Трудовые споры и порядок их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:14, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается во всестороннем изучении особенностей рассмотрения трудовых споров.
Объектом исследования выступают трудовые споры.
Предметом исследования является порядок урегулирования трудовых споров.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
Во-первых рассмотреть общую характеристику трудовых споров
Во-вторых, изучить особенности порядка рассмотрения трудовых споров.
В-третьих проанализировать особенности использования примирительных процедур при урегулировании трудовых споров.

Содержание

1 Введение 3
2 Понятие, виды и причины трудовых споров 5
3 Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров 7
4 Коллективные трудовые споры, их классификация и порядок рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора 9
5 Право на забастовку и его реализация. Правовые последствия незаконной забастовки. 13
6 Решение задачи 16
7 Заключение 17
8 Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

ТРУДОВОЕ ПРАВО.docx

— 47.05 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Введение 3

2 Понятие, виды и причины трудовых споров 5

3 Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров 7

4 Коллективные трудовые споры, их классификация и порядок рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора 9

5 Право на забастовку и его реализация. Правовые последствия незаконной забастовки. 13

6 Решение задачи 16

7 Заключение 17

8 Список литературы 19

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основу всякого человеческого  общества составляет труд. Именно трудом граждан создаются материальные и духовные ценности, приумножается  национальное богатство нашей страны. Трудовые споры -  это разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудового законодательства

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников организаций (предприятий) приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Порядок разрешения споров устанавливается ТК РФ и другими федеральными законами. Трудовое законодательство – единственная отрасль законодательства, которая способна не только непосредственно воздействовать на основную производительную силу – людей, являющихся носителями рабочей силы, но и защитить их в процессе трудовой деятельности и безработицы. Под влиянием системы норм трудового законодательства формируется механизм социальной защиты работников, развиваются права человека в сфере труда, которые общество и государство обязаны совершенствовать.

Таким образом, законодательство о труде призвано способствовать ускорению социально-экономического развития нашей страны.

Очень часто трудовые споры  возникают из-за незнания трудового  законодательства работниками и  администрацией, а иногда и из-за того, что трудовые обязанности рабочих  и служащих определены недостаточно четко, поэтому у работников и  администрации складывается о них  разное мнение.

Причиной, порождающей трудовой спор, является также и неуважение к закону, нежелание считаться  с его требованиями, которое можно  наблюдать как со стороны некоторых  представителей администрации, так  и работников. Знание трудового законодательства, его неукоснительное исполнение является важным условием предотвращения трудовых споров.

Предметом трудового права  являются трудовые и тесно с ними связанные отношения. В процессе регулирования этих отношений нормами  права между их субъектами могут  возникнуть разногласия. Это может  быть как спор между работником и  администрацией предприятия, учреждения, организации, например, в связи с  наложением взыскания или увольнением, так и разногласие между администрацией и трудовым коллективом по поводу невыполнения тех или иных  условий  коллективного договора.

Цель работы заключается  во всестороннем изучении особенностей рассмотрения трудовых споров.

Объектом исследования выступают  трудовые споры.

Предметом исследования является порядок урегулирования трудовых споров.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

Во-первых рассмотреть общую характеристику трудовых споров

Во-вторых, изучить особенности порядка рассмотрения трудовых споров.

В-третьих проанализировать особенности использования примирительных процедур при урегулировании трудовых споров.

 

  1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Трудовые споры - это разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудового законодательства, о которых заявлено в соответствующий юрисдикционный орган. Из этого определения видно, что нельзя сводить трудовые споры только к разногласиям между отдельными работниками и предприятием, понятие трудовых споров шире: оно включает конфликты и между другими субъектами трудового права, например, между трудовым коллективом и администрацией. Кроме того, споры по своему характеру могут быть связаны как с применением норм трудового законодательства (правильным или неправильным), так и с установлением новых условий труда, еще не регулированных нормами трудового права, например в процессе заключения коллективного договора. Наконец, трудовые споры - это не просто разногласия между сторонами, а лишь те из них, что переданы на рассмотрение соответствующего юрисдикционного органа (органа, уполномоченного государством принять обязательное для сторон решение).

Возникновению трудовых споров предшествуют трудовые правонарушения в сфере труда, являющиеся непосредственным поводом для спора. Трудовым правонарушением является виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности а следовательно нарушение права другого субъекта данного правоотношения.

Виды трудовых споров

1. по спорящему субъекту;

2. по характеру спора;

3. по виду спорного  правоотношения.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальный трудовой спор - это разногласия, связанные  с правами и законными интересами конкретного работника, связанный  с переводом, повышением или понижением квалификационного разряда, о приёе на работу или об увольнении и т.п.

Коллективный труддовой спор - оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или его части, права профсоюза как представителя работников по вопросам труда. Они возникают из правоотношений работников организации с работодателем, его администрацией.

По характеру спора  делятся на:

1)споры о применении  норм законодательства о труде,  защите и восстановлении нарушенного  права работника или профсоюза;

2)споры об установлении  новых или изменении существующих  условий труда, не урегулируемых законодательством.

