Анализ развития малого гостиничного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что индустрия гостеприимства, являясь частью сферы обслуживания в экономике страны, представляет собой один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики.
Цель курсовой работы – рассмотреть современное состояние и анализировать процесс развития малого гостиничного бизнеса в Российской Федерации.
Цель данной работы определяет задачи исследования:
1. Ознакомиться с историей становления гостиничного хозяйства России;
2. Сформулировать современные направления развития малого гостиничного бизнеса;

Вложенные файлы: 1 файл

Туризм.docx

— 79.02 Кб (Скачать файл)

Малые гостиницы обычно строят на 10 - 30 номеров, плюс в них предусмотрена рецепция, служебные помещения, кафе или ресторан и т. д. Эти базы составляют серьезную конкуренцию «старым» объектам размещения, поскольку они новые, оснащены современным оборудованием, у них соответствующая отделка интерьеров, комфортные санузлы и т.д. К тому же, малые отели, как правило, частные, поэтому имеют возможность гибко реагировать на спрос, вовремя меняя ценовую политику.14

 

 

 

 

 

 

 

2 Организация и специфика функционирования малых гостиниц

 

2.1 Особенности организации малого отеля

 

Гостиничный бизнес в последнее время привлекает к себе внимание не только крупных корпораций или муниципальных объединений, но и достаточно мелких компаний и даже частных предпринимателей. При этом все большей популярностью пользуются не многомиллионные проекты больших гостиничных комплексов, а так называемые мини-отели. Зачастую многие владельцы зданий, коттеджей, домиков всерьез рассматривают идею превращения своей недвижимости в гостиницу.

Разумеется, прежде чем открывать гостиницу, необходимо четко понять, для кого она будет предназначена в соответствии с географическим местом, как, например, центр мегаполиса, побережье курорта (сезонного или функционирующего круглый год) и т.д. Дальше необходимо определить размер отеля, исходя из основных факторов:

1. Ситуация на рынке  по спросу и предложению;

2. Конструктивные и  строительные особенности, а также  технические требования, что непосредственным  образом влияет на общий размер  капитальных затрат, которые предстоит  окупить оператору отеля, и стоимость  денежных средств для строительства  или ремонта объекта недвижимости;

3. Экономичность и  удобство управления с точки  зрения формирования структуры  себестоимости и экономических  показателей (затраты на персонал  как основной стоимостной фактор  и производительность труда).

Сейчас на отечественном рынке в основном встречаются варианты мини-бутик-отель, оказывающий услуги класса люкс. Это вызвано тем, что ограниченное количество номеров подталкивает владельцев небольших гостиниц максимизировать цену продаж и, следовательно, позиционировать свой отель как эксклюзивный.

На территории Российской Федерации малым предприятием в индустрии гостиничного бизнеса следует считать предприятие, созданное на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности общественных объединений, доля которых в уставном каптале не превышает 25% а также на смешанной форме собственности, осуществляющее деятельность, не запрещенную законодательством, и отвечающее целям, предусмотренным уставами таких предприятий.

Отель - это объект недвижимости с развитой инфраструктурой и инженерными системами. Вложения в строительство нового отеля или реконструкцию под отель существующего здания очень высоки. Местоположение будущего отеля может быть идеальным для будущих постояльцев, но капитальные затраты могут быть настолько высоки, что сроки окупаемости проекта будут существенно выше, чем при использовании этой площадки или здания в других целях.

Для прогнозирования капитальных затрат необходимо учитывать следующие факторы:

1. Стоимость маркетинговых исследований и разработки бизнес-плана;

2. Стоимость выкупа (аренды) земельного участка;

3. Стоимость выкупа (аренды) реконструируемого здания;

4. Стоимость работ по подготовке участка, включая инженерную инфраструктуру;

5. Стоимость дополнительных работ по благоустройству близлежащей территории;

6. Стоимость проектных работ, включая дизайн-проект;

7. Стоимость согласований проекта в соответствующих инстанциях;

8. Стоимость строительства или реконструкции;

9. Стоимость оборудования и оснащения;

10. Выплаты по кредитам;

11. Непредвиденные расходы.

Для эффективного и оптимального выполнения работ по созданию нового или реконструкции существующего отеля необходима эффективная команда специалистов, которые могли бы работать вместе, но при этом каждый из членов команды должен отвечать за свой участок работ.

