Трудовые права и свободы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Государство уделяет внимание созданию здоровых и безопасных условий труда, обеспечивает введение для лиц, занятых в отраслях с тяжелыми, опасными или вредными условиями труда, дополнительных льгот.
Впервые в нашей стране право на труд было закреплено в Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. Его содержание раскрывалось как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством. Конституция России 1978 г. добавила к этой дефиниции также право на выбор профессии.

Содержание

Введение........................................................................................................2
Глава 1. Трудовые права и свободы в Российской Федерации................3
Глава 2. Конституционные гарантии трудовых прав граждан...............12
2.1 Правовая защита конституционных прав граждан на безопасные условия труда средствами государственного надзора и контроля .....................................................12
2.2 Самозащита работниками своих трудовых прав................................15
2.3 Индивидуальные трудовые споры.......................................................17
Глава 3. Способы защиты трудовых прав работников и совершенствование их законодательного регулирования..........................................................................................19
3.1 Деятельность профессиональных союзов............................................20
3.2 Досудебный и судебный способы защиты...........................................21
Заключение....................................................................................................25
Список использованной литературы..........................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 62.31 Кб (Скачать файл)

Право на защиту от безработицы  предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45—75% среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность.

Премьер-министр  Владимир Путин подписал постановление  «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице  на 2012 год» (от 3 ноября 2011 г. № 888).

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т. е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует  установление федеральным законом  продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Трудовой кодекс (ст. 91) устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Законом установлены все предусмотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более высокие стандарты.

Забастовка — временный  добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или  частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Останавливая работу, работники стремятся оказать давление на работодателя и вынудить его удовлетворить их экономические требования. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор, а потому неправомерный запрет забастовки равносилен применению принудительного труда. Право на забастовку — демократическое право, признаваемое международным правом, конституциями и законами большинства стран мира как выражение демократизма трудовых отношений.

В мировой практике встречаются  различные виды забастовок— «сидячие», «скользящие», замедление темпов работы и др. Весьма часто экономические требования работников сочетаются с политическими — в адрес главы государства, правительства, местных органов власти. Западная конституционная теория и судебная практика рассматривают незаконные забастовки как нарушение права собственности предпринимателя и свободы предпринимательства. Забастовочное движение в западных странах, ныне весьма скромное, в прошлом нередко сотрясало экономику и порождало политические кризисы.

Право на забастовку признается международным правом, конституциями  и законами большинства стран  мира как одно из основных прав и  свобод граждан. Однако гарантии этого права обычно распространяются только на экономические забастовки, т. е. с целью разрешения коллективного трудового спора, поэтому не гарантируется право на проведение забастовок солидарности, забастовок с требованием изменения социально-экономической политики правительства. При этом забастовки признаются правомерными только в случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора.

Регламентация осуществления  права на забастовку содержится в Трудовом кодексе (гл. 61, ст. 409). Объявить забастовку вправе только работники, выступающие стороной коллективного трудового спора, поэтому не гарантируется право на забастовки солидарности, забастовки с требованием изменения социально-экономической политики правительства. Забастовки правомерны только в случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Ограничение права на забастовку не противоречит и общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства, а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других. При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допускаемых данными актами ограничений. Устанавливать запрет на этих основаниях может только суд.

В соответствии с этими  международно-правовыми нормами  Трудовой кодекс (ст. 413) вводит перечень незаконных забастовок. Так, забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных законом. Незаконными признаются забастовки в период введения военного или чрезвычайного положения, в органах и организациях Вооруженных Сил и других военных и военизированных формирований, в правоохранительных органах, в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи, а также в организациях, обеспечивающих жизнедеятельность (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

 

 

Глава 2. Конституционные  гарантии трудовых прав граждан

2.1 Правовая защита конституционных  прав граждан на безопасные  условия труда средствами государственного  надзора и контроля

В Конституции Российской Федерации провозглашено: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ч. 3 ст. 37). В развитие этого конституционного положения, в ст. 220 Трудового кодекса РФ указано, что "государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда".

К сожалению, приходится констатировать то, что применительно к охране трудовых прав граждан полностью относится негативная оценка, данная Президентом РФ В. В. Путиным в своем выступлении на координационном совещании правоохранительных органов Российской Федерации. В частности, он заявил, что "у нас существует большой разрыв между конституционными гарантиями прав человека и реальными возможностями граждан по их реализации".1

Действующее трудовое законодательство четко устанавливает обязанности работодателя по соблюдению требований охраны труда.

Анализируя содержание ст. 212 Трудового кодекса, можно сделать вывод о том, что основная обязанность работодателя - обеспечение безопасных условий и охраны труда в широком смысле, то есть в правовом, социально-экономическом, организационно-техническом и медицинском понимании.

Таким образом, законодатель возложил на работодателя весьма широкий, но вместе с тем предметно-конкретный перечень служебных обязанностей, призванных обеспечить безопасные условия труда каждому работнику.

