Алтайский край как туристический объект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель данного исследования - анализ туристского потенциала Алтайского края и разработка оригинального туристического маршрута.
В соответствии с намеченной целью, в настоящей работе были поставлены и реализованы следующие задачи:
ў сформулировать определение туристских ресурсов и туристского потенциала, культурного и природного наследия;
ў определить основные составляющие историко-культурного туристского потенциала;
ў сформулировать методологические основы анализа природно-рекреационого и историко-культурного потенциала Алтайского края;
ў рассмотреть перспективы развития туризма в крае;
ў определить и экономически научно обосновать комплекс мер по разработке оригинального туристического маршрута, продвижению его на рынок.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие туристских ресурсов и туристского потенциала
1.1.Определение туристских ресурсов и туристского потенциала
1.2. Культурное и природное наследие
1.3. Основные составляющие историко-культурного туристского потенциала
1.4. Особо охраняемые природные территории как основа природно-рекреационного туристского потенциала
Глава 2. Анализ туристского потенциала Алтайского края
2.1.Анализ природно-рекреационого потенциала Края
2.2.Анализ историко-культурного потенциала Алтайского края
2.3. Перспективы развития туризма в крае

Вложенные файлы: 1 файл

Ксюна 2.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

-  Музей автоугона им. Юрия Деточкина.

Основные туристские предпочтения - это пешие походы и сплавы по горным рекам любой категории сложности, конный туризм, альпинизм, горнолыжный туризм и спелеотуризм, исторические экскурсии, охотничьи туры, а также рыбалка. Возможны автомобильные и велосипедные маршруты, конный туризм.

Большие расстояния между населенными пунктами способствуют развитию автомобильных туров. Главная автомобильная трасса Республики Алтай - Чуйский тракт, пересекающий горную часть Алтая с северо-запада на юго-восток. Чуйский тракт - единственная дорога федерального значения Горного Алтая. В древности это был караванный путь, соединявший Россию и Монголию. Воротами Чуйского тракта считается город Бийск. Семинский и Чике-Таманский ("Плоская подошва") перевалы Чуйского тракта признаны памятниками природы республиканского значения.

Один из популярных пеших туристских маршрутов - трекинг к подножию наивысшей точки Горного Алтая г. Белуха (4506 м). Хорошо подготовленные туристы совершают восхождение к вершине. Самый интересный объект спелеотуризма - глубочайшая пещера Сибири и Дальнего Востока "Шахта Алтайская" (глубина более 300 м, протяженность несколько километров).

В районах, не располагающих привлекательными достопримечательностями, развивается сельский туризм. Местные жители предлагают рыбалку на горных реках, организуют фольклорные программы, экскурсии на пасеки и в мараловодческие хозяйства.

Конные маршруты проходят по малозаселенным территориям Горного Алтая. Многие турбазы организуют конные прогулки для всех желающих, а также конные маршруты для более подготовленных туристов.В селе Полковниково Косихинского района находится государственный мемориальный музей космонавта Германа Титова, в с. Сростки Бийского района - Всероссийский мемориальный музей-заповедник Василия Шукшина.

Среди составляющих уникального культурно-историческое потенциала Алтайского края имена и фигуры культурно-исторического значения общероссийского и международного масштаба, связанные с Алтайским краем: И. Пырьев, Г. Титов, В. Золотухин, Н. Рерих, П. Паллас, А. Гумбольдт, А. Брем и др. Десятки тысяч людей собирает ежегодно в конце июля Всероссийский Шукшинский кинофестиваль, основные торжества которого принимает гора Пикет в с. Сростки. Многочисленные памятники, связанные с историей освоения региона разными народами, историей столкновений и взаимодействия цивилизаций и культур на территории Алтая. В крае наличествуют и активно посещаются туристами культурно-исторические памятники и культурные ресурсы макрорегионального, общероссийского и мирового уровня (например, пещера Аю-Таш (Денисова пещера), Сентелекский комплекс "Царский курган", Колыванско-Змеиногорский горнорудный комплекс); наличие базовой инфраструктуры (сети организаций культуры и искусства) для "культурного" туризма. В настоящий момент на территории края идет формирование системы музеев-заповедников - современного формата культурных парков.