Основными участниками такой рабочей группы должны быть:

1. Инвестор (владелец);

2. Профессиональный консультант по гостиничному бизнесу;

3. Менеджер проекта;

4. Архитектор и его сотрудники, в том числе дизайнер;

5. Представитель генерального подрядчика.15

Таким образом, для того, чтобы открыть гостиницу необходимо проделать немалую работу. Но прежде всего нужно тщательно продумать и проработать все этапы становления бизнеса. В первую очередь, стоит определиться с начальным капиталом. Именно он и решает дальнейшее развитие бизнеса.

 

2.2 Требования к комфортности и привлекательности малой гостиницы

 

1. Здание гостиницы  должно органически вписываться  в окружающую среду, не нарушая  особенностей городского, сельского  или природного ландшафта;

2. Конструкция здания  должна учитывать природно-климатические  факторы: температуру и влажность  воздуха, близость моря и других  водоемов, скорость и направление  ветра и другие факторы;

3. Планировка здания  гостиницы должна обеспечивать  экономичность эксплуатации с  рациональным сочетанием текущих  и единовременных затрат;

4. Фасад гостиницы  в рекламных целях должен подчеркивать  престижность и марку гостиницы, а само здание соответствовать  эстетическим, экологическим, техническим  и санитарно-гигиеническим нормам;

5. Вместимость и этажность  здания гостиницы должны зависеть  от назначения, режима эксплуатации  – круглогодичного или сезонного;

6. Интерьер гостиницы  долен быть комфортным и обладать  эстетической выразительностью;

7. Планировка гостиниц  должна учитывать нужды инвалидов, предусматривать для них специально  оборудованные номера, лестницы, туалеты, ванные комнаты;

8. Службы гостиницы  должны быть оснащены автоматизированными  системами бронирования и резервирования  билетов, компьютерными системами  управления хозяйством;

9. Безопасность клиентов  должна обеспечиваться через  различные системы наблюдения, электронные  сейфы внутри номеров, электронные  замки и другие средства защиты.16

Постановка задачи развития малых гостиниц в РФ базируется на следующих основополагающих принципах:

1. Малые гостиницы должны быть органической частью градостроительного, делового и культурного облика России, быть максимально приближены к важнейшим бизнес-центрам, объектам показа международного значения, к зонам повышенного туристского интереса и цели посещения Российской Федерации;

2. Функционирование малых гостиниц должно осуществляться на основе современного менеджмента и с учетом особенностей работы и технологии в малом гостиничном бизнесе;

3. Формирование общей инфраструктуры, проведение единой ценовой, рекламной и иной политики, централизация других функций управления должны обеспечить малым гостиницам высокую конкурентоспособность по сравнению с другими сегментами гостиничного рынка, обеспечивая при этом высокое качество обслуживания и решая вопросы в каждом сегменте.

Зарубежный опыт показывает, что малые гостиницы, дополняя крупные и средние гостиницы, в экономическом плане менее зависимы от изменения конъюнктуры рынка гостиничных услуг и имеют возможность быстрой ценовой переориентации.

Объединение малых гостиниц в цепи с установлением единых стандартов обслуживания и централизованным (через управляющую гостиничную компанию) предоставлением гостиницам ряда услуг, в т. ч. по бронированию мест, материально-техническому обеспечению, безопасности и др., в значительной мере снижает издержки на управление и повышает рентабельность малых гостиничных предприятий, особенно с учетом вводимых административных и экономических механизмов поддержки малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы и перспективы развития малого гостиничного бизнеса в России

 

Всё большему количеству людей приходит идея вложить свои средства и время в гостиничный бизнес. Популярность его растет во всём мире, что обусловлено снижением порога вхождения на данный рынок и увеличением актуальности туризма. Зачастую на рынок гостиничных услуг люди попадают, будучи сильно ограниченными в капиталовложениях, что вынуждает их использовать личные финансовые ресурсы. И это - один из ключевых факторов популяризации такого формата гостиниц, как мини-отели, или, иначе говоря, малого гостиничного бизнеса. При этом всегда стоит вопрос, а кто гостиницей будет управлять.

Количество мини-отелей растет с каждым днём, а причины их открытия бывают самыми разными. Иногда это может быть открытие мини-отеля туроператорами, иногда - использование какой-либо имеющейся недвижимости с целью максимизации доходов, например, переоборудование нескольких сдаваемых квартир в единый комплекс. В иных случаях даже имеет место простое копирование удачных проектов друзей или конкурентов. Иными словами, случаев и причин, дающих толчок к развитию данного сегмента бизнеса, - огромное множество.

Одной из интересных особенностей открытия мини-отелей в России можно считать их приближенность к частному сектору, а значит - меньшие трудности с официальным оформлением и документацией. Впрочем, время идет и попутно с освоением данного сегменты рынка гостиничных услуг усиливается и государственный контроль. Мини-отели были и остаются пока что самым доступным в плане законов и финансирования вариантом для многих начинающих отельеров и не только. Не стоит забывать о том, что прежде всего направление мини-гостиниц развивается благодаря растущему спросу.

