Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 16:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Трудовое право".
1. Понятие охраны труда. Социально-экономическое значение охраны труда
Охрана труда – система нормативных актов и соответствующих им социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья и трудоспособности человека в процессе труда.
Термин «ОТ» означает деятельность по защите, принятию мер для сохранения здоровья и безопасности человека во время труда.
Социальное значение охраны труда заключается в содействии росту эффективности общественного производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и заболеваемости. Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда – это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.
Экономическое значение охраны труда определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социальной значимости охраны труда. В связи с этим экономическое значение охраны труда оценивается результатами, получаемыми при изменении социальных показателей за счет внедрения мероприятий по улучшению условий труда.
Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности, удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.
Недостатки в работе по охране труда обусловливают значительные экономические потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических результатов работы предприятия.
2. Основные законодательные акты по охране труда
В РБ пользуются следующими основными законами в сфере охраны труда:
1) Конституция РБ – гарантирует права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.
2) Трудовой кодекс РБ – определяет основные обязанности, права и ответственность нанимателей и работников по вопросам охраны труда, устанавливает гарантии права работников на охрану труда, регламентирует деятельность службы охраны труда, устанавливает функции государства в этой области.
3) Закон РБ "Об охране труда" № 388 от 23.06.2008.
4) Гражданский кодекс РБ.
5) Закон РБ "О здравоохранении".
6) "О санитарно-
7) О пожарной безопасности
8) О радиационной безопасности.
9) О промышленной безопасности
опасных производственных
10) Уголовный кодекс.
11) Кодекс об административных правонарушениях.
Деятельность по охране труда, помимо законов, регулируется и рядом других нормативных, нормативно-технических документов:
Постановление правительства РБ, нормативно-правовые акты специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, нормативно-правовые акты министерств, других органов государственного управления, локальные нормативные акты нанимателей, нормативные документы, стандарты предприятий по охране труда.
3. Права граждан на охрану труда
Кроме обязанностей, каждый работник имеет права и гарантии права на безопасные и здоровые условия труда.
Каждый работник имеет право на:
• Рабочее место, соответствующее требованиям ОТ;
• Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
• Получение достоверной информации об условиях и ОТ на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
• Отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований ОТ, в случае возникновения опасности для жизни и здоровья работника, или окружающих, а также при непредоставлении средств индивидуальной защиты;
• Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;
• Обучение безопасным методам и приёмам труда;
• Профессиональную подготовку в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований ОТ;
• Обращение в органы государственной власти, к работодателю, в профсоюзы по вопросам ОТ;
• Личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профзаболевания;
• Внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением места работы и среднего заработка на время прохождения указанного медосмотра;
• Компенсации за тяжёлые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
4. Обязанности нанимателя по охране труда
Наниматель обязан:
1) Обеспечить безопасность при
эксплуатации производственных
зданий, сооружений, оборудования, а
также эффективную
2) Условия труда на рабочем месте должны соответствовать требованиям безопасности и производственной санитарии.
3) Осуществлять постоянный
4) Проведение обучения и
5) Проведение обязательных
6) Учет и расследование
7) Возмещение вреда, причиненного здоровью работников, в том числе и выплату единовременных пособий работнику, утратившему работоспособность.
8) Выделение необходимых объемов финансовых средств.
9) Постоянный контроль за
5. Инструктаж по вопросам охраны труда, их виды, периодичность, содержание
Виды инструктажа:
1. Вводный инструктаж проводится с гражданами (лицами) при: • приеме их на постоянную или временную работу в организацию; • участии в производственном процессе; • привлечении к работам в организации или на ее территории; • выполнении работ по заданию организации (по заключенному с организацией договору). Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности. Включает в себя общие сведения о предприятии, общие меры безопасности. Делается запись в журнале вводного инструктажа.
2. Первичный инструктаж на рабочем месте до начала работы проводят с лицами: • принятыми на работу; • переведенными из одного подразделения в другое или с одного объекта на другой; • участвующими в производственном процессе, привлеченными к работам в организации или выполняющими работы по заданию организации (по заключенному с организацией договору). Проводится непосредственно руководителем работ. Проведение подтверждается подписями проводившего и прошедшего инструктаж, в журнале регистрации инструктажа.
