Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:05, контрольная работа
Цель данного исследования - анализ туристского потенциала Алтайского края и разработка оригинального туристического маршрута.
В соответствии с намеченной целью, в настоящей работе были поставлены и реализованы следующие задачи:
ў сформулировать определение туристских ресурсов и туристского потенциала, культурного и природного наследия;
ў определить основные составляющие историко-культурного туристского потенциала;
ў сформулировать методологические основы анализа природно-рекреационого и историко-культурного потенциала Алтайского края;
ў рассмотреть перспективы развития туризма в крае;
ў определить и экономически научно обосновать комплекс мер по разработке оригинального туристического маршрута, продвижению его на рынок.
Введение
Глава 1. Понятие туристских ресурсов и туристского потенциала
1.1.Определение туристских ресурсов и туристского потенциала
1.2. Культурное и природное наследие
1.3. Основные составляющие историко-культурного туристского потенциала
1.4. Особо охраняемые природные территории как основа природно-рекреационного туристского потенциала
Глава 2. Анализ туристского потенциала Алтайского края
2.1.Анализ природно-рекреационого потенциала Края
2.2.Анализ историко-культурного потенциала Алтайского края
2.3. Перспективы развития туризма в крае
Алтайский край, как туристический объект
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие туристских ресурсов и туристского потенциала
1.1.Определение туристских ресурсов и туристского потенциала
1.2. Культурное и природное наследие
1.3. Основные составляющие историко-культурного туристского потенциала
1.4. Особо охраняемые природные территории как основа природно-рекреационного туристского потенциала
Глава 2. Анализ туристского потенциала Алтайского края
2.1.Анализ природно-рекреационого потенциала Края
2.2.Анализ историко-культурного потенциала Алтайского края
2.3. Перспективы развития туризма в крае
Введение
Туризм - это особый вид человеческой деятельности, который направлен на определенное перемещение человека в пространстве или же по какой-то отдельно взятой территории. Зачастую туризмом можно назвать активный отдых. Люди, предпочитающие не сидеть дома у телевизора, а с пользой провести свободное время на воздухе, это может быть в горах, возле озер, в лесу или в любом другом месте, где человек может свободно слиться с природой воедино, выбирают туризм как способ отхода от повседневности. Более того, этот вид деятельности можно условно разделить на два вида. Это туризм, который связан, непосредственно с походами, покорением горных вершин и склонов, спуском по бурным речным потокам и тому подобные экстремальные времяпровождения. И на более культурный туризм. Он состоит в таком же передвижении человека по определенной территории, но с помощью определенного транспортного средства и подразумевает под собой посещение различных культурных, духовных и исторических памятников, а также посещение наследия нашего прошлого.
Туризм благотворно влияет на здоровье и организм человека, потому как при этом повышается иммунитет, легкие вдыхают свежий, не загазованный, воздух, а мышцы укрепляют свое строение.
Для большинства стран туризм играет огромную роль в экономике, решает проблемы в стимулировании социального развития регионов, а также в поступлении значительных средств в государственную казну. На долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Россия с ее уникальным ресурсным наследием имеет огромный потенциал для развития въездного и внутреннего туризма. Однако сегодня ее доля в мировом туристском обороте составляет немногим более одного процента.
Развитие экономических отношений в ключе рыночных концепций привело к достаточно жесткой конкуренции туристских продуктов. На мировом туристском рынке России непросто завоевать себе позиции в качестве конкурента развитых в туристском отношении стран, в особенности "пляжных". Классические направления (солнце, море и песок) с избытком предлагаются во всем мире и находятся под жестким прессом конкуренции. Классический туризм уступает место познавательному, в том числе, историко-культурному туризму, под которым имеется в виду индивидуальные и семейные путешествия туристов с целью наиболее интеллектуально, с учетом развития собственного человеческого потенциала, использование своего свободного времени.
С начала восьмидесятых годов прошлого века одним из приоритетов путешествий - является экотуризм как туризм, целью которого служит охрана природы. Это заставляет говорить о феномене так называемого экологического туризма, особого сектора туристской области, который, по некоторым оценкам, уже охватывает более десяти процентов туристского рынка, а темпы его роста в два три раза превышают соответствующие темпы во всей индустрии туризма.
