Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:51, курсовая работа
Вопрос, где и как провести ежегодный отпуск или выходные дни, возникает практически перед каждым человеком в любой стране. Огромные возможности в этом отношении предоставляет туризм.
Хорошо организованный активный отдых в любое время года привлекает многих людей. Участие в туристских походах и путешествиях способствует укреплению здоровья, дарит незабываемые впечатления от знакомства с новыми местами. Велико также и воспитательное значение туристско-экскурсионных мероприятий. Они позволяют лучше узнать историю и традиции народа, познакомиться с достопримечательными памятниками старины и красотами родной природы.
Украина – одно из самых больших государств в Европе и богата на разнообразные природно-рекреационные ресурсы, многочисленные памятки, которые отражают ее многовековую историю и культуру. Среди них наибольшее значение имеют историко-культурные памятки времен государства "Киевская Русь" (ІХ – ХІІ ст.) и периода национально-освободительной борьбы украинского народа в XVII в., архитектурные памятники (оборонные, культовые, гражданские) разных эпох и стилей; музеи, где собраны ценные коллекции произведений искусств; места, связанные с жизнью и творчеством выдающихся деятелей истории, науки и культуры; мемориальные комплексы и т.д.
Введение 3
Раздел 1. Общая характеристика автомобильного туризма 6
1.1 Организация плановых автомобильных путешествий 6
1.1.1 Автобусные путешествия 7
1.2 Автомобильные путешествия с использованием личного автотранспорта 12
1.2.1 Прокат автомобилей 13
1.3 Организация самодеятельных путешествий 14
Раздел 2. Развитие автотуризма в Украине 18
2.1 Исторический аспект развития автотуризма в Украине 18
2.2 Комплексная характеристика ресурсов Украины, как потенциала для развития автотуризма 21
2.3 Национальная система туристско-экскурсионных маршрутов Украины 23
2.4 Достижения и проблемы современного этапа развития автотуризма в Украине 29
Выводы 32
Список использованных источников 35
Александр Волошановский. Автомобильный туризм 37
Организация движения в автомобильном путешествии 39
Автотранспорт в туризме
17. Федорченко В.К., Костюков О.М. Історія екскурсійної діяльності в Україні: Навч. посібник. -К.: Кондор, 2004. -166с.
18. Харитонов Є.О., Харитонова О.І. Правове регулювання перевезень в Україні: навчальний посібник: Х.: Одіссей, 2006. -560с.
Автомобиль как средство передвижения открывает широкие возможности для туризма, но предъявляет автотуристу ряд дополнительных требований (отличное знание материальной части, безупречная техника вождения по любым дорогам, умелая эксплуатация и обслуживание автомобиля, большая физическая выносливость в связи с длительными переездами и преодолением различных препятствий). Автомобильный туризм требует особенно тщательной подготовки путешествия.
Лучше всего путешествовать группой из нескольких автомобилей. Туристы, едущие на одном автомобиле, особенно на дальние расстояния или по сложному маршруту, в пути могут столкнуться с различными осложнениями, из которых без посторонней помощи выйти будет трудно. Группу автотуристов надо подбирать так, чтобы участники преследовали одинаковые цели. В группе должно быть не более 6-8 автомобилей, иначе трудно сохранять строй колонны и намеченный ритм движения. Целесообразнее и проще организовать поездку 6-8 туристов на 2-3 автомобилях. Желательно на каждом из них иметь 2 водителей: подменяя друг друга, они смогут отлично отдохнуть в пути. Не всегда выполнимо, но рекомендуется подобрать однотипные марки автомобилей: это позволит всей колонне двигаться с одинаково высокой скоростью и везти с собой хорошо подобранный ассортимент запасных частей: -) Выбор маршрута и его протяженность в автомобильном путешествии зависят от количества дней, отведенных на поход, состояния дорог, времени года, количества и квалификации водителей, физической подготовленности и возраста участников, состояния автомобилей и материальных возможностей группы.
При разработке маршрута рекомендуется треть времени, отводимого на путешествие, но не менее 5-10 дней, планировать для отдыха на месте, включая поездки и экскурсии. Остальное время затрачивается на прохождение маршрута из расчета: до 500 км в день - при движении по автомагистралям и отличным шоссе; до 300 км - по хорошо асфальтированным или мелкощебенчатым дорогам; до 200 км - по неблагоустроенным и нетяжелым горным дорогам; до 100 км - по тяжелым горным и проселочным дорогам.
На основании собранных сведений о маршруте рекомендуется составить и распечатать портативную маршрутную карту. В плане маршрута следует предусмотреть:
дни и время прохождения городов и других населенных пунктов (зафиксировав расстояния между ними в убывающем порядке, чтобы заранее знать, сколько надо проехать в течение дня до следующего пункта);
дни и места профилактики, время для радиальных маршрутов, осмотра музеев и других экскурсионных объектов;
дни и места ночлегов.
