Анимационная деятельность в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в разработке игровой анимационной программы для детей на основе анализа региональной анимационной деятельности в туристской сфере и потребностей клиентов в анимационных услугах.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и содержание понятия «анимационная деятельность» применительно к сфере туризма.
2. Рассмотреть виды и технологию туристской анимационной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 707.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

При исследовании индустрии  гостеприимства важно осознавать, что  она включает в себя различные  области и сектора, кроме того, следует учитывать систему взаимоотношений, существующей между индустрией гостеприимства и другими сферами, во многом схожими с ней.

Сектор развлечений, досуга и спорта играет важную роль в общей инфраструктуре индустрии гостеприимства и решает разнообразные задачи (прежде всего, воспитание, формирование оптимистического настроения, образование, наполнение отдыха, развитие культуры людей и т.п.). Заполняя развлечениями и спортом свой досуг, человек отдыхает и восстанавливает силы.

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что, во-первых, в современном мире, характеризующемся как технократический, все большие темпы набирает интенсификация труда, ускоряется ритм жизни, ухудшается экологическая обстановка, у людей все чаще наблюдаются эмоциональные срывы, физические и психические расстройства. В этих условиях все более важное значение приобретает анимационная деятельность человека, то есть сфера восстановления и воспроизводства его жизненных сил, в том числе через систему туризма и досуговую занятость. При этом необходимо понимать, что современный турист — это опытный и требовательный покупатель услуг, источник конкурентной борьбы на рынке. Одним из направлений повышения конкурентоспособности туристского предприятия может стать активное развитие анимационной деятельности.

Не секрет, что зарубежные организаторы туризма вкладывают немалые  деньги в создание туристских комплексов, включающих в себя кроме средств размещения и питания, досуговые центры, казино, спортивные площадки, бассейны и аттракционы. В индустрии развлечений и в отраслях, ее обеспечивающих, заняты тысячи людей, параллельно идет серьезная подготовка квалифицированных кадров для самой отрасли досуга и развлечений.

На современном этапе развития отечественной сферы туризма также большое внимание уделяется вопросам развлечения туристов. Нередко сами туры становятся развлекательными, а правильно построенная и грамотно организованная аттрактивная (аттрактивный — от лат. attraction — стягивание; привлекательный, притягательный, эффектный) составляющая тура является решающим аргументом в конкурентной борьбе за туриста.

Во-вторых, особенно актуальной в условиях туристских комплексов является проблема организации анимационной деятельности для детей, так как даже по самым скромным оценкам, российские и, в частности, региональные места отдыха туристов пока еще  отстают по уровню организации анимации с данной категорией отдыхающих от зарубежных. На туристских предприятиях региона, за исключением немногих, нет специальной анимационной службы, в штате отсутствует педагог-аниматор, нет детских площадок и детских комнат, необходимого инвентаря для проведения анимационных мероприятий.

Объектом работы является – анимационный сервис в туризме.

Предметом – особенности, проблемы и перспективы региональной анимационной деятельности в туристской сфере.

Цель работы заключается в разработке игровой анимационной программы для детей на основе анализа региональной анимационной деятельности в туристской сфере и потребностей клиентов в анимационных услугах.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Проанализировать сущность и содержание понятия «анимационная деятельность» применительно к сфере туризма.
  2. Рассмотреть виды и технологию туристской анимационной деятельности.
  3. Обозначить специфику и значимость игры в туристской  анимационной деятельности для детей.
  4. Изучить опыт анимационного сервиса в российских и региональных туркомплексах.
  5. Опросить клиентов туристских фирм, имеющих детей, о востребованности услуг детского анимационного сервиса.
  6. Разработать предложения по содержательному наполнению игротеки в помощь аниматору.

В работе был использован  комплекс методов, среди которых организационные, общенаучные и частнонаучные.

