Анимационная деятельность в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в разработке игровой анимационной программы для детей на основе анализа региональной анимационной деятельности в туристской сфере и потребностей клиентов в анимационных услугах.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и содержание понятия «анимационная деятельность» применительно к сфере туризма.
2. Рассмотреть виды и технологию туристской анимационной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 707.50 Кб (Скачать файл)

3) вечерние шоу-программы (шоу-конкурсы, игровые шоу, комические шоу, дискотеки, выступления эстрадных коллективов, художественная самодеятельность, проведение тематических вечеринок – диско 80-х, живая музыка и т.д.) [34, с. 125].

Причем, на территории зарубежных курортов создаются специальные детские клубы: «мини» – для детей от 3 до 12 лет, и «юниор» – для подротсков 12-15 лет, где родители могут оставить своих детей на день под присмотром опытных аниматоров (как правило, с педагогическим образованием) [35, с. 231].

Несколько иная картина наблюдается в российских местах размещения и отдыха туристов. Наиболее традиционными формами организации досуга являются спортивно-массовая работа, экскурсионная работа, показы кинофильмов, проведение вечеров отдыха.

Однако, в последние  годы основой моделирования анимационных программ в  России, особенно в ее регионах, все чаще становится такой фактор, как культурный потенциал региона, выраженный в его историческом наследии. Наличие уникальных исторических объектов обусловливает успешное развитие туризма в регионе, увеличение туристских потоков.  Совмещение отдыха с познанием истории и культуры другого народа – одна из задач, которую в полной мере способен решать туристский анимационный сервис.

Туристскую привлекательность  региональным программам придают анимационные программы фольклорного характера, имеющие своего зрителя и участника, сохраняющие и несущие определенный традиционный уклад и являющиеся значимыми в туристской и культурной жизни региона. Обрядовые программы имеют большое будущее, поскольку через приобщение к национальным традициям идет привлечение интереса к конкретному региону, его организующему.

В различных источниках (в рекламных проспектах, в учебных  пособиях, на сайтах и форумах) описаны  как инновационные, пользующиеся популярностью  у туристов, анимационные программы, предлагаемые и реализуемыми турфирмами в отдельных российских регионах [например, 29; 68].

Так, например, Устюг предлагает театрализованную программу «Великий Устюг – родина Деда Мороза». А в летнее время, в период низкого туристского сезона, предлагается разработанный туроператорами совместно с творческими коллективами Праздник русского лаптя[64]. В программе плетение лаптей, катание на лодке, имеющей форму лаптя, разные забавы, например игра в футбол в лаптях, ношение воды лаптем, поедание печенья в форме лаптей и т. д. Кроме того, во время этого праздника дети могут встретиться с Дедом Морозом под лозунгом «Праздник Деда Мороза круглый год!».

Сразу несколько театрализованных программ предлагает Суздаль. В туристском комплексе «Горячие ключи», состоящем из небольших домиков – коттеджей в русском стиле, проходят банные и рыболовные туры, тематические программы: «Новый год в русских традициях», «Раз в крещенский вечерок», «Широкая Масленица», «Ночь на Ивана Купалу», фольклорный праздник «По первому снегу», «Дело разумей, а себя не жалей». Начинается представление с приезда экскурсантов на место проведения мероприятия и встречи их гидом-ведущим. Затем следует живой интересный рассказ экскурсовода о том, какие племена населяли Нижнее Поволжье в эпоху Средневековья, чем они занимались, и какой образ жизни вели. Иногда рассказ сопровождается показом реплик (макетов) археологических находок и фотографий. Далее в действие вступают главные участники – «хозяева» древнего поселения, на котором и будет все происходить. Дальнейший сценарий имеет различные варианты. В одном из вариантов, например, на группу экскурсантов совершают неожиданное нападение воинственные кочевники и даже захватывают одного или двух человек в плен, а затем русские воины вступают с нападающими в схватку и освобождают «пленников». В другом варианте той же экскурсии навстречу группе экскурсантов выходят средневековые русские витязи, предлагающие проводить участников похода дальше, так как, по их словам, «неспокойно вокруг, вороги пошаливают». После того, как экскурсанты продолжают свое шествие уже под надежной защитой, им навстречу выходят явно воинственно настроенные кочевники. После небольшого интересного диалога – спора «кто здесь хозяин», начинается бой. По окончании боя участникам экскурсии объясняется, что они стали редкими свидетелями настоящей каскадерской работы не в кино, а в реальной, хоть и поставленной по сценарию, жизни. Главное – это отличная работа фехтовальщиков, показывающих рукопашный бой, и умелое объяснение опытного экскурсовода. Экскурсанты втягиваются в представление и становятся его непосредственными участниками.

