Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:03, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия ученического договора и его содержания.
В связи с поставленной целью рассмотрим следующие задачи:
- рассмотреть правовую природу ученического договора;
- проанализировать содержание ученического договора;
- обозначить срок и форму ученического договора;
- конкретизировать стороны ученического договора.
Введение……………………………………………………………..……….
Глава I. ПОНЯТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО ДОГОВОРА……….......……...........
§ 1. Правовая природа ученического договора..……....................…
§ 2. Содержание ученического договора ……………..……………
Глава II. СРОК, ФОРМА И СТОРОНЫ УЧЕНИЧЕСКОГО ДОГОВОРА….
§ 1. Срок и форма ученического договора……….…………………………....
§ 2. Стороны ученического договора ……..…………….…………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Библиография ……………………………………………………………………...
Если обучение производится не в процессе работы, то оно должно, по окончании первоначального периода, осуществляться в условиях, как можно более приближающихся к условиям, существующим на обычной работе, и должно включать там, где это возможно, выполнение настоящих производственных операций или операций аналогичного характера.
При индивидуальном обучении ученика либо прикрепляют к квалифицированному работнику, либо включают в производственную бригаду, где с ним занимается бригадир или рабочий высокой квалификации – член данной бригады.
Необходимый теоретический курс ученик изучает, консультируясь с соответствующими специалистами организации.
Групповая (бригадная) форма обучения работников предусматривает объединение учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой квалификации, мастера.
Курсовая форма подготовки применяется при обучении работников сложным профессиям и осуществляется в два этапа:
обучения на специально созданной для этого учебно-производственной базе организации или учебного комбината (пункта);
2. на рабочих местах организации в учебной группе под руководством не освобождённого от основной работы квалифицированного работника – инструктора производственного обучения.
Теоретическое обучение работников при курсовой и групповой (бригадной) подготовке осуществляется в учебных группах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах) и на иных курсах, создаваемых работодателем (группой работодателей).
Порядок подготовки работников отдельных профессий, специальностей регулируется особо.
Подготовка новых работников – это первоначально профессиональное обучение ранее не имеющих профессии лиц, ищущих работу и принятых в организацию для обучения профессии с целью последующего их трудоустройства в данной организации.
Подготовка новых рабочих из числа женщин и несовершеннолетних производится только по определённым профессиям и для тех производств, в которых разрешается применение их труда.
При заключении ученического договора работодатель должен учитывать противопоказания на выполнение определённых работ по состоянию здоровья, требование законодательства о прохождении предварительных медицинских осмотров и обязательного психиатрического освидетельствования лиц, которым предстоит работать там, где такие осмотры и освидетельствования обязательны. Например, нормы, содержащиеся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ или неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».
Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, специальностям, работниками, пожелавшими сменить профессию с учётом потребностей производства или по состоянию здоровья.
Повышение квалификации работников – это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.
Для повышения квалификации работников организуются курсы, школы передовых приёмов и методов труда и т. д.
При необходимости работодатель по соглашению с работником направляет его на стажировку в институт повышения квалификации или другое образовательное учреждение. Способом квалификации служит прохождение аспирантуры, ординатуры, соискательства, докторантуры.
§ 2. Стороны ученического договора.
Заключать ученические договоры имеют право только работодатели-организации. Работодатели — физические лица такого права лишены.
Согласно части 1 статьи 198 Трудового кодекса организация может заключить ученический договор на профессиональное обучение (переобучение):
— со своим штатным работником;
— с соискателем, который хочет работать в данной организации10.
Организация обучения на самом предприятии возможна при соблюдении ряда требований. Образовательная деятельность, в том числе профессиональная подготовка в образовательных подразделениях организаций, подлежит лицензированию. Если по результатам обучения организация не будет проводить итоговую аттестацию и выдавать своим сотрудникам документ об образовании или квалификации, это требование можно не соблюдать. Именно так сказано в подпункте «а» пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Если у организации есть лицензия, то квалификационный экзамен должен проходить в соответствии с Типовой инструкцией об организации проведения квалификационных экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве.
Если сотрудник обучается в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, лицензия не требуется. В этом случае итоговое испытание можно назвать аттестацией или экзаменом и присвоить сотруднику соответствующую квалификацию.
Ученический договор с работником предприятия оформляется в дополнение к трудовому.
Для правильного
1. Оформить приказ об
обучении работника по новой
специальности. Типовой формы для
такого приказа не
2. В табеле учета рабочего
времени (унифицированные формы
№ Т-12 и Т-13, утвержденные постановлением
Госкомстата России от 05.01.2004 № 1)
в период обучения в графе 2
вместо специальности или
записать «ученик (профессия)». Если в течение одного календарного месяца один и тот же работник исполнял и основные обязанности, и был учеником, следует сделать две записи: стандартную, например «И.И. Самоделов, слесарь 2-го разряда», и запись об ученичестве — «И.И. Самоделов, ученик токаря».