Из числа организационных  были использованы методы терминологического анализа, и библиографического изучения документов.    К общенаучным  методам относятся общелогические (анализ, дедукция, обобщение, абстрагирование, моделирование), эмпирические (наблюдение; изучение документов) и теоретические (гипотетико-дедуктивный). Из частнонаучных использовались социологические методы (методы сбора информации – анкетирование: методы анализа и обработки данных – ранжирование, корреляция) и статистические (метод статистического анализа, статистического описания).

Новизна работы состоит в том, что:

  • автором подробно рассмотрена сущность, особенности и структура анимационной деятельности в туристской сфере и сделан вывод об эффективности игры в рамках детских анимационных программах;
  • впервые на базе региональных туристских комплексов проведено изучение потребностей клиентов, имеющих детей, в анимационных услугах во время отдыха.

Практическая  значимость работы состоит в том, что:

  1. Разработанный сценарий детской игровой анимационной программы  может быть использован руководством ряда турбаз и туркомплексов, расположенных на изучаемой территории для организации анимационной деятельности в соответствии с имеющимися ресурсами. В конечном итоге, реализация предложенной программы в региональных туркомплексах будет способствовать привлечению новых клиентов, имеющих детей, увеличению прибыли, укреплению имиджа туристских предприятий.
  2. Кроме того, данная программа и предложенная игротека могут быть использованы в других туристских комплексах, расположенных за пределами изучаемого региона, и планирующих усовершенствовать детский анимационный сервис.
  3. Данные анкетирования отдыхающих об уровне и содержании региональных детских развлекательных программ могут стать в дальнейшем обоснованием необходимых изменений в кадровой политике ряда турбаз, а именно: позволят скорректировать программу профессиональной подготовки детских аниматоров, а также станут основой проведения соответствующих изменений в штатном расписании турпредприятий.
  4. Представленные в работе данные о состоянии анимационного сервиса в туркомплексах Алтайского региона могут быть использованы студентами и преподавателями специальностей «Социально-культурный сервис и туризм», и др. для подготовки к занятиям по дисциплинам «Организация деятельности турфирм», «Сервисная деятельность», «Человек и его потребности».

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении к работе обосновывается актуальность темы, указываются объект и предмет, цель, задачи и методы исследования, описывается его  новизна и практическая значимость.

В первой главе рассмотрены  теоретические основы туристской анимационной деятельности, а именно: сущность, классификация и виды, задачи, функции, технологии. Проанализирован опыт туристской анимационной работы в различных регионах, в том числе в Алтайском.

Вторая глава посвящена  рассмотрению сущности игры, ее месту  в становлении личности ребенка. Обоснована значимость игры в анимационных туристских программах.

Третья глава представляет собой описание основных этапов социологического исследования (опроса) и анализ его  результатов, послуживших основой  для разработки детской анимационной программы. Также в главе содержится описание процесса разработки игровой анимационной программы для детей, предназначенной для использования в туристских комплексах, обосновывается ее ресурсное обеспечение и конкурентные преимущества.

В заключении представлены основные результаты исследования.

 

  
1 АНИМАЦИОННЫЙ СЕРВИС В СТРУКТУРЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1 Туристская анимация: сущность, цель, задачи, функции

 

Слово «анимация» имеет  латинское происхождение (anima – ветер, воздух, душа; animatus – одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Термин «анимация» появился впервые в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству и означала в конечном итоге побуждение к активности. Вскоре термин «анимация» стал применяться в международном туризме, и появилось даже особое направление туристской деятельности — туристская анимация.

В чем суть туристской анимации?

Туристский терминологический словарь определяет термин «анимация» как комплекс оперейтинга по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени, организации развлечений и спортивного проведения досуга, а анимационное обслуживание как оживление программ развлечений, отдыха и досуга туристов[53, с. 14].

Авторы  учебного пособия  «Курортное дело» A.M. Ветитнев и Л.Б. Журавлева под  туристской анимацией (анимационным сервисом) понимают оживление отдыха и организацию непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях. Авторы считают, что туристская анимация – это  социально-культурная и туристско-оздоровительная категория, интегрирующая представления об определенном типе туристской деятельности человека и характеризующаяся его общественной деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и социального поведения. Она в значительной степени обусловлена социально-экономическими условиями, но вместе с тем во многом зависит от мотивов физиологической деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма[13, с. 367].

