Характеристика способов защиты трудовых прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:26, контрольная работа

Краткое описание

В современной России среди работодателей возрастает число организаций частной собственности, индивидуальных предпринимателей и других физических лиц, использующих труд наемных работников, где регулирование трудовых отношений не всегда основано на трудовом законодательстве. В связи с этим возрастает роль и значение защиты трудовых прав работников, надзора и контроля за его соблюдением.

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос  «Характеристика способов защиты трудовых прав»

 

В числе основных принципов правового регулирования  труда ст. 2 ТК РФ называет обеспечение  прав каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод. Этот принцип конкретизирован в главах 56—58 раздела XIII ТК РФ, посвященного защите трудовых прав работников.

В современной  России среди работодателей возрастает число организаций частной собственности, индивидуальных предпринимателей и  других физических лиц, использующих труд наемных работников, где регулирование трудовых отношений не всегда основано на трудовом законодательстве. В связи с этим возрастает роль и значение защиты трудовых прав работников, надзора и контроля за его соблюдением. 
Часть 1 ст. 352 ТК РФ предусматривает, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, что полностью соответствует ч. 2 ст. 45 Конституции РФ.

Основные способы  защиты трудовых прав работников определяет ТК РФ в ч. 2 этой же статьи. Их перечень в основном сохранился. Однако последовательность перечисления средств защиты изменена. Ранее в первую очередь упоминалось о государственном надзоре и контроле. В новой редакции ч. 2 ст. 352 ТК РФ на первом месте стоит самозащита работниками трудовых прав. Это не означает ослабления государственной защиты работников от нарушения их прав, а нацелено на необходимость особого внимания к реализации работниками возможности самозащиты законными способами.

Новая редакция ч. 2 ст. 352 ТК РФ расширяет перечень способов защиты трудовых прав и свобод, дополняя их судебной защитой, которая должна быть обеспечена в силу ст. 46 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на судебную защиту. 
В соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 352 ТК РФ основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: 
1)   самозащита работниками трудовых прав (ст. 379 и 380 ТК РФ); 
2)   защита трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами (ст. 370-383 ТК РФ); 
3)   государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 
4)   судебная защита (ст. 382, 383, 391-397 ТК РФ).

Кроме того, защите трудовых прав работников способствует внесудебное рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров и  их разрешение в установленном порядке (ст. 381-390, 398-418 ТК РФ).

На обеспечение  защиты прав и свобод граждан и  общественных организаций при формировании и реализации государственной политики, а также осуществление общественного  контроля за деятельностью федеральных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления направлена деятельность Общественной палаты РФ — нового недавно созданного органа.

Первый  способ – это самозащита работниками своих трудовых прав (ст.ст.379, 380 ТК РФ). Она предполагает самостоятельные активные действия работника по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в органы по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде.

В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной  трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими норм трудового права.  В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также и в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Общий порядок использования права на самозащиту законодательством не установлен, однако применительно к отдельным видам самозащиты можно говорить о необходимости соблюдения определенной процедуры. Так, приостановка работы в случае задержки выплаты заработной платы возможна лишь после письменного извещения работодателя (ст.142 ТК РФ). Продолжительность приостановки выполнения трудовых обязанностей в порядке самозащиты ограничивается временем, необходимым для восстановления нарушенных прав работника. Сразу же после выплаты заработной платы, издания приказа о восстановлении на прежней работе, выдачи средств защиты и т.п. работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей (ст.ст.142, 212, 220 ТК РФ).

Порядок и размер оплаты периода, когда работник не работал в связи с необходимостью защитить свои трудовые права, точно не определен.

Привлечение работников, реализующих право на защиту, к  дисциплинарной ответственности, не допускается.

Второй  способ – это защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами (ст.ст.370-373 ТК РФ).  Одним из важнейших правомочий профессиональных союзов является право контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Законодательство определяет основные вопросы профсоюзного надзора и контроля: трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, предоставление льгот и преимуществ. Преимущество профессиональных союзов в том, что они всегда рядом с работником и могут и должны оперативно реагировать на происходящее в организации, используя все предоставленные законом средства и методы. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, в частности, осуществляется в следующих формах:

1. представление  интересов работников в рамках социального партнерства;

2.контроль соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений;

3. учет мнения  выборного органа первичной профсоюзной  организации в случаях, прямо  предусмотренных Трудовым кодексом  РФ, в частности:

• при принятии работодателем  локальных нормативных актов;

• при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. В соответствии с ч. 3 ст. 370 Трудового кодекса РФ, для осуществления контроля

соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Профсоюзные инспектора труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений (ч 4 ст. 370 Трудового кодекса РФ).

Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

• осуществлять контроль соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

• проводить  независимую экспертизу условий  труда и обеспечения безопасности работников;

• принимать  участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• получать информацию от руководителей и иных должностных  лиц организаций, работодателей  – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

• защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

• предъявлять  работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

• направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

• осуществлять проверку состояния условий и  охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными  договорами и соглашениями;

• принимать  участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

• принимать  участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

• принимать  участие в разработке проектов федеральных  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

• принимать  участие в разработке проектов подзаконных  нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

• обращаться в  соответствующие органы с требованием  о привлечении к ответственности  лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 372 Трудового кодекса РФ, процедура  учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии работодателем локальных нормативных выглядит следующим образом:

1. Работодатель  направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями).

2. Выборный орган  первичной профсоюзной организации  не позднее пяти рабочих дней  со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

3. В случае, если  мотивированное мнение выборного  органа первичной профсоюзной  организации не содержит согласия  с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

4. При не достижении  согласия возникшие разногласия  оформляются протоколом, после чего  работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.

Согласно ст. 373 Трудового кодекса РФ, процедура  учета мнения выборного органа первичной  профсоюзной организации при  расторжении трудового договора по инициативе работодателя выглядит следующим образом:

1. При принятии  решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п.п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

2. Выборный орган  первичной профсоюзной организации  в течение семи рабочих дней  со дня получения проекта приказа  и копий документов рассматривает  этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме.1

Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем  не учитывается. 3. В случае, если выборный орган первичной профсоюзной  организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

4. При не достижении  общего согласия по результатам  консультаций работодатель по  истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Информация о работе Характеристика способов защиты трудовых прав