Алтайский край - наиболее освоенный, масштабный и развитый туристический регион в Западной Сибири. В 2007 году турпоток в регионе составил более 850 тыс.человек без учета экскурсантов. В крае функционирует более 380 субъектов инфраструктуры туризма. Существуют развитые локальные туристические центры (левобережье реки Катуни, город Белокуриха, Горная Колывань, группа озер Завьяловского района и др.). Федеральный курорт Белокуриха обладает развитой лечебной и санаторно-курортной базой: 11 санаториев, 5 пансионатов, 4 гостиницы и 2 отеля. Здесь ежегодно отдыхают и поправляют здоровье около 100 тыс.человек; регион имеет перспективы стать лидером в развитии технологий оздоровления, медицины и отдыха в масштабе Сибири в целом. По наличию лечебной базы и технологической платформы Алтайский край - лидер в Западной Сибири.

Основная предпосылка развития на территории Алтайского края международного туристско-рекреационного комплекса состоит не только в наличии отдельных возможностей туризма, отдыха, оздоровления и лечения, но и в их комплексности и взаимосвязи, создающих мультипликативные эффекты.

2.3. Перспективы развития туризма в крае

Предприятия, нацеленные на перспективное развитие, стремятся к стабильной, наиболее приемлемой в сложившихся условиях хозяйствования деятельности, формированию наиболее рациональной структуры ресурсов и поиску резервов. Сопоставление активов с источниками их финансирования дает основание судить о степени устойчивости его финансового положения. Совокупность данных определяющих факторов - наличие имущественного потенциала и стабильное финансовое состояние предприятия - формируют, в свою очередь, экономический потенциал.

Таким образом, говоря об экономическом потенциале, мы имеем в виду способность хозяйствующего субъекта к развитию в условиях меняющейся внешней среды, приводящую к приращению собственности на основе выявления резервов и более рационального использования ресурсов. Принятие обоснованных и эффективных управленческих решений, базирующихся на научной основе, невозможно без тщательной проработки вопросов анализа экономического потенциала с установлением причинно-следственных связей между факторами, его определяющими. При этом важно, наряду с основными факторами внешней и внутренней среды предприятия, способными оказать влияние на производственную и финансовую деятельность экономического субъекта, учитывать и такой из них, который в чистом виде не может быть отнесен к указанным группам факторов, т. е. речь идет об отраслевой специфике.

Рассмотрим особенности анализа экономического потенциала Алтайского края, связанного с туристским бизнесом, как одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики.

В современном мире ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать туризм как объект собственных исследований и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс проблем, с ним связанный. Эта мысль прослеживается в работе авторского коллектива Российской международной академии туризма . Именно поэтому, когда заходит речь о туризме, возникает вопрос о том, что же это за явление. В ст. 3 гл. II Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", одобренном Советом Федерации от 24.11.1996 № 132-ФЗ, имеется указание на то, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ. Таким образом, туризм рассматривается как самостоятельный вид экономической деятельности, т. е. деятельности по обслуживанию туристов.

Климатические условия и особенности рельефа Алтайских предгорий приобретают среди туристов все большую популярность. Тем не менее, отсутствие современной инфраструктуры препятствует туристическому освоению большинства потенциально привлекательных районов.

Оценивая сложившуюся ситуацию можно предположить, что, в первую очередь, востребованность районов как площадок для развития частного туристического бизнеса будет зависеть от его природно-ландшафтного потенциала, транспортной доступности, наличия услуг современной связи и близости к традиционно посещаемым туристским местам.