Еще одним примером блестящей  реконструкции – театрализации  является проект «Викинги в Ленинградской области» – один из первых в России объектов в жанре живой истории (поселение викингов). Усадьба Свенгард, на базе которой реализуется проект, расположена в Ленинградской области, в 16 км от г. Выборга, недалеко от российско-финляндской границы.

Усадьба представляет собой  реконструкцию поселения начала XI в. со смешанным этническим составом (славяне, скандинавы и финны). Это негосударственный и некоммерческий проект, реализуемый за счет частных инвестиций и работы волонтеров. В настоящее время в усадьбе построены два здания, идет строительство кузницы и «длинного дома». Усадьба работает круглый год, в ней постоянно проживают несколько человек.

На территории усадьбы  проводятся театрализованные экскурсии, основанные на местном этнографическом  материале, народном искусстве и  ремеслах. Хозяева усадьба не возражают против проведения на их территории исторических ролевых игр, охотно сотрудничают с экологами. В правилах усадьбы «Свенгард» записан один категорический запрет: «никакого загрязнения окружающей среды. Нет – мусору в его натуральном виде и разжиганию любых форм расовой, политической или религиозной розни». В планах усадьбы – проведение постоянных военно-исторических фестивалей, различных культурно-массовых мероприятий с привлечением туристических групп.

Необычный театрализованный проект «Бурлаки на Волге» разработан в Угличе: туристам предлагается попробовать себя в образе бурлаков. Желающим после официальной оплаты за удовольствие выдаются льняные косоворотки, холщовые порты, лапти. После этого новоиспеченные бурлаки подписывают договор с купцом, создают бурлацкую артель из нескольких желающих. Специально для реализации проекта приобретена нефтеналивная баржа вместимостью 320 т. Эту баржу «бурлаки» после совместного обеда с медовухой тянут в самом настоящем смысле слова по маршруту около 3 км.

В Удмуртии (г. Ижевск) предлагается туристам большая театрализованная программа в историко-этнографическом музее Ильинка под открытым небом. Во время экскурсии посетителям выносится по удмуртским традициям каравай хлеба с медом и маслом, участники мероприятия проживают в удмуртских деревнях, где знакомятся с особенностями местной кухни, бани, посещают заповедные родники, осматривают языческие идолы и древние храмы. Можно также познакомиться с традиционными изделиями удмуртских мастеров – валенками, плетеными из лозы предметами, узорным ткачеством, особой национальной вышивкой. Завершается театрализованный тур обязательным фольклорным праздником.

Театрализованный праздник «Троицкие гулянья» – один из инновационных этнографических проектов Тверской области. Этот праздник проводится под Торжком, в музее деревянного зодчества под открытым небом. Гостей встречает Соловей-разбойник со своей свитой. Они берут в плен одного из экскурсантов и требуют за него выкуп. Во время гуляний демонстрируется русское традиционное боевое искусство, выступают фольклорные ансамбли, частушечники, собирающиеся со всей округи, проводятся выставки-продажи изделий народных промыслов.

