Трудовые отношения и профсоюзы в Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:43, реферат

Краткое описание

Профессиональный союз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Членство в профсоюзе носит индивидуальный характер, и членами профсоюза могут стать исключительно физические лица. Для вступления в профсоюз необходимо иметь добровольное волеизъявление. Профсоюз является организацией, вступая в профсоюз, гражданин заключает с ним своеобразный договор на представительство своих прав и интересов

Содержание

Введение
1. История создания и развития профсоюзов
2. Законодательство о деятельности профсоюзов
3. Гарантии прав профсоюзов
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовые отношения и профсоюзы в Конституции РФ.docx

— 36.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовые отношения и профсоюзы  в Конституции РФ

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. История создания и развития профсоюзов

2. Законодательство о деятельности профсоюзов

3. Гарантии прав профсоюзов

Заключение

Литература

 

 

Введение

 

Профессиональный  союз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных  общими производственными профессиональными  интересами по роду их деятельности, создаваемое  в целях представительства и  защиты их социально-трудовых прав и  интересов.

Членство  в профсоюзе носит индивидуальный характер, и членами профсоюза  могут стать исключительно физические лица. Для вступления в профсоюз необходимо иметь добровольное волеизъявление. Профсоюз является организацией, вступая  в профсоюз, гражданин заключает  с ним своеобразный договор на представительство своих прав и  интересов.

Профсоюз  не всегда обладает статусом юридического лица, в силу требований законодательства он признается общественной организацией, представляющей права гражданина, независимо от прохождения уведомительной регистрации, позволяющей получить данный статус.

Отсутствие  указанной регистрации не является законным основанием для ограничения  прав профсоюза на представительство  интересов вступившего в профсоюз гражданина. Объем полномочий профсоюза  по представительству и защите прав его членов определяется исходя из устава профсоюза. Именно этот объем  полномочий передает гражданин профсоюзу  при добровольном вступлении в профсоюз. Другие полномочия могут быть переданы физическим лицом профсоюзу в  установленном законодательством  порядке. Специальные полномочия, например, на подачу заявления от имени гражданина, оформляются путем выдачи доверенности или подачи письменного заявления  в суде. Общие полномочия могут  быть переданы на основании устного  ходатайства гражданина.

 

1. История создания  и развития профсоюзов

Одним из основных признаков свободного демократического общества является право на объединение  в профессиональные союзы. В соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации  каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы  для защиты своих интересов.

Профессиональные  союзы — наиболее массовая общественная организация, объединяющая в своих  рядах не только работающих в различных  сферах народного хозяйства, но и  лиц, обучающихся в образовательных  учреждениях начального, среднего или  высшего профессионального образования, а также работников, временно не работающих, и пенсионеров, состоящих  в первичной профсоюзной организации.

В условиях рыночной экономике существенно  меняются задачи, стоящие перед профсоюзами, этому соответствуют и коренные изменения в правовых основах  создания профсоюзов, регулировании  их отношений с органами государственной  власти и управления, работодателями, различными общественными объединениями  и др.

Если социальное назначение профессиональных союзов—  представлять и защищать права и  интересы работников — было и остается неизменным, то этого нельзя сказать  об их правовой базе, которая меняется, совершенствуется в зависимости  от развития общественных отношений, в  которых профсоюзы участвуют, но прежде всего – от основных экономических  отношений – от отношений собственности, социально-экономической обстановки в стране.

В связи с  этим происходит пересмотр прав профсоюзов. Возвращаются государству, его органам  государственные полномочия, ранее  возложенные на профсоюзы и находящиеся  в их ведении органы. Укрепляются  и расширяются права, направленные на защиту интересов работников (например, по вопросам занятости).

Первые профессиональные союзы (trade-union) были созданы еще в  конце XVIII в. в Англии в целях защиты профессиональных интересов своих  членов. Их появление вызвало сильное  сопротивление не только предпринимателей, но и государства. Для подавления профсоюзного движения применялось  антирабочее законодательство, вводилась  уголовная ответственность для  организаторов профсоюзов.

Так, по английским законам о сообществах (1799 и 1800 .) объединение в профсоюз рассматривалось  как преступный заговор. Во Франции  в 1791 г. для подавления профсоюзов был принят Закон Ле-Шапелье.

Профсоюзы впервые  начали рассматриваться как «преступный  заговор» еще в прецедентном судебном общем праве (common low). И основываясь  на имевшем место ранее прецеденте, суды Англии запрещали деятельность профсоюзов.

Рабочее движение вынудило государство отменить уголовное  преследование организации профсоюзов и забастовок. Это произошло в  Англии в 1824 и 1825 гг., во Франции —  в 1864 г., в Италии — в 1896 г.

Под давлением  рабочего движения впервые профсоюзы  были признаны английским законом о  профсоюзах от 29 июня 1871 г., который определение профсоюзов и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные).

Зарегистрированные  профсоюзы получили по данному закону некоторые права (права собственности, право иметь льготы по налогам  и др.). Этот закон продолжает действовать  до сих пор. В 1868 г. был создан Британский конгресс тред-юнионов, объединивший разрозненные профсоюзы.