3. Составить приказ о проведении итогового квалификационного экзамена, теста и т. д.
Ученику-работнику, который обучается по месту работы, оплачивают:
— фактически отработанное время на основе данных табеля учета рабочего времени или объем фактически выполненных работ (при сдельной форме оплаты труда);
— стипендию за период обучения с отрывом от производства;
— работу, выполненную на практических занятиях.
При исчислении пособия
по временной
Если доход сотрудника в расчетном периоде состоял только из выплат по ученическому договору, средний заработок определяют исходя из суммы заработной платы, полученной в месяце наступления временной нетрудоспособности. Если и в этом месяце заработка не было — исходя из тарифной ставки его разряда или должностного оклада. Если тарифная ставка или должностной оклад не определены — исходя из минимального размера оплаты труда.
С соискателем организация может заключать ученический договор на профессиональное обучение. Даже если обучающийся не является работником организации, на него распространяются нормы трудового законодательства. При этом надо учесть, что ученический договор не тождествен трудовому.
Согласно части 1 статьи 207 ТК РФ трудовой договор заключают только с тем соискателем, который успешно завершил обучение. По результатам ему будет предоставлена работа определенной квалификации, а также все гарантии и льготы, положенные работникам согласно трудовому законодательству.
Ученикам, которые успешно завершили обучение, при заключении трудового договора нельзя устанавливать испытательный срок. Таким испытательным сроком становится период обучения кандидата в работники.
Заключение.
Таким образом, была достигнута цель данной курсовой: было рассмотрено понятие «ученический договор» и раскрыто его содержание.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что каждое из условий ученического договора является его важнейшей составляющей и не включение в него каких-либо обязательных условий делает ученический договор недействительным.
Условия ученического договора, противоречащие Трудовому Кодексу Российской Федерации, коллективному договору, соглашениям, являются недействительны ми и не применяются.
Заключив ученический договор, работник вправе требовать от своего работодателя соблюдения его условий, а работодатель, в свою очередь, обязан эти требования удовлетворить и обеспечить условия для реализации работником своих прав.
Ученический договор является возмездным договором. За приобретение знаний и навыков, впоследствии используемых работодателем, не ученик платит работодателю, а работодатель выплачивает ученику стипендию.
Практика показывает, что многие работодатели направляют своих работников в высшие и средние профессиональные учебные заведения, выплачивая за время их обучения стипендии или даже сохраняя им полностью или частично заработную плату. В таких случаях Кодекс не запрещает использовать ученический договор, так как его ранее указанное содержание отвечает интересам как работника, так и работодателя.
Нормативно-правовые акты
4. Постановление Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. N 695 «О прохождении
обязательного психиатрического освидетельствования
работниками, осуществляющие отдельные
виды деятельности, в том числе деятельность,
связанную с источниками повышенной опасности
(с влиянием вредных веществ и неблагоприятных
производственных факторов), а так же в
условиях повышенной опасности.»
5. Рекомендация МОТ N 88 Международной организации труда «О профессиональном обучении взрослых включая инвалидов (принята в г. Женеве 30.06.1950 на 33-й сессии генеральной конференции МОТ).
Литература
Учебники и монографии
6.Акопова Е. М. Трудовой договор: становление и развитие. Р.-н-Д., 2005, с. 350.
7.Комментарий к Трудовому Кодексу РФ (постатейный, научно-практический) / Под ред. К. Я. Ананьевой. М., 2006.
8.Комментарий к Трудовому Кодексу РФ / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2006.
9.Куренной А. М. Трудовой кодекс Российской Федерации: преемственность и новизна // Законодательство. М., 2006, № 2
10. Трудовое право России. К.Н. Гусов. Учебник. М., 2005, -496с.
Я, Копылов Дмитрий Александрович
(Ф.И.О.)
подтверждаю самостоятельность представленной курсовой работы , корректность использования литературных источников при ее написании.
«___»______________201__г.
(подпись)
2 Рекомендация МОТ N 88 Международной организации труда «О профессиональном обучении взрослых включая инвалидов (принята в г. Женеве 30.06.1950 на 33-й сессии генеральной конференции МОТ).
4 Трудовое право России. К.Н. Гусов. Учебник. М., 2005, -496с.
8 Акопова Е. М. Трудовой договор: становление и развитие. Р.-н-Д., 2005, с. 350.
9 . Рекомендация МОТ N 88 Международной организации труда «О профессиональном обучении взрослых включая инвалидов (принята в г. Женеве 30.06.1950 на 33-й сессии генеральной конференции МОТ).
10 ч.1 ст.198 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. от 27.07.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 3.