Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:09, курсовая работа
Цель курсовой работы: Определить роль и задачи аниматора в организации спортивного досуга.
Чтобы прийти к намеченной цели, в курсовой работе необходимо решить ряд задач:
- дать понятие и определить применение профессии аниматор;
- дать анализ рекреации и анимации в России
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИИ АНИМАТОРА 4
1. 1. Профессия – Аниматор 4
1.2. Рекреация и анимация в России 7
Глава 2. Анимация в туризме 11
2.1. Понятие и виды анимации в туризме 11
2.2. Разработка анимационных программ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Аниматор является связующим звеном между руководством туристского предприятия или гостиницы и туристами по вопросам организованного отдыха.
Аниматор обеспечивает разработку и реализацию специальных двигательных режимов, ориентированных на укрепление здоровья, формирование духовных ценностей, нравственности личности, на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений, социально-культурное, экологическое и физическое воспитание человека.
Что является весьма актуальным, так как развитие индустриального туризма, технологической базы обслуживания, в том числе гостиничного хозяйства, устранило из поля зрения турпредприятий проблемы здоровья, психического и физического состояния участников турпредприятий.
Глава 2. Анимация в туризме
2.1. Понятие и виды анимации в туризме
Туризм – это временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника. 3
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики.
Сегодня создание устойчивого развития туризма возможно только при условии постоянного повышения качества предоставляемых услуг, способных удовлетворить потребности современного туриста в организации его досуга.
В сфере туризма существует такое направление как туристская анимация, которая стала специфичным туристским продуктом и необходимым элементом туристских программ.
Анимация - это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени, организация развлечений и спортивного проведения досуга.
Назначение социально-культурной анимации состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия интеллектуальных возможностей личности, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь.
К анимационному обслуживанию относятся малые и крупные формы представлений, развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы,
3 Экономика туристского рынка. Учебник. Дмитриев М.Н. Забаева М.Н. Малыгина Е.Н. – М.: 2012 г. – с. 11
дегустация спиртных напитков с привлечением элементов театрализации.
Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением туристов в действие, их участием в нем.
Анимация в туризме может быть представлена:
1) Анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.)
- анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.)
- анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции).
2) Анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу).
Наибольшей популярностью подобные туры пользуются у любителей семейного отдыха, молодоженов и небольших молодежных групп.
Большинство посетителей парков - не дети, на которых они были рассчитаны, а взрослые. Основные посетители парков в разных странах - зарубежные туристы. Главной привлекательной чертой тематических парков является происходящее вокруг действо.
Например, американский парк Уолта Диснея, представляет из себя настоящую индустрию отдыха и развлечений, устроенную с американским размахом.
Уникальность парка как туристского продукта состоит не только в том, что он имеет свою собственную сложную инфраструктуру, предназначенную для развлечений, размещения, питания, обучения, но и в том, что он имеет свою собственную жизнь, в которую включаются туристы, встречая на улицах парка различных героев мультфильмов и художественных фильмов Диснея.
Ведь ни за какие деньги не купишь ощущение сказки, в которой находишься круглосуточно.
3) Спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера);
4) Гостиничной анимацией (развлекательные, спортивно-оздоровительные мероприятия, вечера отдыха, работа миниклубов, кафе, баров в гостиницах). 4
Аниматоры работают с туристами постоянно. Основная задача этих работников - не дать людям соскучиться.
Путешествующих туристов объединяет не только интерес к культуре, обычаям, традициям народов мира, желание познакомиться с уникальными памятниками художественной культуры человечества, лучшими образцами мировой и отечественной литературы, музыки, театра, но и желание просто отдохнуть и развлечься.
Формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений.
Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.
2.2. Разработка анимационных программ
Анимационная программа - это объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий.
Кроме понятия "анимационная программа" часто используется понятие "анимационное мероприятие", которое является составной частью анимационной
4 Экономика туристского рынка. Учебник. Дмитриев М.Н. Забаева М.Н. Малыгина Е.Н. – М.: 2012 г. – с 32
программы.
Например, если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.
Разработка анимационных программ является особым видом деятельности, поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов-аниматоров - это социально-значимая задача.
Аниматор занимается разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирует туристов в многообразии его видов, организует им полноценный отдых, который является не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни.
Профессионал аниматор должен выработать в себе такие важные качества, как компетентность, коммуникабельность, организаторские способности, умение работать с людьми, высокая культура общения, нестандартность мышления, деловая смекалка, лидерство, фантазия.
Днем туристы могут их видеть за прилавком бутика или обучающими новичков на корте, на спортивных состязаниях или рыбалке, организованных для туристов.
Вечером те же аниматоры организуют красочное шоу, предусматривающее участие в нем туристов. В качестве формы аниматоры обычно имеют яркие футболки, позволяющие туристам видеть и узнавать их издалека. На футболке - карточка с именем аниматора и флагами стран, языками которых он владеет.
