Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 18:38, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть труд в системе факторов социально-экономической стратификации общества и основа социального статуса личности.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- раскрыть предпосылки стратификации общества;
- изучить подходы Маркса и Вебера к феномену социального расслоения;
- определить основные типы стратификации;
- рассмотреть роль труда в системе фактороф стратификации в современном обществе;
Существование профессиональной стратификации, по Сорокину, устанавливается из двух основных групп фактов; соответственно, выделяются две формы профессиональной стратификации:
• во-первых, определенные группы профессий всегда составляли верхние социальные страты, в то время как другие находились у основания социальной пирамиды. Следовательно, важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, т.е. на одном и том же социальном уровне, а «накладываются» друг на друга.
• во-вторых, феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы: занятые в различных профессиях люди разделены на многие ранги и уровни — от руководителей до подчиненных.
«Профессиональная стратификация, таким образом, проявляется в этих двух основных формах: а именно в форме иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и в форме стратификации внутри каждого профессионального класса (внутрипрофессиональная стратификация)» [2; 353].
Межпрофессиональная стратификация в обществе состоит в иерархии основных профессиональных сфер, она выражается в существовании т.н. «высших» и «низших» профессиональных групп. Исследуя это явление на разнообразных исторических примерах (кастовый строй в Древней Индии, Европейское Средневековье, американское общество первой половины XX в.) П. Сорокин делает следующий вывод: на вершине «социального конуса» всегда находились социально значимые профессии, т.е. те, которые связаны с функциями организации и контроля группы. Для межпрофессиональной стратификации всегда были важны два основных условия: 1) важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом; 2) уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
«Профессиональные группы, осуществляющие базовые функции социальной организации и контроля, помещены в центре «двигателя общества». Плохое поведение солдата может не повлиять сильно на всю армию, недобросовестная работа одного труженика слабо воздействует на других, но действие командующего армией или руководителя группы автоматически влияет на всю армию или группу, действия которой он контролирует» [2; 354]. При этом, находясь «на контролирующей точке социального двигателя», в силу такого объективно влиятельного положения соответствующее профессиональные группы обеспечивают для себя максимум привилегий и власти в обществе. Это также определяет соотношение между социальной значимостью профессии и ее местом в иерархии профессиональных групп.
Одним из важнейших понятий, раскрывающих сущность профессиональной стратификации современного общества, является понятие «профессиональный статус», или, как определяется в исследовательской литературе, «социально-профессиональный статус». Статусная концепция в социологии получила распространение с середины 30-х гг. XX в., когда социальный статус был определен как место, занимаемое индивидом в данной социальной системе, сопряженное с некоторой совокупностью прав и обязанностей, реализация которых (динамический аспект статуса) формирует роль.
Статус предполагает, что все, кто претендует на включенность в ту или иную страту, должны отвечать определенным ожиданиям и ограничением на социальные взаимодействия, выполнять социальные роли. Различные формы потребления благ и воспроизводства статусного положения формируют у представителей различных слоев неодинаковый образ жизни, что отличает членов данной общности от других общностей. Неодинаковость статусов выступает следствием неравенства и неравномерности развития общества и конкретных индивидов. Чем выше ценится в обществе определенный статус, тем сильнее степень идентификации с ним субъекта. Таким образом, понятие социального статуса объединяет в себе и функциональную, и оценочную стороны: оно показывает, что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий и как они оцениваются другими людьми, обществом.
Социальный статус — это соотносительное положение индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает человек данное положение благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различаются, соответственно, предписанный и достигаемый статус. Р. Мертон считал, что достигаемый статус в большинстве случаев напрямую связан с должностным статусом, т.е. с тем, которого человек достиг в результате своей профессиональной деятельности. Очевидно, что профессиональный статус — это достигаемый статус, т.е. определяющийся индивидуальными способностями, умениями, квалификацией и достоинствами. Профессиональный статус не определяется социальным положением, т.е. принадлежностью к определенному социальному классу или слою, и не является социальной ролью: он не проигрывается, подобно роли, а завоевывается. Ориентация на достижение более высокого профессионального статуса стимулирует социальную и профессиональную активность индивида.
