Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:51, курсовая работа
Вопрос, где и как провести ежегодный отпуск или выходные дни, возникает практически перед каждым человеком в любой стране. Огромные возможности в этом отношении предоставляет туризм.
Хорошо организованный активный отдых в любое время года привлекает многих людей. Участие в туристских походах и путешествиях способствует укреплению здоровья, дарит незабываемые впечатления от знакомства с новыми местами. Велико также и воспитательное значение туристско-экскурсионных мероприятий. Они позволяют лучше узнать историю и традиции народа, познакомиться с достопримечательными памятниками старины и красотами родной природы.
Украина – одно из самых больших государств в Европе и богата на разнообразные природно-рекреационные ресурсы, многочисленные памятки, которые отражают ее многовековую историю и культуру. Среди них наибольшее значение имеют историко-культурные памятки времен государства "Киевская Русь" (ІХ – ХІІ ст.) и периода национально-освободительной борьбы украинского народа в XVII в., архитектурные памятники (оборонные, культовые, гражданские) разных эпох и стилей; музеи, где собраны ценные коллекции произведений искусств; места, связанные с жизнью и творчеством выдающихся деятелей истории, науки и культуры; мемориальные комплексы и т.д.
Введение 3
Раздел 1. Общая характеристика автомобильного туризма 6
1.1 Организация плановых автомобильных путешествий 6
1.1.1 Автобусные путешествия 7
1.2 Автомобильные путешествия с использованием личного автотранспорта 12
1.2.1 Прокат автомобилей 13
1.3 Организация самодеятельных путешествий 14
Раздел 2. Развитие автотуризма в Украине 18
2.1 Исторический аспект развития автотуризма в Украине 18
2.2 Комплексная характеристика ресурсов Украины, как потенциала для развития автотуризма 21
2.3 Национальная система туристско-экскурсионных маршрутов Украины 23
2.4 Достижения и проблемы современного этапа развития автотуризма в Украине 29
Выводы 32
Список использованных источников 35
Александр Волошановский. Автомобильный туризм 37
Организация движения в автомобильном путешествии 39
Автотранспорт в туризме
В те, теперь уже такие далекие годы, автомобилист, пускающийся в дальнее путешествие, рисковал даже из-за незначительной поломки остаться ночевать на дороге. Правда, в то время очень широко была развита водительская взаимовыручка. Даже не слишком развитая сеть заправочных станций была не страшна. На дороге запросто можно было "стрельнуть" пять-десять литров бензина, да и стоил он относительно недорого. А вот отсутствие широкой сети станций технического обслуживания, нехватка запчастей и, как следствие, очереди на ремонт автомобилей, конечно, были сильным сдерживающим фактором в развитии более широкого круга автотуристов [17; c.44].
Следует отметить, что в доперестроечные времена социальная напряженность в обществе не была столь сильной и, практически без риска, можно было заночевать в палатке или в машине на перегоне.
Автотуристы ставили палатки в простейших кемпингах, местные жители привозили сельхозпродукцию, также продовольствие для туристов подвозилось на автолавках. Но, несмотря на определенные трудности, автотуризм активно развивался. В конце концов, человек покупает автомобиль для того, чтобы на нем ездить и путешествовать.
Организованный автобусный туризм был развит меньше, поскольку населением широко использовались железнодорожный и воздушный транспорт, имевший в то время относительно небольшую стоимость. Поэтому автобусы в основном использовались внутри регионов для проведения экскурсий.
В конце 80-х и начале 90-х гг. случились глобальные политико-экономические события и перемены, которые имеют решающее значение в развитии автотуризма. Первое - это событие мирового масштаба - распад СССР. Другие эпохальные события - в Украину был разрешен ввоз автомашин из-за границы. В начале 90-х годов в Украину хлынул поток автомобилей. Если в начале это были дешевые, весьма подержанные, то постепенно класс ввозимых автомашин улучшался. В стране сложилась интересная ситуация. С одной стороны, количество автомашин резко увеличились, что должно было привести к бурному развитию автотуризма, с другой стороны, политическая и экономическая ситуация была крайне не благоприятна.