3. Повторный инструктаж работники проходят независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в шесть месяцев. Проводится непосредственно руководителем работ индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование или выполняющих аналогичные технологические процессы и операции по программе первичного инструктажа или по инструкциям по охране труда для профессий и видов работ. Проведение инструктажа подтверждается подписями проводившего и прошедшего инструктаж в журнале регистрации инструктажа.
4. Внеплановый инструктаж проводится после: несчастных случаев; изменения правил по охране труда; изменения оборудования или технологического процесса; перерывах в работе по профессии (в должности) более 6 месяцев и т.д. Проводится непосредственно руководителем работ индивидуально или с группой лиц, работающих по одной профессии (должности).
5. Целевой инструктаж проводится при: • выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности; • ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; • работы выполняются по наряду-допуску; • проведение экскурсии на предприятии. Проводится непосредственно руководителем работ. Подтверждается подписями в журнале регистрации инструктажей.
6. Порядок разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда
Инструкции разрабатываются в соответствии с перечнем, который составляется службой охраны труда (при ее отсутствии – работником, на которого возложены эти обязанности) при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов предприятия, службы организации труда и заработной платы, отдела кадров.
Перечень инструкций разрабатывается с учетом утвержденного на предприятии штатного расписания, в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и рабочих профессий, квалификационным справочником должностей служащих и утверждается руководителем предприятия или его заместителем.
Разработка инструкций осуществляется на основании приказов и распоряжений руководства предприятий, в которых определяются исполнители и сроки выполнения работ.
Инструкции разрабатываются руководителями цехов и других структурных подразделений предприятия с участием профсоюзов. Руководство разработкой инструкций возлагается на главного инженера или его заместителя.
Служба ОТ предприятия осуществляет постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций, оказывает методическую помощь разработчикам, содействует обеспечению их всеми необходимыми нормативными и нормативно-техническими документами по охране труда.
При использовании в качестве инструкций типовых инструкций (без их переработки) последние необходимо переоформить, согласовать и утвердить.
Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций. К их разработке предъявляются те же требования, что и для постоянных. Они разрабатываются как по профессиям, так и по видам работ на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.
Проект инструкции подписывается руководителем подразделения, разработавшим инструкции, и представляется профсоюзным комитетам, а также на согласование в службу охраны труда. Утверждение инструкции осуществляется приказом руководителя предприятия, либо грифом утверждения.
Инструкция вводится в действие с момента утверждения либо со дня, указанного в приказе. О введении инструкции в действие не позднее чем за неделю извещаются профсоюзные комитеты.
7. Государственный надзор
Систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.
Государственные органы надзора и контроля осуществляют:
• надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда (Департамент государственной инспекции труда);
• надзор за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике (Проматомнадзор);
• надзор за безопасной эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок (Госэнергонадзор);
• надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (Госсаннадзор);
• контроль за проведением аттестации рабочих мест и установлением доплат по условиям труда, правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (Государственная экспертиза по условиям труда);
• контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (ГАИ);
• надзор за обеспечением пожарной безопасности (Госпожнадзор);
• надзор за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования (Гостехнадзор).
Должностные лица органов государственного надзора и контроля имеют право:
• беспрепятственно осуществлять проверки соблюдения законодательства об ОТ, получать необходимые документы, разъяснения, информацию по этим вопросам; • выдавать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства об ОТ; • приостанавливать работу предприятий, цехов, др. структурных подразделений предприятия, эксплуатацию станков, иного оборудования, транспортных средств, запрещать проведение работ, если производственная деятельность осуществляется с нарушением требований по ОТ, создающим угрозу жизни и здоровью работающих; • налагать штрафы за нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по ОТ; • направлять представления о несоответствии должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения лиц, нарушающих законодательство об ОТ, к уголовной ответственности.