Динамическим аспектом профессионального статуса выступает профессиональная роль. Т. Парсонс ввел в научный оборот понятие «status-role» — статусная позиция с точки зрения социальной роли, т.е. ожидаемой от занимающего данный статус индивида модели поведения. Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков23:
• характеристики, которыми люди обладают от рождения — этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи и т.д.
• признаки, связанные с исполнением ролей — различные виды профессионально-трудовой деятельности.
• элементы «обладания» — собственность, материальные и духовные ценности, привилегии и т.д.
Под влиянием Парсонса понятие социального статуса стало элементом ролевой теории и стало рассматриваться в рамках структурного функционализма как структурное понятие, в то время как понятие роли имело функциональное значение. В функциональном понимании определение социальной роли дано Р. Липтоном через статусные позиции, права и обязанности личности.
В понятийном аппарате ролевой концепции ведущих российских социологов одним из основных понятий является «социальный статус» как положение в социальной структуре и связанные с ним требования или «ролевые предписания». В профессиональных сообществах, характеризующихся тем, что составляющие их люди занимают однородные социальные позиции, идентичность усвоения ценностей обеспечивается идентичностью требований, диктуемых профессиональным статусом. Механизм этого процесса — профессиональная роль, путем усвоения которой познаются и усваиваются ценности профессиональной деятельности. Таким образом, профессиональная роль выступает в качестве своеобразного транслятора ценностей, преобразуя личность субъекта профессиональной деятельности и влияя на различные свойства его внутреннего мира.
Профессиональный статус указывает место в социальном сплетении профессиональных отношений, с которыми связаны определенные общественные ролевые ожидания. Статус (ранг) одной работы, по сравнению со статусом (рангом) другой работы, зависит от меры, в какой она позволяет реализовать человеку определенные ценности. Ранг индивида внутри профессиональной группы также зависит от степени, с какой выполняемая деятельность позволяет реализовать определенные ценности, т.е. представления о том, что является желательным. Основа ранжирования работ существует в той мере, в какой факты, касающиеся данных работ, признаются, а ценности разделяются людьми, которых они затрагивают.
Основываясь на различии межпрофессиональной и внутрипрофессиональной стратификации, следует различать социально-профессиональный и личностно-профессиональный статус индивида. Социально-профессиональный статус означает место определенной профессиональной группы в профессиональной структуре общества, а также определяет оценку и самооценку той роли, которую играет эта профессиональная группа в системе профессиональных отношений. Личностно-профессиональный статус характеризуется степенью включенности индивида в отношения профессиональной группы, уровнем квалификации и мастерства, признанием в профессиональной среде, уровнем развития профессионального самосознания. В обобщенном виде можно отметить, что личностно-профессиональный статус индивида определяется уровнем развития профессионализма. Именно профессионализм определяет положение человека внутри профессиональной группы, т.е. является критерием внутрипрофессиональной стратификации.
В то же время можно отметить, что уровень профессионализма личности не только определяет ее положение в профессиональном сообществе, но и существенно влияет на социальный статус в целом, определяя его социальный престиж24. Социальный престиж профессионального статуса включает в себя элементы общественного сознания. Он связан с оценкой положения той или иной профессиональной группы, т.е. с престижем профессии, но не определяется произвольно: он зависит от социального контекста — господствующей в данном обществе системы ценностей, от уровня развития духовной культуры. В постиндустриальном обществе одной из важнейших ценностей, определяющих престиж социального статуса личности, является профессионализм. Именно профессионалы в различных сферах деятельности претендуют на принадлежность к высшим социальным слоям и составляют основу средних слоев. По данным социологических исследований, стратификационная модель современного российского общества выглядит следующим образом25:
• Элита — правящая политическая и экономическая — до 0,5%.
• Верхний слой — крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы — 6,5%.
• Средний слой — представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры — 20%.
• Базовый слой — рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса — 60%.
• Нижний слой — малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные — 7%.
• Социальное дно — 5%.