Сложилась и резко обостренная социальная напряженность в обществе. Во время разгула криминала 90-96 гг. путешествия по дорогам Украины были сопряжены с реальной опасностью и не только для имущества. Результат не замедлил себя проявить: произошла полная утрата зародившихся в советское время традиций и инфраструктуры автомобильного туризма. Большинство кемпингов были просто заброшены как невостребованные. Была разрушена система спортивного автотуризма.
Из-за образования новых государственных границ, разработанные и апробированные маршруты оказались труднореализуемыми, а таможенные и приграничные преграды не столь трудными, сколь непредсказуемыми. Пересечение границы на автомобиле стало существенным препятствием, прежде всего организационным (в силу неприспособленности КПП с обеих сторон границы к наплыву путешествующих процесс пересечения границ занимал три-четыре дня). Прибалтика и Кавказ и даже Россия, практически выпали из ареала путешествий. Новые туристские маршруты не создавались, и, естественно, разработки не издавались.
Начало нового тысячелетий в Украине, было отмечено некоторой стабилизацией политической и экономической обстановки. Вновь стали создаваться предпосылки для развития автотуризма внутри страны. Количество автомобилей у населения стало устойчиво возрастать. Население Украины стало активно осваивать и зарубежные пространства и активно предпринимать путешествия на автомобиле в европейские страны, прежде всего в Польшу, Германию, Италию.
Украина занимает значительную часть Восточно-Европейской равнины. Почти вся ее поверхность равнина, приподнята над уровнем моря на 175 м. Горные области располагаются на крайнем западе и юге. Это Карпатские и Крымские горы, площадь их составляет немногим более пяти процентов территории страны. Площадь территории Украины составляет 603,7 тыс. км.
Климат Украины умеренно теплый. Среднемесячные температуры воздуха в течение большей части года (с апреля по ноябрь) положительны и достигают наибольшей величины в июле.
Население по территории размещено неравномерно и характеризуется высокой численностью и густотой городского населения, которое является основным потребителем туристических услуг.
Выгодное положение региона в юго-западной части Восточно-Европейской равнины способствует развитию туристических связей и транзитному туризму. На севере регион граничит с Российской Федерацией и Республикой Беларусь, а на юге омывается Черным и Азовским морями, по которым осуществляется выход в бассейн Дуная и Средиземного моря [4; c.56].
Из 9 Европейских транспортных коридоров, 4 проходят по территории Украины. Добраться в Украину можно любым транспортом, внутри страны сеть путей тоже достаточно развита. Автотуризм – это один из самых мобильных и доступных видов, а в нашей стране для его развития есть широкие возможности (протяженность автомаршрутов – 5 тыс. км), хотя на определенных участках дороги не всегда идеальны, но с каждым годом ситуация заметно улучшается [10; c.17].
Украина имеет уникальное сочетание природных условий, разнообразных ландшафтов и минеральных лечебных ресурсов. Все это условия для развития курортно-рекреационной сферы. В целом для нее пригодны 15% территории Украины. В Украине есть 30 природных заповедных территорий – национальных парков, биосферных и природных заповедников. Страна обладает прекрасными ботаническими садами и ландшафтными парками.
Пот богатству минеральных лечебных ресурсов Украине найдется мало конкурентов. Есть источников минеральных вод и бальнеологических грязей всех типов (Моршин, Свалява, Миргород, Трускавец, Хмельник, Евпатория, Куяльник). По своим лечебным возможностям они не уступают лучшим курортам мира. Причем цены на лечение в Украине значительно ниже, чем где либо [4; c.58].
Благодаря своему уникальному историческому и культурному наследию Украина может удовлетворить самого требовательного туриста. Софиевский собор и Киево-Печерская лавра, центр Львова включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди кандидатов в него – Каменец-Подольский каньон.