По виду спорного правоотношения трудовые споры можно разделить  на споры, возникающие:

1) из трудовых правоотношений;

2) правоотношений по трудоустройству  ( в связи с отказом в приёме на работу лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор);

3) правоотношений по надзору  и контролю за соблюдением трудового законодательства и охраны труда (оспариваются действия инспектора труда);

4) правоотношений по возмещению  материального ущерба работником;

5) правоотношений по возмещению  организацией ущерба работнику;

6) правоотношений профсоюзного  органа с работодателем по  вопросам труда;

7) правоотношений трудового  коллектива с работодателем.

К причинам трудовых споров относятся обстоятельства, вызывающие разногласия в связи с применением, толкованием законодательства о труде, условий коллективного или трудового договора, являются причинами индивидуальных трудовых споров. Объективные причины трудовых споров - противоречия вытекающие из отношений собственности и наёмного труда. Субъективные причины трудовых споров - недостатки и ошибки в деятельности субъектов трудовых отношений.

К причинам коллективного  и индивидуального трудового  спора можно отнести неудовлетворительные условия работы трудового коллектива, низкий уровень организации труда, оплаты труда и другие негативные факторы.

  1. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Каждый юрисдикционный орган: КТС, суд, вышестоящий орган для споров с альтернативной подведомственностью является самостоятельным органом со своим порядком рассмотрения трудовых споров. Хотя возможность последовательного рассмотрения спора сначала в КТС, затем в суде и называется общим порядком, но порядок у каждого из этих двух органов свой, по-разному законодательно регулируемый.

Работник вправе обратиться в КТС в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если срок был пропущен по уважительной причине, допускается его восстановление.

В заявлении, подаваемом работником в КТС, должны быть указаны предмет спора и доказательства нарушения его права. Заявление работника подлежит обязательной регистрации (ст. 387 ТК РФ). Заявление регистрируется, даже если работник обратился по вопросу, который не подлежит рассмотрению в КТС. Комиссия рассматривает спор в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления работником (ст. 387 ТК РФ). Споры рассматриваются на заседаниях, проводимых в удобное для сторон время. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работника, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Порядок проведения заседания произвольный. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление. В отсутствие работника спор может быть рассмотрен только по письменному заявлению работника. В случае неявки работника на заседание КТС рассмотрение спора откладывается. При вторичной неявке без уважительных причин КТС вправе вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения. Несмотря на это работник имеет право подать заявление о рассмотрении спора повторно в пределах установленного трехмесячного срока (ст. 387 ТК РФ). А вот работодателю или его представителю не обязательно появляться на заседании.

Для оценки всех обстоятельств спора и с целью принятия обоснованного решения КТС имеет право: вызывать на свои заседания свидетелей, приглашать специалистов, требовать у работодателя необходимые документы. По заявке комиссии работодатель (его представитель) обязан предоставить запрашиваемые документы в срок, установленный комиссией. На заседаниях КТС ведется протокол, который должен быть подписан председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии. Кстати, работник вправе отозвать свое заявление на любой стадии рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС.

По итогам рассмотрения индивидуального  трудового спора комиссия принимает  решение простым большинством голосов  членов комиссии, присутствующих на заседании, с помощью тайного голосования. В течение 3 дней после принятия комиссией  решения, его копии, подписанные  председателем комиссии или его  заместителем и заверенные печатью  комиссии, вручаются работнику и  работодателю (или их представителям).

Решение КТС должно быть исполнено в течение 3 дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование. Если решение КТС в указанный  срок исполнено не было, комиссия выдает удостоверение, которое является исполнительным документом. Обратиться за этим удостоверением работник может в месячный срок со дня принятия комиссией решения  по существу спора. Удостоверение подписывается  председателем КТС (его заместителем) и заверяется печатью КТС.

Если работник или работодатель обратились с заявлением о перенесении  трудового спора в суд, удостоверение не выдается. Полученное удостоверение работник должен предъявить в службу судебных приставов не позднее 3-х месяцев со дня получения на основании которого судебный пристав приводит решение комиссии в исполнение в принудительном порядке.

Работник или работодатель вправе обжаловать в судебном порядке  и принятое решение КТС в 10-ти дневный срок со дня получения копииё

Либо работник может обратиться в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также трудовые споры  рассматриваются в суде по заявлению  прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам  или иным нормативным правовым актам. К заявлению по трудовому делу прилагаются необходимые документы: копия приказа (распоряжения) администрации, копия трудового договора (контракта), решение КТС, справка о заработке и т.д. В целом можно отметить, что рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судебном порядке производится в соответствии с нормами гражданско-процессуального законодательства России и не требуют никакого предварительного рассмотрения в досудебных инстанциях

  1. КОЛЛЕКТИВНЫЕ  ТРУДОВЫЕ СПОРЫ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И  ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия  между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения  условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а  также в связи с отказом  работодателя учесть мнение выборного  представительного органа работников при принятии локальных нормативных  актов.

Виды коллективных трудовых споров различаются по харак­теру спора и по правоотношениям, из которых вытекает спор.

По характеру различают  споры работников с работодателями (или их представителями) по поводу:

установления или изменения  условий труда, заключения или изменения  коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников;

выполнения коллективных договоров, соглашений, трудового законодательства.

По правоотношениям, из которых  возникают коллективные трудовые споры, различают:

спор из правоотношения трудового  коллектива работников организации  с работодателем (администрацией);

спор из правоотношения профсоюзного органа организации с работодателем (администрацией);

Информация о работе Трудовые споры и порядок их разрешения