Таким образом, высокая квалификация и профессионализм становятся значимыми критериями социального расслоения современного российского общества. Профессионалы принадлежат к российской элите и среднему слою. Кроме того, наиболее многочисленный базовый социальный слой, который представлен специалистами, обладает потенциальным профессионализмом: при наличии соответствующей трудовой мотивации составляющие этот слой специалисты могут включиться в процесс вторичной профессионализации и совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Высокое социальное положение профессионалов основано на реальной динамике общественных ценностей (от приоритета материальных ценностей в индустриальном обществе к доминированию информационно-образовательных ценностей в обществе постиндустриальном) и находит все большее понимание и признание в обществе. В большой степени эти процессы находят свое отражение и в современном российском обществе, традиционно ориентированном на приоритет духовных и нравственных ценностей. Одной из важнейших социально-нравственных ценностей современной России становится профессионализм.
В общем плане понятие престижа синтезирует в себе оценку значимых факторов, которые характеризуют позицию данной профессиональной категории в обществе: экономическое положение, образование и квалификация, степень участия в управлении, особенности стиля жизни и т.д.
Престиж профессии определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий. Последняя выстраивается в результате оценки имеющихся различий в степени сложности и важности разных видов трудовой деятельности, необходимого для их осуществления уровня образования, ответственности, величины оплаты труда и т.д.
В социологии престиж профессии измеряется посредством шкал, полученных в результате социологических опросов, в которых респонденты соотносят социальную значимость или привлекательность различных профессий и выстраивают их относительно друг друга. Шкалы престижа профессии обладают относительной устойчивостью. Поскольку молодежь не имеет своего собственного опыта в сфере труда, она заимствует шкалу престижа профессии у работающего населения, у более старшего поколения. Формирование престижа профессии обусловлено различиями в труде и его последствиях для представителей различных профессий. Престиж профессии представляет собой оценку социальной значимости профессии, выработанную группой и является составным элементом представления о профессии, тесно связанным с социальным аспектом самоопределения.
Отражая социальную неоднородность общества, престиж профессии отражает и престижность различных социальных слоев населения. Его изучение может способствовать разработке механизма воспроизводства социальной структуры. В западной социологии, в частности, в работе Д. Треймана «Престиж профессии в сравнительном ракурсе» престиж профессии рассматривается в рамках концепций социальной стратификации. В исследовании, проведенном в 1956 г., жителям различных стран (от США до Новой Зеландии) было предложено дать оценку престижности разных профессий. Были получены очень схожие ответы. Исследователи сделали вывод, что в странах, где сложилась индустриальная система производства, существует спрос на одни и те же профессии: инженеров, механиков, бухгалтеров и т.п26. Эти профессии и овладевшие ими люди пользуются примерно одинаковым престижем во всем мире.
Отечественные исследования в большей степени затрагивают проблемы определения профессионального престижа в контексте социального самоопределения молодежи и ее профессионального выбора. Представляется теоретически плодотворным исследование этого феномена с различных точек зрения. Оказывая сильное влияние на профессиональную ориентацию молодежи, престиж профессии воздействует и на ее профессиональную мобильность.
Престиж профессий понимается как отражение социальной политики и как прямой перенос государством социального признания на определенные социальные слои. Это относительно стабильное явление, что позволяет разрабатывать шкалы престижа, служащие своеобразным стандартом той или иной общественной системы. Основы формирования престижа профессий позволяют выявить соотношение его шкалы распространенностью этих профессий в обществе. Известно мнение о двух пирамидах: наиболее высоки престижные оценки сравнительно редких профессий и более низким престижем пользуются массовые профессии.
Очевидно, для цивилизованного общества необходимо, чтобы престиж творческих работников, ученых был высоким, чтобы наукой и художественным творчеством занимались наиболее способные в этом отношении люди, поэтому они и пользуются относительно большим социальным признанием. В то же время массовые профессии требуют, как явствует из их названия, привлечения гораздо больших трудовых ресурсов. Молодежь, не имея собственной практики в избираемой сфере труда, заимствует шкалу престижа профессий из окружающей среды. Поэтому воздействовать на профессиональную ориентацию молодежи можно через изменения шкалы престижа профессий занятого населения. Хотя тяга к той или иной профессии у молодежи формируется стихийно, под воздействием духовной жизни общества, более всего на нее влияют родительская среда, система образования, контакты в мире труда, профессиональная консультация и специальная пропаганда через средства массовой информации.
Информация о работе Труд в системе социально- экономической стратификации