Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 18:38, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть труд в системе факторов социально-экономической стратификации общества и основа социального статуса личности.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- раскрыть предпосылки стратификации общества;
- изучить подходы Маркса и Вебера к феномену социального расслоения;
- определить основные типы стратификации;
- рассмотреть роль труда в системе фактороф стратификации в современном обществе;
Итак, престиж профессии является одним из факторов, наряду с содержанием, условиями труда, уровнем оплаты и т.п., которые определяют привлекательность данной специальности. Его сущность состоит в личностно-социальной и общественно-социальной оценке определенного типа профессиональной деятельности. Причем личностная оценка, как правило, основывается на общественно сформированном стереотипе отношения к профессии: наиболее престижными являются профессии, находящиеся на вершине социальной пирамиды.
Необходимо отметить также, что одной из специфических особенностей межпрофессиональной стратификации современного общества является повышение социального престижа не какой-либо конкретной профессии, а профессионализма в целом, как высокого уровня профессионального и социального развития личности. Сегодня особенно важным становится не столько обладать какой-либо, пусть даже наиболее престижной профессией, сколько быть профессионалом в той области профессиональной деятельности, которой занимается индивид. Дифференциация профессиональной деятельности обусловлена социальной востребованностью различных профессий: если данная профессия существует и развивается в настоящее время, следовательно, она имеет социальное значение и необходима для развития и функционирования общества. Поэтому профессионализм в любой сфере профессиональной деятельности всегда социально значим, востребован, а значит, и обладает социальным престижем.
Современная социальная политика РФ далека от идеала. Опыт ее функционирования в период перехода к рыночному механизму хозяйствования свидетельствует, что полноценная социальная зашита населения, и эффективное функционирование социально-культурной сферы пока не достигнуты. Общеизвестны такие факты, как скудность пенсий и пособий, фактическая ликвидация бесплатности услуг здравоохранения, во многом — и образования, застой культуры и искусства. Эти проблемы в немалой степени обуславливают небывалое социальное расслоение, подрывающее национальное единство.
Их решение на современном этапе предполагается посредством реализации ряда реформ в сфере социальной политики: здравоохранения, образования, финансов пенсионной системы. Они призваны перестроить механизм финансирования социальной сферы, повысить его эффективность, обеспечить формирование полноценной финансовой базы внебюджетных фондов, образования, здравоохранения, культуры. В контексте данных реформ и следует рассматривать проблемы и перспективы дальнейшего развития социальной политики нашей страны. Для развития социальной политики определяющее значение имеют традиционные и современные требования, предъявляемые к ее цепям и задачам. Сегодня социальная политика - это не только, и даже не столько поддержка социально незащищенных членов общества, сколько ключевой фактор формирования и развития человеческого капитала27.
Грамотно проводимая социальная политика способствует увеличению человеческого капитала. Темпы научно-технического прогресса, уровень организации, культуры и производительности труда - это производные от качеств человека, или человеческого капитала, а значит, вложения в человека имеют наибольшую отдачу. Таким образом, мы приходим к выводу, что рассмотрение человека, как объекта социальной политики, является целью создания предпосылки к накоплению человеческого капитала, так как именно человек способствует социально-экономическому развитию, является основой роста национальной экономики.
В современной экономике, где в центр всей системы ставится человек, а не производство, материальные или финансовые ресурсы, социальная политика должна обеспечивать качество и доступность социально значимых благ — образования, здравоохранения, культуры. Это дает выигрыш обществу и экономике страны, т.к. является инвестициями в важнейший актив — человека, обеспечивает сохранение, восстановление и развитие нематериальной составляющей общественного богатства.
Выделим императивы совершенствования социальной политики РФ на современном этапе - признание ее важнейшей роли для развития производительных сил общества, что не может быть обеспечено при чрезмерной коммерциализации социальной сферы.
Отсюда вытекает необходимость социализации финансовой политики, и государственной политики в целом. Основная доля затрат бюджета приходится на оборонные расходы, обслуживание государственного долга, государственное управление. Социальная сфера остается в тени. Соответствующий пересмотр бюджетных приоритетов необходим не только с социальной точки зрения, но и с позиции интересов государства в целом. Это позволит наиболее эффективно решать такие проблемы, как сокращение численности трудоспособного населения, ухудшение квалификации рабочей силы, снижение конкурентоспособности отечественных товаров и фирм.