В смете, кроме обычных путевых затрат, предусматриваются расходы на бензин, смазочные материалы, техобслуживание, ночлеги, питание, посещение музеев, а также резерв денежных средств на случай вынужденного ремонта.
К автомобильному путешествию надо серьезно подготовиться. Прежде всего, следует хорошо изучить автомобиль. За 1-2 месяца до путешествия нужно совершать тренировочные выезды за город в выходные дни, постепенно удлиняя дневной путь к концу тренировки и усложняя маршруты. В таких поездках надо изучать способы регулировки карбюраторов, электрооборудования, тормозов и других агрегатов, научиться правильно и быстро монтировать и демонтировать шины. Очень важна физическая подготовка всех участников поездки.
В первые дни путешествия не следует делать больших переходов. Ночью ездить не рекомендуется, но, если возникла такая необходимость, ехать надо медленно и быть чрезвычайно осторожным. Если при встрече с другим автомобилем свет фар ослепил водителя, глазам нужно дать отдых, чтобы вернуть им способность хорошо различать предметы; для этого следует притормозить, осторожно ехать к краю дороги, остановиться и выждать. Ни в коем случае нельзя ехать на ощупь. Можно порекомендовать хороший способ: пристроиться к впереди идущему автомобилю и следовать за ним на необходимом расстоянии с включенными подфарниками, чтобы не ослеплять водителя идущего впереди автомобиля через зеркало заднего вида. Езда в сумерках, в полутьме также требует большой осторожности, поскольку отдельные предметы трудноразличимы и все сливается с окружающей обстановкой.
Усталость водителя - одна из причин аварий. Однообразие движения на шоссе, монотонность работы двигателя постепенно притупляют остроту реакции водителя, его клонит к дремоте. В таких случаях надо немедленно остановиться, выйти из автомобиля, проделать энергичную зарядку. Если это не поможет, остановиться и подремать до восстановления бодрости.
Если группа состоит из 3-5 автомобилей, останавливаться на привал и ночлег можно в любом месте, установив дежурство (от которого водители освобождаются). Удобнее всего выбрать место ночлега, конечно же, в "организованном" месте: кемпинге, отеле и т.д. Там за небольшую плату обеспечивается охрана автомобилей, предоставляется ряд удобств, в том числе очаги для приготовления пищи, душ, продукты, почта, телефон, возможность зарядить мобильные телефоны и т.д. Почти во всех придорожных кемпингах и отелях имеются смотровые ямы и мойки для автомобилей.
На остановках "неорганизованных" для безопасности разжигать костер, примус или плитку надо подальше от автомобиля и с таким расчетом, чтобы ветер дул от него к огню.
Опасно останавливаться в высохших руслах горных рек и ручьев. Даже при отсутствии дождя из-за ливней далеко в горах в таких руслах может внезапно появиться вода и образоваться бурные потоки. Учитывая, что большую часть времени автотуристам приходится сидеть, на стоянках полезно периодически совершать пешеходные экскурсии, прогулки и т.п.
Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:
1) организация автобусных путешествий;
2) организация путешествий на личном транспорте туристов;
3) прокат автомобилей.
Автобусные путешествия Международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м гг. XX в. До этого в разных странах автобусы использовались в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок.
В 1986 г. в странах Европы в связи с обострением конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было создано объединение автобусных перевозчиков - Совет "Евролиний" ("Eurolincs"), куда вошли 33 европейских партнера. Автобусные компании выступили под одной торговой маркой, выработали общую систему автобусного сообщения по сквозным билетам с общими стандартами сервиса, правилами и системой скидок. Сегодня "Eurolines" - одна из ведущих компаний на рынке. Она обслуживает более 250 маршрутов по всей Европе, и в нее входят 35 европейских автобусных компаний. С 1992 г. "Eurolines" стала работать и в Восточной Европе.
Подписание Шенгенского соглашения дало новый толчок к развитию автобусных перевозок, позволив упростить многие формальности. В 90-х гг. среднегодовой рост автобусного туризма составлял в среднем около 1,5%.
Европейская конференция министров транспорта (1984 г) выделяет три вида автобусного туризма:
1) поездки на рейсовых автобусах;
2) поездки на челночных автобусах;
3) специальные (чартерные) рейсы.
В отдельную группу выделяются внутренний туризм и поездки в течение дня с различными целями (экскурсии в течение дня, челночное обслуживание аэропортов и т.д.).
Будучи экономическим видом туризма, доступным широким слоям населения, автобусный туризм постоянно развивается. До сих пор наблюдается тенденция к росту его объемов. Приоритет отдается автобусным турам выходного дня - довольно популярны 2-3-дневные поездки по городам Европы в экскурсионно-познавательных целях. На втором месте по популярности - маршрутные туры продолжительностью 1-2 недели по городам Европы также с экскурсионно-познавательными целями.