Основной  функцией профсоюзов во всех странах, в том числе и профсоюзов России, является их защитная функция, направленная на защиту социально-экономических  интересов своих членов.

Например, в  ряде стран профсоюзы в отдельных  случаях добиваются образования так называемого закрытого цеха, т.е. оговаривают условие, по которому на данное производство принимают только членов данного профсоюза.

С образованием Международной организации труда (МОТ) и развитием международно-правового  регулирования труда появились  конвенции и рекомендации МОТ  по созданию и признанию профсоюзов государствами — членами МОТ.

Так, Конвенция  МОТ № 87 «О свободе ассоциации и  защите права на организацию» 1948 г., Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 г. и дополнившая ее одноименная рекомендация № 163 предусматривают принятие мер для создания и развития свободных и независимых профсоюзов трудящихся и их признание.

В Советской  России уже первый КЗоТ 1918 г. закрепил права профсоюзов. Во втором КЗоТ РСФСР 1922 г. была уже целая глава о профсоюзах, значительно расширившая их права. В ныне действующем Трудовом кодексе РФ профсоюзам посвящена гл. 58, в которой закреплены основные формы реализации профессиональными союзами защитных функций по отношению к работникам.

В качестве одного из первых законодатель называет право контроля за исполнением действующего законодательства о труде. Это представляется вполне оправданным.

В настоящее  время большинство нарушений  прав работников допускается из-за отсутствия эффективных механизмов защиты трудовых прав работников.

Профессиональные  союзы занимают особое место в  системе органов надзора и  контроля за соблюдением законодательства о труде. В отличие от государственных  инспекций и органов прокуратуры  профсоюзы сталкиваются с этими  вопросами ежедневно, поскольку  представительствуют в интересах  работников, имеют возможность оперативно проводить консультации с работодателями, разъяснять работникам имеющиеся у  них права и соответствующие обязанности работодателя.

Преимущество  профессиональных союзов в том и  состоит, что они всегда рядом  с работником и могут и должны оперативно реагировать на происходящее в организации, используя все  предоставленные законом средства и методы и, прежде всего, право осуществления  профсоюзного контроля.

Следует отметить, что Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»  от 12.01.1996 г. также закрепляет право  профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в т.ч. по вопросам трудового  договора (контракта), рабочего времени  и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам и организациях, в которых  работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.

Кроме того, профсоюзы вправе осуществлять контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои ораны, уполномоченных (доверенных ) лиц по охране труда, а также собственные  инспекции по охране труда, действующие  на основании положений, утверждаемых профсоюзами.

В этих целях  они могут беспрепятственно посещать организации – независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие  места, где работают члены данного  профсоюза, участвовать в расследовании  несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий  и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также  по другим вопросам охраны труда и  окружающей природной среды в  соответствии и федеральным законодательством.

 

2. Законодательство  о деятельности профсоюзов

 

Современное законодательство о профсоюзах состоит  из норм Конституции и Трудового  кодекса РФ (глава 58), Федерального закона от 12 января 1996 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федерального закона от 19 мая 1995 года «Об  общественных объединениях», Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями, внесенными Федеральным  законом «О внесении изменений и  дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 24 ноября 1995 года №176-ФЗ и Федеральным законом  «О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 мая 1999 года №93 ФЗ), Федерального закона от 20 октября 1995 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Федерального закона «О занятости населения в  Российской Федерации» (в ред.Федерального закона от 20 апреля 1996 года №36-ФЗ), Основ  законодательства РФ об охране труда  от 6 августа 1993 года (в ред.Федерального закона от 18 июля 1995 года №109-ФЗ) и др.

Это законодательство отражает новые социально-экономические  условия, складывающиеся в российском обществе и государстве в настоящее  время и значительно изменяет организационно-правовые основы деятельности профсоюзов в современных условиях.

Конституционное право граждан на объединение  в профессиональные союзы закреплено в статье 30 Конституции РФ.

Более детальное  регулирование данного конституционного права отражено в ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В частности в ст. 2 закона говориться, что, профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных  общими производственными, профессиональными  интересами по роду их деятельности, создаваемое  в целях представительства и  защиты их социально-трудовых прав и  интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый, достигший  возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Граждане  Российской Федерации, проживающие  вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные  граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы имеют  право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов  исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Запрещается вмешательство органов государственной  власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь  за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному  осуществлению их уставной деятельности.

Если прежде профсоюзы зачастую выполняли не свойственные им функции, например, самостоятельно управляли фондом государственного социального страхования в качестве второй инстанции (после комиссии по трудовым спорам - КТС), участвовали в разрешении индивидуальных трудовых споров и др., то современный правовой статус позволяет профсоюзам сосредоточиться на выполнении своей главной задачи - представлять и защищать социально-экономические интересы трудящихся.

Принципиально новым элементом в правовом статусе  российских профсоюзов являются нормы, отражающие федеративное устройство России и устанавливаемые соответствующим  федеральным законодательством  и законодательством субъектов  Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 72) вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина относятся  к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральное  законодательство предусматривает  возможность принятия субъектами Российской Федерации законов об отдельных  видах общественных объединений, в  том числе и о профсоюзах.

Информация о работе Трудовые отношения и профсоюзы в Конституции РФ