Таким образом, критериями оценки туристско-рекреационной привлекательности территорий являлось наличие следующих факторов:

1. Природно-климатические условия (разнообразие природных ландшафтов, наличие водных объектов, средняя температура воздуха, высота снежного покрова, количество солнечных дней в году и др.).

2. Наличие объектов показа, эстетическая и рекреационная ценность территории, в том числе:

- наличие природных ресурсов: водные объекты пригодные для сплава, купания, памятники природы, уникальные природные комплексы, пещеры, скалы, живописные ландшафты, возможности рыбалки, охоты и др.;

- наличие историко-культурных ресурсов: памятники истории и архитектуры, музеи, памятники археологии, традиционные народные ремесла и промыслы и др.

3. Количество и качество вспомогательных услуг, включая наличие мобильной связи, обеспечение мест размещения.

4. Транспортная доступность, качество автодорог.

5. Существующий или скрытый спрос на туристические услуги.

6. Возможность организации маршрутов различной категории сложности и развития различных направлений туризма (экологический туризм, горнолыжный туризм, водный туризм, конный туризм, пеший туризм, туры выходного дня и др.).

В полной мере эти факторы сегодня представлены лишь в Алтайском, Смоленском районах и городе-курорте Белокуриха.

Тем не менее, существует группа районов на юге края - Змеиногорский, Курьинский, Краснощековский, Чарышский и Солонешенский, которые при относительно низком развитии транспортной и туристической инфраструктуры являются наиболее привлекательными в плане освоения, прежде всего благодаря естественным природным ландшафтам, историческим памятникам и мягкому климату.

В настоящий момент темпы инвестиционного роста, осуществление федеральных проектов на территории Алтайского края, постепенная структуризация сферы туризма, реализуемые и планируемые инвестиционные проекты бизнеса и рыночные возможности формируют базу для реализации стратегии формирования на территории Алтайского края современного туристско-рекреационного комплекса международного значения. Стратегическая цель заключается в создании предгорного ландшафтно-экологического туристического региона (дестинации) для отдыха и оздоровления жителей Сибири, Российской Федерации и туристов из других стран.

В аспекте специализации стратегия создания современного туристско-рекреационного комплекса международного значения включает развитие четырех взаимосвязанных (интегрированных) направлений (специализаций, субкластеров) алтайского туристического кластера:

Алтайский край - федеральная здравница Сибири - федеральный общесибирский курортно-бальнеологический и медицинский центр, созданный на основе современных технологий оздоровления и лечения и местных природных ресурсов;

Алтайский край - всероссийский центр активного и спортивного горно-ландшафтного туризма и отдыха;

Алтайский край - регион туризма общероссийского и международного значения;

Алтайский край - сибирский игорно-развлекательный центр  - основной сибирский центр отдыха и развлечений для всех категорий потребителей.

Основными предпосылками создания на территории Алтайского края международного туристско-рекреационного комплекса являются уникальный природный, экологический и ресурсный потенциал Алтайского края:

       ландшафты и концентрация природных зон. Уникальность Алтайского края  заключается в наличии на его территории практически всех природных зон России: горной и предгорной (альпийской), лесной (таежной), степной и лесостепной. Уникальность природного комплекса признана на международном уровне - Алтайские горы находятся в числе пяти природных объектов мирового наследия ЮНЕСКО в Российской Федерации. По природному потенциалу Алтай, безусловно, входит в первую пятерку природных "туристических регионов" Российской Федерации  (наряду с Байкалом, Карелией, Уралом и др.);

       концентрация  до 5-7 природно-рекреационных и лечебных факторов на территории ряда районов края и международное качество данных факторов. К основным рекреационным и лечебным факторам относятся: климат, наличие лечебных грязей, глины, минеральных и лечебных вод, чистых водных ресурсов,  биоресурсов  и др. По ряду показателей (благоприятные метеорологические и климатические параметры, аэроионизация и озонирование, чистота горных рек и др.) Алтай находится на достоточно высоком уровне и опережает всемирно известные курортно-рекреационные центры (например, Швейцарию);