Экологический туризм отличается от просто туризма иным подходом к нагрузкам и природе. Он предполагает очень бережное отношение к природе и человеку в ней. Ведь для современного человека, привыкшего проводить целый день за компьютером в офисе, уже само длительное нахождение на природе совершенный экстрим. Человек может потерять сознание от качественного дыхания свежим воздухом вместо дыма большого города. Экотуризм - это что-то среднее между неторопливой прогулкой и экстримом. Он созерцателен и познавателен одновременно. Он в меру спортивен и достаточно вальяжен. Специальной подготовки от путешественника не требуется, наслаждаться походами по диким местам может практически любой. Главное - не забывать основной принцип экологических путешествий - не вредить природе.
Природно-рекреационного ресурсы и историко-культурный потенциал - фактор развития туристской индустрии, без знания о методах исследования, оценки и использования которых невозможно осуществить грамотное развитие туризма и отдыха.
В настоящем исследовании Алтайский край рассматривается в качестве одного из центров развития историко-культурного туризма в России. Здесь до наших дней сохранились замечательные объекты духовной, материальной и хозяйственной культуры, которые и составляют особую ценность.
Республика Алтай находится в самом центре Азии на стыке сибирской тайги, степей и полупустынь. Эта самая высокогорная территория Сибири имеет чрезвычайно живописные ландшафты. Одной из ключевых слагающих потенциала развития края является туристско-рекреационный комплекс. Проведенный в данном исследовании анализ показывает, что Алтайский край имеет возможность своего позиционирования как регион:
o "альпийского типа" - для жителей Сибири, России и зарубежных гостей;
o массовой рекреации - для жителей Сибири, в том числе на основе социальных программ, региональных и федеральных программ оздоровления и отдыха;
o инновационных форм оздоровления и лечения;
o детско-юношеского активного и познавательного туризма, отдыха.
Основными предпосылками создания на территории Алтайского края международного туристско-рекреационного комплекса являются уникальный природный, экологический и ресурсный потенциал Алтайского края:
ландшафты и концентрация природных зон. Уникальность Алтайского края заключается в наличии на его территории практически всех природных зон России: горной и предгорной (альпийской), лесной (таежной), степной и лесостепной;
концентрация до 5-7 природно-рекреационных и лечебных факторов на территории ряда районов края и высокое международное качество данных факторов. К основным рекреационным и лечебным факторам относятся: климат, наличие лечебных грязей, глины, минеральных и лечебных вод, чистых водных ресурсов, биоресурсов и др. По ряду показателей (благоприятные метеорологические и климатические параметры, аэроионизация и озонирование, чистота горных рек и др.) Алтай находится на достаточно высоком уровне;
наличие большого числа природных объектов и памятников, привлекательных для туристов. Среди основных объектов - горы, пещеры, озера, реки, ландшафты. Благодаря естественным перепадам высот в Алтайском крае функционирует 27 горнолыжных трасс длиной от 250 м до 2700 м;
широкий набор видов и наличие больших запасов минеральных и биологических ресурсов. В крае имеются уникальные ресурсы (огромная группа лекарственных растений, минеральные лечебные воды и грязи, биоресурсы) для развития индустрии услуг и товаров, связанных с оздоровлением, лечением, питанием, косметологией и т.д. К числу основных видов использования природных и биологических ресурсов относятся: бальнеотерапия, грязелечение, пантолечение, фитолечение, климатолечение, аэроионотерапия и др. Также широко известны в Российской Федерации продукция сельского хозяйства и переработки, пчеловодства, БАДы на основе местного сырья, возможности охоты и рыболовства в крае.