А.С. Кусков в учебном пособии «Гостиничное дело» определяет анимацию как стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной, досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение, под туристской анимацией он понимает разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплекс, отель) или на транспортном средстве (круизный теплоход, поезд, автобус и т. д.), или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т. д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга[34, с. 119].

Анимационный процесс, таким образом, может быть представлен  следующим образом :

 

Рис. 1 Анимационный процесс [ 34, с. 117]

 

Таким образом, туристская анимация – это туристская услуга, при которой происходит взаимодействие аниматора с туристом посредством вовлечения его в активное действие, целью и результатом которой является удовлетворенность туриста отдыхом, стимулирование его активности, хорошего настроения, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил.

В соответствии с вышеприведенным  определением, основными ключевыми  понятиями, составляющими сущностную характеристику термина «туристская анимация» и уточняющими ее содержание, являются: сервис, анимация, анимационный сервис, досуг, рекреация. Остановимся на них еще раз.

Сервис – обслуживание населения в различных сферах повседневной жизни (гостиничный сервис, ресторанный сервис);

Анимация – разработка и предоставление специальных программ проведения свободного времени; организация  развлечений и спортивного проведения досуга;

Анимационный сервис – деятельность по формированию, продвижению  и реализации анимационных программ разного назначения. Обеспечивающих интересные, развивающие и духовно обогащающие досуговые программы туристского пребывания;

Согласно медицинской  энциклопедии, рекреация – восстановление физических и духовных сил человека, повышение уровня здоровья и работоспособности1. В Туристском терминологическом словаре понятие «рекреация» определяется как «расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных)» [53, с. 288]. Энциклопедия туриста определяет рекреацию как «восстановление и развитие физических и духовных сил человека посредством отдыха, в том числе занятий туризмом» [60, с. 168].

Досуг в социологическом словаре трактуется как совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом. То есть под досугом понимается средство, с помощью которого происходит восстановление сил и работоспособности человека. Одним из наиболее активных и интересных видов досуга является туризм.

В связи с этим анимационная деятельность отличается рядом характерных  черт: осуществляется в свободное время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп; обусловлена национально-этическими, региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей; отличается глубокой индивидуальностью; носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.

В практике анимационного  сервиса можно выделить следующие функции туристской анимации:

• адаптационная функция, позволяющая перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

• компенсационная функция, освобождающая человека от физической и психической усталости повседневной жизни;

• стабилизирующая функция, создающие положительные эмоции и стимулирующая психическую стабильность;

• оздоровительная функция, направленная на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

• информационная функция, позволяющая получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;

• образовательная функция, позволяющая приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

• совершенствующая функция, приносящая интеллектуальное и физическое усовершенствование;

• рекламная функция, дающая возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, турфирме и т. д. [14, с. 8-15; 34, с. 119].

Т.Н. Третьякова делит все функции на три группы: психологические, педагогические и рекламные. В целом базовые функции туристской анимации выглядят следующим образом: 


 

Рис. 2 Основные функции туристской анимации[52, с. 72]

 

Немаловажной в этой схеме является экономическая функция, которая отсутствует в классификациях других авторов. Ее суть в том, что анимация как туристская услуга преследует цель активного продвижения туристического продукта на рынке туристских услуг, что способствует росту доходности, прибыльности туристского бизнеса за счет повышения качества обслуживания туристов и расширения количества предоставляемых услуг.

Таким образом, в настоящее время анимационный сервис начинает занимать одно из ведущих мест в структуре туристского продукта и туристской деятельности, так как решает ряд функций как по отношению к потребителям, так и по отношению к самому туристскому предприятию.

Информация о работе Анимационная деятельность в туризме