       наличие большого числа природных объектов и памятников, привлекательных для туристов. Среди основных объектов - горы, пещеры, озера, реки, ландшафты (среди основных - горы и хребты, Горная Колывань, реки Бия, Обь, Катунь, Чарыш, Песчаная и многочисленные водопады, Тавдинские и Кыркылинские пещеры, Денисова пещера, Алейская и Кулундинская степи, многочисленные пресные и соленые озера, ленточные боры и другие природные объекты);

       широкий набор видов и наличие больших запасов минеральных и биологических ресурсов.  В крае имеются уникальные ресурсы (огромная группа лекарственных растений,  минеральные лечебные воды и  грязи, биоресурсы) для развития индустрии услуг и товаров, связанных с оздоровлением, лечением, питанием, косметологией и т.д. К числу основных видов использования природных и биологических ресурсов относятся: бальнеотерапия, грязелечение, пантолечение, фитолечение, климатолечение, аэроионотерапия  и др. Также широко известны в Российской Федерации  продукция сельского хозяйства и переработки, пчеловодства, БАДы на основе местного сырья, возможности охоты и рыболовства в крае.

Природных лечебных ресурсов и сырья достаточно для организации в крае высокотехнологичного оздоровительно-медицинского кластера и продвижения определенных алтайских брендов и товарных групп на российском и международном рынках;

Уникальное культурно-историческое наследие:

       имена и фигуры культурно-исторического значения общероссийского и международного масштаба, связанные с Алтайским краем: И. Пырьев, В. Шукшин, Г. Титов, В. Золотухин, М. Евдокимов, Н. Рерих, П. Паллас, А. Гумбольдт, А. Брем и др.;

       многочисленные памятники, связанные с историей освоения региона разными народами, историей столкновений и взаимодействия цивилизаций и культур на территории Алтая. В крае наличествуют культурно-исторические памятники и культурные ресурсы макрорегионального, общероссийского и мирового уровня (например, пещера Аю-Таш (Денисова пещера), Сентелекский комплекс "Царский курган", Колыванско-Змеиногорский горнорудный комплекс, многочисленные курганы, историческая застройка Бийска и Барнаула и др.);

       наличие базовой инфраструктуры (сети организаций культуры и искусства) для "культурного" туризма. В настоящий момент на территории края идет формирование системы музеев-заповедников - современного формата культурных парков (на основе наиболее важных единиц (узлов) существующей сети музеев, археологического наследия и исторических памятников), которые в перспективе станут основой  "культурного"  туризма края;

       значительный социально-экономический потенциал развития туризма:

       особое положение Алтайского края среди российских туристических центров. Алтайский край  входит в десятку туристических центров общероссийского значения, которые составляют для российских потребителей своего рода "список для обязательного  посещения" (к таким центрам относятся Москва, Петербург, "Золотое кольцо России", Карелия, Краснодарский край, Урал, Байкал, Алтай, Дальний Восток и т.д.). Алтайский край - наиболее освоенный, масштабный и развитый туристический регион в Западной Сибири. Также Алтайский край - один из элементов позиционирования Сибири на российском, а в перспективе и международном туристических рынках;

       наличие накопленного инфраструктурного потенциала. В крае функционирует   до 300 субъектов инфраструктуры туризма. Существуют развитые локальные туристические центры (левобережье реки Катуни, город Белокуриха, Горная Колывань, группа озер Завьяловского района и др.). Федеральный курорт Белокуриха обладает развитой лечебной и санаторно-курортной базой: 11 санаториев, 5 пансионатов, 4 гостиницы и 2 отеля;

       регион имеет перспективы стать лидером в развитии технологий оздоровления, медицины и отдыха в масштабе Сибири в целом. По  наличию лечебной базы и технологической платформы Алтайский край - лидер в Западной Сибири.

Информация о работе Алтайский край как туристический объект