Тема данного исследования была и остается актуальной. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 89 субъектов, в зависимости от интереса, который проявляют туристы к природному и культурному потенциалу России, она условно разделена на специализированные туристские зоны. Одна из таких зон - Горный Алтай. Здесь можно отдохнуть и подлечиться, сходить в походы, покататься на горных лыжах. Вместе с тем в индустрии туризма пока не сложилась эффективная система рыночных отношений, налицо пока низкий уровень сервиса, слабое нормативное обеспечение. Тем не менее, туризм оказывает огромное влияние на сохранение и развитие природного, исторического и культурного потенциала регионов России, является важным средством физического развития и духовного воспитания населения, особенно молодежи.
Новым направлением в туристическом бизнесе является развитие сельского туризма на основе устойчивого использования природных и культурных ресурсов. Руководство Алтайского края активно развивает этот сектор туризма.
Цель данного исследования - анализ туристского потенциала Алтайского края и разработка оригинального туристического маршрута.
В соответствии с намеченной целью, в настоящей работе были поставлены и реализованы следующие задачи:
ў сформулировать определение туристских ресурсов и туристского потенциала, культурного и природного наследия;
ў определить основные составляющие историко-культурного туристского потенциала;
ў сформулировать методологические основы анализа природно-рекреационого и историко-культурного потенциала Алтайского края;
ў рассмотреть перспективы развития туризма в крае;
ў определить и экономически научно обосновать комплекс мер по разработке оригинального туристического маршрута, продвижению его на рынок.
Объектом данного исследования являются туристские ресурсы Алтайского края, а предметом исследования - природно-рекреационный и историко-культурный потенциал Алтайского края.
Теоретическую базу исследования составили труды современных исследователей в области географии, туризма и природопользования, таких как Супруненко П.П., Супруненко Ю.П., Боголюбова В.С., Орловской В.П., Преображенского В.С. и др. Кроме того для проведения данного исследования были использованы материалы региональных научно-практических конференций.
Нормативную базу исследования составляет совокупность действующих нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области туризма, включая Конвенцию ЮНЕСКО об охране Всемирного культурного и природного наследия.
Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Также используются частно-научные методы: системный, формально-логический, сравнительно-правовой.
Глава 1. Понятие туристских ресурсов и туристского потенциала
1.1.Определение туристских ресурсов и туристского потенциала
Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов, которые являются объектами туристского интереса, потенциально способными удовлетворять потребности людей, возникающие у них в процессе занятий туризмом. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризма не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.
Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма является туристский интерес и туристское впечатление.
Туристский интерес перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности в конкретной, частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристско-рекреационных ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса.
Объекты туристского интереса достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социально-культурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребления туристских услуг. Однако для того, чтобы эти объекты были бы реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которая обеспечит:
- доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествия именно в эту местность и к этому объекту;
- достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности;
- размещение;
- питание;
- развлечение.
Туристское впечатление комплекс эмоций, в большинстве положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникших или достигнутых им в результате потребления туристских работ (услуг), приобретения туристского продукта.
Однако чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов, в первую очередь ресурсов рекреационых.
Определение рекреационного потенциала, а точнее "рекреационного потенциала ландшафта" дано в толковом словаре по охране ландшафтов. Определение гласит: - "Рекреационный потенциал ландшафта - совокупность природных и культурных условий, оказывающих положительное влияние на человеческий организм и обеспечивающих путем сочетания физических и психических факторов восстановление работоспособности человека . Одним из весьма существенных в этом определении служит слово совокупность. Именно поэтому термин "потенциал", при всей его близости термину "ресурс", отличается от последнего тем, что хотя и применяется в форме единственного числа, но всегда подразумевает совокупность характеристик, предметов, явлений.
Еще одно отличие потенциала от ресурса состоит в том, что потенциал достаточно четко связан с конкретной задачей, для решения которой он определяется, в то время как ресурс хотя и рассматривается в контексте своего назначения, но его связь с конкретным пользователем не столь определенна. Так, например, водный ресурс или водные ресурсы территории могут использоваться и туристами, и промышленностью, и сельским хозяйством. То же самое относится и к лесным ресурсам. Если же мы говорим о туристском потенциале территории и оцениваем при этом его водный компонент, то сразу подразумеваем именно те свойства водоема или реки, которые существенны для их туристского использования.