Сегодняшние реалии трансформации социальной политики страны, в особенности, механизма ее финансирования, далеко не всегда и не полностью адекватны рассмотренным выше условиям. Постараюсь это показать на примере некоторых реформ в социальной сфере, в этой связи выдвинуть и аргументировать некоторые собственные предположения.
В социальной сфере намечаются преобразования в секторе образования и здравоохранения. «Программа модернизации образования» (в рамках «Основных направлений социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу») предполагает взаимосвязанное развитие содержания образования и перестройку его организационно-экономического и финансового механизма.
Намечаются следующие мероприятия:
- стимулирование
-сочетание государственного
-дополнение бюджетного
Данные меры адекватны современной роли образования в обществе, и возразить против них сложно. Но практическая реализация их в настоящее время обозначила ряд трудностей. Не стал массовым образовательный кредит. Уместно напомнить, что Правительство не первый год пытается расширить масштабы ипотечного кредитования, но достигнутые результаты весьма скромны. Образовательное кредитование (как и ипотечное) предполагает наличие у банков долгосрочных пассивов, поэтому в условиях их недостатка вряд ли получит широкое распространение.
В целом же дополнение бюджетных средств финансированием, полученным за счет предприятий и домохозяйств, является позитивной тенденцией, хотя нельзя забывать о конституционных гарантиях бесплатного образования. Следует согласиться с мнением о необходимости формирования стандартной гарантированной нормы, социального стандарта (как это сделано в отношении здравоохранения, где нормы медицинской помощи четко прописаны). Взвешенные, учитывающие экономические интересы потребителей и «производителей» образовательных услуг нормы должны стать основой формирования финансового механизма в области образования28.
Перестройка финансового механизма здравоохранения носит «финансово-оборонительный» характер. Министерство здравоохранения и социального развития РФ ставит перед реформой три основные задачи: четко разграничить бесплатную и платную медицины и тем самым оградить государство от требований граждан, превышающих его возможности; на фоне снижения ECU с 2005 г. не допустить уменьшения финансовых потоков в систему ОМС, защитить ее средства от абсолютного сокращения; стимулировать лечебно-профилактические учреждения более эффективно использовать внутренние источники. Их реализация является необходимой для нормализации текущей ситуации в здравоохранении, но не может решить его коренных проблем.
Для преобразования отечественной системы здравоохранения необходимо, прежде всего, выбрать модель ее финансирования бюджетную, предпринимательскую или страховую. Па этот счет существуют различные точки зрения, сторонники каждой из которых отмечают ее преимущества. Как я полагаю, предпринимательская и бюджетная модели в России не могут быть взяты за основу: первая по причине отсутствия у большей части населения необходимых финансовых ресурсов, вторая - вследствие ограниченных возможностей федерального бюджета. В США, для сравнения, затраты бюджета на систему здравоохранения в 2004 г. составили S500 млрд., что более чем в три раза превышает консолидированный бюджет РФ за тот же период И это притом, что в США функционирует предпринимательская модель финансирования здравоохранения, и бюджет обеспечивает тех, кто не может себе позволить частные страховки.
По мере увеличения доходов граждан средства последних будут играть все возрастающую роль в финансировании здравоохранения. Но на сегодняшний день наиболее приемлемым вариантом следует считать финансирование за счет средств медицинского страхования, дополняемое ресурсами населения и бюджета.
Наибольшую роль в увеличении финансовых ресурсов здравоохранения - фонда ОМС, как Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, играет ECU, который формирует основную часть их доходов. В настоящее время величина ЕСН, а, следовательно, доходной базы внебюджетных фондов, является очень низкой. Это происходит, в основном, вследствие низкой налоговой культуры в России, стремления любыми путями уклониться от уплаты обязательных платежей. Очень велики масштабы сокрытия доходов населения — налогооблагаемой базы по ЕСН. Теневая экономика достигает около 30-40% (по разным оценкам) ВВП, что и приводит к недостаточному объему поступления ЕСП29. Да и в «легальном», официальном бизнесе весьма распространена выплата части заработной платы неучтенными наличными деньгами («черным налом»), с которой ЕСП не уплачивается.)