В Тульской области одним  из новых туристских продуктов является представление «Гладиатор» – театрализованное погружение в атмосферу Средневековья. Во время экскурсии можно примерить старинную рыцарскую экипировку, пострелять из лука, поучаствовать в богатырских забавах. Посетителям предлагается на выбор несколько различных театрализованных постановок: «Путешествие по Средневековью», «Становление государства Российского», «Тула средневековая». Проходят такие программы в историко-культурном комплексе «Княжеград».

Древний Муром предлагает окунуться в самую настоящую  русскую сказку на праздничном театрализованном шоу «Илья Муромец». Кульминация мероприятия – шуточный бой с самим русским богатырем.

В Александровской слободе, как известно, долгое время жил  царь Иоанн Грозный. Отсюда он направлял  свои гневные послания в Москву против изменщиков бояр и князей, здесь  зародилась страшная опричнина. На основе этих исторических событий Александровка предлагает театрализованную программу «Страшные тайны царского двора» – однодневный экскурсионный тур с интерактивным участием в царском приеме в Столовой палате и в царском «сватовстве» по всем правилам средневековой Руси.

В Ярославской области  разработан и уже введен в туристические  маршруты театрализованный проект «Хозяин рек Пошехонских». Он включает в себя празднование Дня водяного, посещение исторического музея с разными выставками, трапезу с Водяным, разные исторические и просто развлекательные шоу. Там же постоянно, начиная с мая проводится театрализованная программа «День рождения Бабы-яги». Туристы становятся участниками праздника русского пирога, могут испить родниковой воды, поучаствовать в интересной экскурсии по храмам. Кульминацией праздника становятся знакомство с Бабой-ягой и ее избушкой и представление «Лесной переполох». Местные мастера по производству изделий народных промыслов предоставляют традиционные вещи для продажи туристам.

Интересную анимационную программу предлагают смоленские туроператоры: «По местам подвига Ивана Сусанина». Участникам раздаются «старинная» одежда, обувь, и Иван Сусанин ведет их по лесам и болотам. Правда, окончание у этого туристического похода другое, чем в реальной истории, – счастливое. В конце все угощаются блюдами русской кухни, приготовленной по старинным рецептам.

Нельзя не упомянуть об одном из самых известных в стране звездном театре военных действий – о театрализованном шоу «День Бородина», проводимом Международной военно-исторической ассоциацией. Это шоу, представляющее собой настоящее сражение, происходит на Бородинском поле свыше десяти лет. Благодаря своему необыкновенному успеху проводится не один, а несколько раз в год. Ежегодно его посещают около 100 тысяч человек. Организаторы шоу все делают сами: от добывания сведений в архивах и музеях до реконструкции оружия, пошива одежды и проведения шоу. В последние годы мероприятие не ограничивается костюмированным глобальным спектаклем с интерактивным участием туристов; гостям предлагается отдохнуть и устроить пикник на берегу Можайского водохранилища, покататься на яхтах и даже посетить знаменитые Можайские православные святыни. Кроме того, сотрудники музея-заповедника «Бородинское поле» в последние годы с помощью меценатов создают базу данных с именами и послужными списками всех участников Бородинского сражения.

В г. Анапе студентами Анапского филиала СГУТиКД был разработан и апробирован экскурсионный проект «От Горгиппии до Анапы». В его основу положен культурно-этнографический аспект: интерес к культуре этноса, объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству. Программа построена на «греческом материале» и охватывает несколько периодов: первое поселение греков на данной территории во времена античности и правления царя Горгиппа; позднее средневековье; середина XIX в.; наши дни. Будущими аниматорами сделана попытка раскрыть различные грани культуры греков, проживающих на территории Кубани.