Знатоков старины, безусловно, заинтересует юг Украины с его археологическими раритетами. Здесь можно ознакомиться с раскопками античных городов Причерноморья: Тиры, Ольвии, Пантикапея, Херсонеса. Интересны для туристов храмы Киевской Руси в Киеве, Чернигове, Овруче, Владимире-Волынском; средневековые крепости в Луцке, Меджибоже, Каменец-Подольском, Хотине, Белгород-Днестровском, Ужгороде, Мукачево; дворцовые комплексы Крыма, Львовщины и Черниговщины; памятники деревянной сакральной архитектуры в Карпатах… Перечень можно продолжать.
Государство Украина совершенно безопасно, украинцы очень толерантный народ, поэтому никакие этнические или расовые недоразумения совсем не угрожают туристам.
Следует отметить, что для иностранцев, Украина сравнительно малоизвестное государство и, это открывает широкий простор для активизации автомобильного туризма в Украине.
В Украине, практически каждая из многочисленных турфирм предлагает широкий выбор автомобильных путешествий по самым различным направлениям и специфике от однодневных туров выходного дня до многодневных туров. Особое место в экскурсионно-туристической деятельности современной Украины принадлежит Национальной системе туристско-экскурсионных маршрутов "Намисто Славутича", большая часть из которых рассчитана на автомобильные путешествия.
На туристской карте Украины выделяют семь регионов, благоприятных для развития туризма. Новый вариант Национальной системы туристско-экскурсионного обслуживания охватывает все области и АРК. Национальная система туристско-экскурсионных маршрутов "Намисто Славутича" определяет перспективные направления работы туристической сферы, оказывает им помощь при создании новых маршрутов и туров для разных категорий туристов [17; c.123].
Значительная материальная база туризма (гостиницы, мотели, туристские комплексы и базы, кемпинги), предприятия питания, многочисленные СТО, заправочные станции, создают благоприятные условия для развития автомобильного и других видов туризма.
Приведем несколько автомобильных маршрутов, разработанных и представленных в системе "Намисто Украины".
Кольцевой, автобусный, индивидуально-групповой туристический маршрут "По древнерусским городам" включает:
Киев – Овруч – Любеч – Чернигов – Новгород-Сиверский – Путивль – Переяслав-Хмельницкий – Канев – Киев.
Киев – один из древнейших европейских городов, административный, экономический, научный и культурный центр Украины, сосредотачивает значительный туристический потенциал и обладает всеми необходимыми ресурсами для развития делового, культурно-познавательного, религиозного туризма, а также туризма по интересам (посещение театров, музеев, фестивалей искусств, спортивных мероприятий).
Согласно археологическим и письменным данным, Киев возник на рубеже V –VI в. В 882 году князь Олег объединил Северную Русь с центром в Новгороде и Южную Русь, центром которой был Киев. В начале Х века в его подчинении были уже практически все восточнославянские племена.
Основная ценность Киева как туристического центра страны – историко-культурные памятки, которых в городе насчитывается 3850, две из них – Софиевский и Киево-Печерские заповедники – занесены в реестр памяток ЮНЕСКО.
Софиевский собор возведен в 1037 г. (название происходит от греческого слова "мудрость") был главным храмом Киевской Руси, ее общественно-политическим и культурным центром, где происходили церемонии посады князей на киевский престол, принимались послы иностранных государств, велось летописание и где была создана первая на Руси библиотека.
Главный торжественный вход в Древний Киев – Золотые ворота, которые были сооружены одновременно с Софиевским собором. Проезжая часть ворот составляла в высоту 12 м и в ширину 6,4 м.
К памяткам Киевского государства относятся: православный монастырь Киево-Печерская лавра, Успенский собор, Троицкая надбрамная церковь, Михайловская церковь, Церковь Спаса на Берестове, Кирилловская церковь. Все эти памятки были сооружены во времена правления киевских князей.