Подобное положение дел подрывает страховой принцип формирования средств социальных внебюджетных фондов. Государство становится на путь прямого финансирования выплат пенсий, пособий, оказания медицинских услуг. По сути дела, легализуется право работодателей не дооплачивать труд наемных работников. Заработная плата в условиях реализации страхового принципа финансирования социальной защиты складывается из двух частей: денежного вознаграждения на обеспечение текущего потребления и социальной страховки на покрытие перспективных потребностей (пенсии, пособия, медицинские услуги).
Попытки увеличить собираемость ECU, вывести «из тени» значительную часть хозяйственного оборота вряд ли окажутся удачными в ближайшее время. Продолжение (и расширение) финансирования социальной сферы из бюджета неоправданно. Во-первых, средства последнего небезграничны, во-вторых, социальное страхование по своей сути не может обеспечиваться за счет бюджета, т.е. за счет других налогов. Не следует рассчитывать и на повышение «сознательности» работников, требующих платить им «белую» зарплату - работодатели явно доминируют на рынке труда РФ и навязывают сотрудникам свои правила игры.
Передача функции плательщика платежей от работодателя к работнику - вот наиболее перспективный путь совершенствования механизма финансирования социальных внебюджетных фондов. При таком подходе работник будет адекватно представлять - сколько он уплатил во внебюджетные фонды, на какие выплаты он может рассчитывать. Будет более четко осознана социальная составляющая заработной платы, а ее невыплата станет расцениваться как недоплата труда, воровство у работника части его будущей пенсии или пособия30. Учитывая все сложности, связанные с коренной перестройкой системы финансирования фондов, рационально, как я считаю, начать с частичной передачи функции уплаты страховых взносов от предприятия к сотруднику в некоторых регионах (в порядке эксперимента). Такой эксперимент позволит выявить недостатки и «узкие места» данной схемы, усовершенствовать новый финансовый механизм. Заслуживают отдельного рассмотрения предложения дополнить обязательное социальное (и медицинское) страхование добровольным, на базе негосударственных пенсионных фондов, которые играют большую роль в экономически развитых странах. Определенный потенциал в этом направлении имеется, но надо учитывать как значительно более низкий уровень доходов населения в России, так и возможности злоупотреблений в данной сфере - даже в США имеют место аферы с пенсионными накоплениями.
Подводя итог рассмотрению перспектив социальной политики в РФ, я бы хотела сказать, что экономическое развитие страны и увеличение финансовой базы социальной сферы находятся в тесной взаимосвязи. С одной стороны, позитивная экономическая динамика, рост национального дохода позволяет увеличить объем ресурсов в этом секторе. Но и активизация социальной политики играет сегодня немалую роль для экономического роста и развития, т.к. напрямую влияет на производительность труда, качество и конкурентоспособность отечественных товаров. Поэтому особенно важно в условиях роста реального сектора экономики обеспечить эффективный механизм финансирования социальной политики, увеличить приток ресурсов в данную сферу. Это обусловит динамичное развитие экономики в дальнейшем, на ее основе - новое расширение финансовой базы социальной политики, т.е. сформируется «сотрудничество» социальной политики и экономики, что является реальной основа устойчивого развития, при котором на фоне экономического роста гармонично развиваются личность и общество.
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Социальная стратификация (social stratification) - иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т.д.), существующие в любом обществе.
Социальная стратификация – это дифференциация некоторой данной совокупности людей (населения) на классы и группы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного общества
Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер.
М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, которая является попыткой преодолеть ограниченность марксистской концепции экономической стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, вследствие чего она становится многомерной
Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.
Средний класс – совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Этот класс характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения, вследствие чего многие авторы говорят о нем как о «средних классах», «средних слоях». Различают старый средний класс и новый средний класс.
Информация о работе Труд в системе социально- экономической стратификации