Это говорит о появлении категории клиентов, для кого наиболее ценными вещами в сервисе являются индивидуальный подход, домашняя атмосфера, - то настоящее гостеприимство, которого не хватает в огромных гостиничных комплексах, пусть и предоставляющих широчайший спектр услуг и немного больше, но не способных дать клиенту ощущение нужности и важности для отеля. В случае же с мини-гостиницами дело обстоит совсем по-другому: каждого человека помнят чуть ли не в лицо, администраторы знают о предпочтениях и привычках посетителей и стараются помочь в любых вопросах так, как если бы они были не чужими клиенту людьми.

Иностранные туристы выбирают мини-отели весьма часто, поскольку на первом месте у них стоят именно вышеперечисленные вещи. Говоря же о комфорте и спокойствии, можно особенно выделить такие пункты, как казино или ночные клубы, существующие при более крупных гостиницах и зачастую раздражающие большой процент посетителей.

При всём этом, точно выделить категорию людей, выбирающих мини-отели, невозможно, потому как решение о поселении в том или ином месте зависит от десятков причин совершенно разного толка, зачастую не относящихся к формату гостиницы. Кроме того, пока еще размыто само понятие мини отелей. Часто к ним в России относят и гостиницы bed&breakfast, и бутик-отели и многое другое.

Как считают многие профессионалы, активному распространению формата мини-отелей в России способствует нехватка гостиниц, услуги которых можно отнести к варианту разумного соотношения цены и качества. Обычно, мини-отель состоит из 4-25 номеров и представляет и себя несколько переоборудованных квартир большой площади. Есть сходства с bed&breakfast, но уровень комфорта и качества несколько выше.

В среднем, величина номерного фонда таких гостиниц составляет 4-20 номеров, однако многие гостиницы с номерным фондом в 20-30 единиц также причисляют себя к данной категории. Порой так называются даже отели, для которых было возведено отдельное здание. Возможно, это просто дань моде.

Сегодня наилучшее развития малых гостиниц наблюдается в Санкт-Петербурге, а также на Байкале и в Сочи. Так, процентная доля этой категории отелей составляет около 40 % в Санкт-Петербурге и еще больше, около 50 % - в Сочи.

Столица России, как ни странно, мини-отелями не пестрит, что кажется странным, учитывая огромную туристическую популярность. Некоторые эксперты связывают это с более строгим контролем со стороны властей за классификацией и налогами, а также с высокой ценой за метр площади в Московских зданиях.

Порой мини-отели сравнивают с гостиницами эконом- и бизнес-класса. Действительно, сходство есть, однако количество номеров в мини-отелях не всегда позволяет прием больших групп. Так, в Санкт-Петербурге соотношение гостиниц для туристов и бизнес-отелей с номерным фонлом не более 50 единиц - примерно 1 к 1. Очень много мини-отелей предоставляют сервис bed & breakfast, а рассчитаны они не на самого требовательного покупателя, имея при этом полулегальный статус. Как пример иного расклада можно привести Сочи: там преобладание 2-3 звездных гостиниц над 4-5 звездными обусловлено большей актуальностью релаксового туризма.

Гостиницы уровня bed&breakfast и более дешевые обычно предлагают клиентам только самые необходимые услуги. Многое зависит от того, на основе каких площадей был открыт отель: обычно при строительстве пытаются создать как можно больше номеров, и это, в отдельных случаях, делается в ущерб комфорту будущих постояльцев. Зачастую, на кафе и холл при этом остается совсем мало места. Большая часть мини-отелей обладает весьма заурядным дизайном. Разумеется, есть и хорошие образцы и количество их с каждым годом растет.

Высокие цены на недвижимость и множество административных трудностей могут отпугнуть от гостиничного бизнеса любого. И хотя есть множество более выгодных и окупаемых областей, главное преимущество гостиничного бизнеса - это большие надежность, стабильность и постоянный доход. Вот почему мини-отели часто открываются туроператорами, позволяя поднять загрузку. Но окупаются такие проекты несколько дольше гостиниц высокого или даже среднего класса.

При строительстве отелей редко обходится без сторонних инвестиций. Однако, если гостиница создана лишь на личные средства организаторов, а площадка также является их собственностью, это разрешает множество дальнейших проблем, как в организации, так и в плане финансов. Огромный плюс мини-отелей в том, что для их строительства можно обойтись без заемного капитала.

Информация о работе Анализ развития малого гостиничного бизнеса в России