К числу наиболее существенных и распространенных нарушений законодательства, регламентирующего обязанности работодателей, можно отнести нижеследующие:

-  в нарушение требований ст. 226 ТК РФ имеет место недостаточное финансирование мероприятий по улучшению условий охраны труда. На многих предприятиях, особенно с малой численностью работающих, средства на указанные цели выделяются работодателями в незначительном количестве либо не выделяются вовсе;

-  в нарушение требований ст. 217 и 218 ТК РФ во многих организациях не создаются службы охраны труда и комитеты по охране труда;

-  в нарушение ст. 212 и 225 ТК РФ работодателями ряда организаций не обеспечивается проведение обучения и профессиональной подготовки в области охраны труда;

-  вопреки требованиям ст. 41 ТК РФ на ряде предприятий не включаются в коллективные договоры с работодателем обязательства по улучшению условий и охраны труда работников, а нередко даже включаются условия, ухудшающие по сравнению с трудовым законодательством;

- в нарушение п. 1 ст. 212 ТК РФ не обеспечивается безопасность  работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

- в нарушение ст. 223 ТК  РФ не обеспечивается санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников.

Важнейшими способами  обеспечения исполнения трудового  законодательства являются надзор и  контроль. Каждый из этих способов имеет  определенные особенности. Контроль осуществляется, прежде всего, государственными органами в процессе руководства нижестоящими органами, а также подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями. Надзор осуществляется специальными органами (как правило, инспекциями) в отношении не подчиненных им органов и организаций.

В числе особых форм взаимодействия выделяются именно контрольные и надзорные полномочия. Государственный контроль и надзор в сфере охраны труда осуществляется целым рядом органов и инспекций.

В новом Трудовом кодексе  РФ отдельная специальная глава посвящена вопросам государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Уполномоченные осуществлять контроль в сфере охраны труда, в гл. 57 ТК РФ изложена система государственных органов, осуществляющих контроль и надзор в указанной сфере: четко обозначены правомочия основного контролирующего органа - Федеральной инспекции труда; права, обязанности и ответственность других государственных органов; основы их взаимодействия. Важным положением является также указание на независимость этих органов при осуществлении ими контрольных и надзорных полномочий (ст. 359 ТК РФ). В соответствии с возложенными на них задачами государственным инспекциям труда предоставлены достаточно широкие полномочия (ст. 356 ТК РФ).

В частности, они наделены правом проведения проверок и обследований, как плановых - в целях предотвращения нарушений законодательства об охране труда работников, так и внеплановых - в связи с обращениями и жалобами граждан. Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении своей деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток посещать организации (работодателей - юридических и физических лиц), а также вправе запрашивать и безвозмездно получать у работодателей, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. При этом важно отметить, что указанные полномочия госинспекторов подкреплены законодательно установленной обязанностью работодателя соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Особое место в осуществлении  государственного надзора за исполнением законов об охране труда отведено органам прокуратуры.

Согласно Трудовому кодексу  РФ (ч. 4 ст. 353)- "государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом".

В своей практической деятельности прокуроры руководствуются указанием  Генерального прокурора РФ "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях всех форм собственности" от 6 июля 2000 г. № 107/7, в котором всем прокурорам предложено:

" -обеспечить своевременную  и тщательную проверку каждого  случая производственного травматизма на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности. Не оставлять ни одного факта выявленных нарушений без соответствующего прокурорского реагирования. При очевидности состава преступления незамедлительно возбуждать уголовные дела и обеспечить безотлагательное проведение необходимых следственных действий;

- наладить эффективное  взаимодействие с органами власти и управления, контролирующими органами, общественными (в первую очередь правозащитными) организациями, средствами массовой информации по сбору,

Такое повышенное усиление требовательности к дальнейшему совершенствованию предупредительно-профилактической деятельности органов контроля и надзора прямо определяется также позицией Президента РФ В.В. Путина о том, что защита прав человека - одна из ключевых задач государственных органов. 9]

 

2.2 Самозащита работниками  своих трудовых прав

Самозащита —способ защиты трудовых прав. Самозащита проявляется  в отказе работника выполнять  свои трудовые обязанности без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в органы по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Самозащита возможна в  случае грубого нарушения трудовых прав работника: незаконного перевода (поручения работнику работы, не предусмотренной трудовым договором); возникновения непосредственной угрозы (опасности) жизни и здоровью работника вследствие нарушения требований охраны труда (ст. 219 ТК), задержки выплаты заработной платы на срок более пятнадцати дней (ст. 142 ТК).

Очевидно, можно говорить об использовании права на самозащиту и в случае необеспечения работника  средствами индивидуальной и коллективной защиты. В такой ситуации работодатель не вправе требовать от работника  выполнения трудовых обязанностей (ст. 220 ТК).

Информация о работе Трудовые права и свободы в Российской Федерации