
Профессиональное обучение включает несколько этапов (рис. 1).
Рис. 1 Этапы профессионального обучения
В целях определения потребности в обучении и планировании образования используют:
Выделяют несколько направлений внутрифирменного обучения персонала (табл. 2).
Таблица 2
Основные направления обучения персонала
№ п/п |
Конкретизация потребности в обучении |
Метод обучения |
1 |
Специализированные программы обучения (тренинги продаж, переговоров, креативности) |
Методы поведенческого тренинга |
2 |
Программы командообразования |
Активная групповая и межгрупповая деятельность с последующей рефлексией группового процесса. Деловые и ролевые игры, анализ проблем организации |
3 |
Развитие межличностной и внутрифирменной коммуникации, формирование навыков преодоления конфликтов |
Тренинг сензитивности, ролевые игры, имитационные деловые игры, стажировки, проектирование корпоративной культуры |
4 |
Управленческая подготовка |
Лекции, семинары, практические занятия, учебные деловые игры |
5 |
Подготовка к организационным инновациям |
Организационно-мыслительные игры, разработка проектов, анализ ситуаций организации |
На предприятии используют следующие основные виды обучения.
Повышение квалификации кадров на предприятии организуется на протяжении всей трудовой деятельности работников в соответствии с установленной для каждой категории лиц периодичностью по специальным профессиональным образовательным программам.
Повышение квалификации включает:
Соответственно выделяют три вида повышения квалификации.
Повышение квалификации предусматривает следующие виды обучения:
Повышение квалификации может так же осуществляться с отрывом от производства - учеба на заочном или вечернем отделении вуза, участие в семинарах, конгрессах и др., и без отрыва от производства. Для повышения квалификации персонала на предприятии организуются: курсы, семинары и т. п.
Список литературы
Информация о работе Трудовой потенциал организации: понятие и структура