В рамках программы туристы  посещают археологический музей  под открытым небом «Горгиппия», уникальной особенностью которого является представленная для обозрения часть раскопа античного города Горгиппии, находившегося в IV веке до н.э.–III веке н.э. на месте современного города Анапы. Туристы могут видеть подвалы и фундаменты жилых домов и винодельни, колодцы, мощеные улицы, фрагмент крепостной стены. Также под открытым небом выставлены археологические находки, сделанные на территории города: фрагменты резной облицовки фронтона храма и колонн, саркофаги и надгробные плиты. В здании музея представлены бронзовая и мраморная скульптура, терракотовые статуэтки, расписная чернолаковая и красно-лаковая посуда, стеклянные сосуды и украшения, оружие, монеты.

Далее экскурсанты знакомятся с историей первых компактных поселений  этнических греков в поселке Витязево, их фольклором, обычаями и традициями. Завершается анимационная программа  дегустацией напитков, которую представляет в виде театрализованного действа группа аниматоров- артистов «Театра вина» [62].

В туркомплексе «Раздолье» в с. Арда (Республика Марий-Эл) не первый раз проходят народные гулянья на фольклорно-этнографическом фестивале. Как правило, программа фестиваля включает Вечерние посиделки у костра с дегустацией традиционных марийских напитков, этно-дискотеку. Гости туркомплекса сами ткут марийские пояса и деревенские половики, осваивают необычные рецепты марийской кухни, учатся марийскому языку, поют и пляшут по-марийски. Кроме того, программа предусматривает историческую анимацию: средневековый походный лагерь лесных охотников, средневековый обед, а также историческую реконструкцию средневекового боя «Завоевание малой родины» [68].

Приведенными примерами  не ограничивается анимационный опыт российских туроператоров. Ежегодно число интересных предложений растет, растет и количество участников туристских анимационных программ.

Особо следует остановиться на анализе туристского  анимационного  сервиса в Алтайском регионе. Нами была проанализирована анимационная деятельность туркомплексов и мест отдыха, расположенных на территории  ГААО и Алтайского края. Источником для анализа стал туристский портал «Турбазы, кемпинги, туристические комплексы, базы отдыха» [70]. Было выявлено:

1. Развлекательные досуговые  программы отдыхающим предлагаются  на всех турбазах и туркомплексах.  Однако, их содержание различно. Некоторые турбазы и туркомплексы  позиционируют себя как места  отдыха, имеющие ярко выраженную  развлекательную направленность (например, туркомплекс «Стик тревел», «Пансионат Адару» и др.). Так, туркомплекс «Стик тревел» информирует отдыхающих, что «комплекс – шумное и многолюдное место отдыха молодежи и людей любого возраста, а также корпоративных клиентов, подходит для желающих совместить активный отдых  и «тусовки»». Другие – заявляют о себе как о местах, предназначенных для спокойного семейного отдыха с детьми, как, например, гостиничные комплексы «Ареда-1», «Ареда-2», туркомплекс «Орлиное гнездо», туркомплекс «Печки-лавочки», турбаза «Таинственный берег» и др.

2. Различается  и целевая аудитория, на которую  ориентирована анимационная деятельность  рассматриваемых мест отдыха. Большинство  из них являются универсальными, т.е. программы включают мероприятия, рассчитанные практически на все категории отдыхающих. Небольшая часть из всего количества мест отдыха предлагает специальные анимационные программы, рассчитанные на корпоративные заезды (Усадьба Саржевских, Усадьба «Кедр», Пансионат «Адару»), а также для молодежных компаний (Турбаза «Империя Туризма»), детские группы (например, турбазы «Алтайская Одиссея», «Земляничная поляна», «Детская империя туризма»). Отдельные турбазы рассматривают в качестве основных клиентов семьи, в том числе с маленькими детьми, что обусловливает специфику и содержание их развлекательных мероприятий (Турбазы «Стик-Тревед». «Шамбала», «Таинственный берег», туркомплекс «Печки-лавочки», гостиничные комплексы («Ареда-1», «Ареда-3», Усадьба Ника).

Информация о работе Анимационная деятельность в туризме