Аниматоры приветливы, у них хорошая память на лица, что является их профессиональной обязанностью.
Работа аниматоров интересна и весела, но все же это нелегкий постоянный труд. Утром аниматоры проводят занятия по аэробике, развлекают туристов на пляже. Днем сопровождают их на экскурсиях и за покупками (помогут найти магазин, где подешевле, и поторговаться с продавцом). Вечером - шоу, а потом еще надо проследить, чтобы не скучали посетители бара.
Кого-то надо пригласить потанцевать, с кем-то просто поговорить. Поэтому традиционно аниматорами работают молодые люди.
Анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья. Однако одна и та же программа может вызвать у одних людей положительные эмоции, а у других - прямо противоположные.
Процесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от многих факторов:
- возраста участников или зрителей;
- уровня образованности;
- пола;
- этнической принадлежности;
- настроения на момент реализации данной программы и т.д.
Важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в запасе несколько различных программ или мероприятий, чтобы удовлетворить разные вкусы.
Как правило, в начале нового сезона менеджер-аниматор утверждает анимационную программу на весь сезон. На каждый день недели (по часам) составляется точное расписание мероприятий, и на каждого члена команды возлагаются определенные обязанности по их проведению.
Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны туристам и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как много больше участников.
Вечерние шоу должны повторяться не чаще, чем один раз в две недели, из расчета обычно двухнедельного пребывания гостей в отеле. Сценарий, музыка, свет, хореография, костюмы - все четко продумывается и организуется членами команды и руководителем, который часто сам принимает участие в шоу-программах.
Во время обеда и перед ужином аниматоры встречают гостей у входа в ресторан, желают приятного аппетита, знакомятся с новоприбывшими гостями, общаются с теми, с кем сегодня играли, подсаживаются за столики и приглашают принять участие в играх и развлекательных шоу после обеда.
В это время занятые в вечернем шоу аниматоры проводят репетиции вечернего спектакля.
Общая программа анимации гостиничного предприятия включает в себя несколько направлений:
1) Спортивно-оздоровительное направление.
В основе спортивной анимации лежит здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья - это основные функции спортивной анимации. Особое значение в комплексе мероприятий, направленных на развлечение туристов, уделяется всевозможным спортивным занятиям, состязаниям, конкурсам.
Это и давно знакомые всем игры с известными условиями и правилами; и совсем новые, разработанные прямо тут, в процессе общения; и предложенные кем-то из отдыхающих, модернизированные, приспособленные к данной ситуации и позаимствованные у коллег из соседнего отеля.
В играх аниматоры принимают участие в качестве игроков, ведущих и судей. В их задачу входит подогрев интереса и контроль за ходом игры, улаживание возможных конфликтных ситуаций.
Во время игры аниматор четко излагает правила, обеспечивает ее непрерывность, безопасность, организованное начало и окончание с обязательным итогом и объявлением победителей.
Аниматоры создают такую атмосферу увлеченности и азарта, что находящиеся неподалеку туристы переключают свое внимание на игру и мало-помалу сами втягиваются в процесс.
Динамичность, заводной характер состязательности позволяет людям раскрепоститься, проявить какие-то способности, таланты.
- Анимация для детей.
О наличии мини-клуба в гостинице уведомляет большой красочный стенд, установленный в холле гостиницы, у входа в главный ресторан или на пляж, на котором расписан график работы и предстоящие мероприятия для детей, чтобы уже при въезде в гостиницу гости могли быстро сориентироваться и определить туда своего ребенка.
План работы, как и общий план анимационной деятельности в гостинице составляется заранее и, возможно, корректируется в ходе проведения занятий, в зависимости от присутствующего контингента детей и других условий.
В этом плане должны удачно совмещаться и иметь оптимальное количество спортивных и культурных мероприятий, необходимых для развития ребенка.
Работа в мини-клубе аниматором - большой труд, так, этот человек должен учитывать целый ряд физиологических и психологических особенностей детей разного возраста, создать такие условия, чтобы любому ребенку было в нем интересно и он смог проявить и реализовать себя как личность.
Для организации эффективной работы с детьми необходимо иметь соответствующие помещения пребывания детей в летние месяцы и в непогоду, оснащенные различным инвентарем для рисования, лепки, подвижных и развивающих игр и т.д.
Каждый день неизменно начинается со знакомства (дети встают в круг, называют свое имя, повторяют и запоминают имена других) и имеет свою тему, которая раскрывается в ходе спортивных и познавательных занятий и состязаний, совместно поставленных маленьких спектаклей, концертов и праздников.
Работа мини-клуба в отеле - творческий и кропотливый процесс и задачей детского аниматора является не просто организация досуга детей, развитие их познавательной, физической и психологической сферы, но и такой организации, при которой каждый день, проведенный ребенком в мини-клубе, превращался бы в целое событие, праздник, который останется ярким впечатлением его отдыха на Средиземном море.