Сезонность при организации автобусных туров не играет такой большой роли, как в других поездках. Фактически автобусные туры осуществляются в течение всего года. Некоторый спад спроса наблюдается в январе-феврале. В течение этих двух месяцев обычно на одном маршруте "занят" один автобус.
По мнению специалистов, при всей важности ценового аспекта конкуренция на рынке автобусных туров наблюдается в области разнообразия маршрутов и качества обслуживания.
Открытие движения на регулярных международных маршрутах регламентируется двусторонними правительственными соглашениями, а транзит через третьи страны требует разрешения Комитета по транспорту при Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК).
Для упрощения договоров на международные перевозки в рамках Женевской конвенции от 1 марта 1973 г. принята Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа. Дальнейшие упрощения международных перевозок зафиксированы Гаагской (1989 г) декларацией по туризму и Шенгенским соглашением для членов Европейского союза.
Организация туристских перевозок в рамках стран СНГ регулируется постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ "Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма" от 29 октября 1994 г. и другими актами.
В соответствии с Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами (АСОР), принятым в Дублине 26 мая 1982 г., для нерегулярных международных пассажирских перевозок в странах Восточной и Западной Европы используется контрольный документ (листы поездок), который должен находиться на борту автобуса.
В связи с этим Министерство транспорта РФ приняло решение от 07.02.97 г. № ЛШ-6/60 "О применении унифицированного комплекта листов поездки (контрольный документ с номером) на международном нерегулярном пассажирском автобусном сообщении между Россией и европейскими странами: Бельгией, Германией, Голландией, Испанией, Польшей, Словенией, Чехией и Югославией".
В Европе в законодательном порядке устанавливаются общие для всех требования безопасности при организации автобусных туров.
Существует проект по ограничению скорости автобусов до 100 км/час. Это должно благотворно повлиять на окружающую среду, но может резко снизить конкурентоспособность автобусов по отношению к другим видам транспорта. Такие ограничения уже введены в большинстве западно-европейских стран, а также в некоторых восточно-европейских странах (например, в Хорватии).
Пока же туроператору, организующему автобусные туры, при планировании маршрутов в страны Европы необходимо учитывать скоростные и другие ограничения, существующие в разных странах.
Для совершения туристских поездок в страны Европы необходимо также оформление специальной страховки (помимо медицинской) - гак называемой зеленой карты (страхование автогражданской ответственности в пользу третьих лиц при виновности застрахованного - International Motor Insurance Card).
В Европе серьезное внимание уделяется состоянию автобусов, используемых под туристские перевозки. Так, во многих странах запрещена работа автобусов на туристских маршрутах, если их срок эксплуатации превышает 8 лет. В соответствии с европейским законодательством автобусы также должны проходить всесторонний технический контроль каждые шесть месяцев. И хотя по закону таможенники стран Европейского союза и восточно-европейских стран не могут проверить состояние дорожного транспорта и продолжительность пребывания за рулем шофера, в случае больших сомнений они могут прибегнуть к помощи полиции и жандармерии, работающих на таможенном пункте.
В соответствии с решениями Европейской конвенции по работе экипажей транспортных средств с 24 апреля 1995 г. все автобусы с числом мест более 9 должны быть обязательно оборудованы тахографами.
Это требование относится ко всем транспортным средствам, участвующим в международных перевозках, в том числе и к российским. В случае его невыполнения эксплуатация автобуса будет запрещена.
Тахограф - это бортовой прибор для объективного контроля и учета работы автомобиля и водителя. Он автоматически показывает и записывает скорость движения, текущее время, пробег, различные периоды труда и отдыха водителя. Записи производятся на именных диаграммных дисках (тахограммах) и дают полную картину всего рабочего дня водителя.
Права и обязанности перевозчика и туристов регламентируются договором на перевозку, договором на туристское обслуживание и ваучером.
Автобусные путешествия могут быть организованы на собственных автобусах, принадлежащих туристским фирмам, а также на арендованных автобусах, принадлежащих независимым автотранспортным предприятиям (АТП) Министерства транспорта РФ.
Как правило, российские фирмы работают с арендованными автобусами. С такими АТП туристская фирма заключает специальный договор на аренду автобуса под туристские перевозки.
Путешествия с использованием личного транспорта туристов Организация пакетного тура автомобильного путешествия включает весь набор услуг, за исключением транспортных. Однако специальную помощь в организации передвижения туристов по маршруту на своих автомобилях туристская фирма все же оказывает. Это отражается на специфике организации автомобильных туров.
Самые распространенные для этого вида путешествий - поездки выходного дня. По видам туризма наиболее популярными автотурами являются оздоровительные (выезд на природу или к местам отдыха) и познавательные (поездки к историческим или культурным памятникам).