Древний Овруч славится Васильевской церковью, которая сооружена в конце 90-х годов ХІІ в. как дворцовая в вотчине князя Рюрика Ростиславовича.
Старинный Любеч впервые упоминается в летописях 882 года. Он находился на важном водном пути "из варяг в греки" (из Балтийского в Черное море) и играл важную роль в жизни древнерусской держави. В 1097г. в княжьем замке Любеча произошли сборы князе, имевшие целью – прекратить междоусобные войны. На протяжении многих веков Любеч был одним из экономических и политических центров Киевской Руси, важнейшей крепостью за западной границе Чернигово-Сиверской земли.
Чернигов как город начал формироваться в конце VII в. и был центром поселения восточнославянских племен сиверян. Позднее вошел в состав Киевской Руси и был центром политической и экономической жизни Черниговского княжества. Чернигов богат на древние церковные сооружения Спаский, Борисоглебский, Успенский соборы и ряд церквей постройки ХII –XIII веков.
Новгород-Сиверский по археологическим данным возник в конце Х века из древнерусской приграничной фортеции. Впервые город упомянут в "Поучении Владимира Мономаха своим детям", где описывается поражение половецкого отряда близ города. В конце ХI в. Новгород-Сиверский становится столицей Сиверского княжества. История города тесно связана с деятельностью киевской династии Ольговичей и Давидовичей. Так Игорь Святославович, известный тем, что разбил половецких князей Кончака и Кобяка, в 1185 г. потерпел поражение и попал в плен, из которого через год сбежал. Рассказ о неудачном походе князя Игоря стал сюжетом шедевра древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". В Новгород-Сиверском создан историко-культурный музей-заповедник "Слово о полку Игореве". В музейный комплекс входят древние памятники: древнерусскому певцу Бояну, князю Игорю, Ярославне.
Древний город Путивль впервые упоминается в летописи 1146г. В Путивле пребывала Ярославна, жена новгород-сиверского князя Игоря. Плач Ярославны во время похода Игоря против половцев – один из самых поэтичных эпизодов "Слова о полку Игореве". Интерес представляют и ряд церковных сооружений периода Киевской Руси.
К старейшим городам относится Переяслав-Хмельницкий. Переяслав – Хмельницкий (до 1943г. Переяслав) впервые упомянут в договоре между Русью и Византией, датированном 907г., где он упоминается, как один из наиболее крупных городов-крепостей Киевской Руси. Архитектурные памятники периода Киевской Руси в городе не сохранились. Интересными экскурсионными объектами являются церковные сооружения и сама история города.
Входящий в систему туристического маршрута "По древнерусским городам" г. Канев расположен на горах: Княжей, Московке, Пипенковой. Здесь поселение существовало еще в эпоху бронзы. Первое упоминание датируется 1144г. Во времена Киевской Руси Канев был форпостом на ее южных границах.
Тематическое направление "Монастырские комплексы Среднего Приднепровья" включает города: Киев - Переяслав-Хмельницкий – Черкасы – Днепропетровск - Лубны – Прилуки – Путивль – Новгород-Сиверский –Чернигов – Киев. Маршрут радиально-кольцевой; автобусный; индивидуально-групповой.
В г. Киеве в маршрут включены:
Киево-Печерская лавра. Православный монастырь, основанный в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием в пещерах в околицах Киева. В ХІ в. Монастырь стал центром распространения и утверждения христианства в Киевской Руси. В ХІІ в. Получил титул Лавры – главного великого монастыря. В Киево-Печерской лавре работали известные летописцы (Нестор, Никон, Сильвестр). На территории Лавры проводилось большое строительство. В частности сооружены: Успенский собор, Троицкая надбрамная церковь, оборонные стены вокруг монастыря, кельи монахов, ансамбли Дальних и Ближних пещер, которые создают архитектурный ансамбль и воспроизводят лучшие традиции древнерусской архитектуры.