Взаимодействие участников рынка туристических услуг: туроператор – турагент - потребитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является анализ деятельности туроператоров и турагентов туристического бизнеса, взаимодействие на рынке услуг, а также оценка перспектив развития. Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:
1.проведена общая характеристика деятельности туроператоров и турагентов, выявлены различия;
2.проведен анализ роли туроператора и турагента вклада в туристический бизнес;

Содержание

Введение……………………………………………………………стр.2
Глава 1. Теоретический аспект туристического
рынка……………………………………………………………….стр.
1.1.Туристический рынок: понятие и особенности…………стр.
1.2. Роль турагента и туроператора на туристском рынке.............................................................................стр.
Глава 2. Анализ взаимодействия участников рынка туристических услуг…………………………………………….стр.
2.1. Основные направления деятельности турагентов и туроператоров на российском рынке………………………………………………………………….стр.
2.2. Основные различия между турагентами и туроператорами………......................................................стр.
Глава 3. Перспективы развития туристического продукта в России
Заключение………………………………………………………стр.
Список литературы…………………………………………….стр.
Приложение……………………………………………………..стр.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. по основам туризма.docx

— 293.87 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Пермская  государственная академия искусства  и культуры»                         

                    Факультет культурологии   

              Кафедра Управления и экономики  СКС

 

      

 

Дисциплина: Основы туризма и гостеприимства

                        Контрольная работа

             Тема: «Взаимодействие участников  рынка туристических услуг: туроператор  – турагент - потребитель»

                                   

                                       Выполнила:

                                      Студентка 2 курса гр. ЗТ-12-1б

                                      Мазеина Екатерина

                                      Научный руководитель:

                                      Овчинникова Ирина Геннадьевна

 

                                  

                                  

                                    Пермь

                                    2013

                         

                            Содержание

 

Введение……………………………………………………………стр.2

Глава 1. Теоретический аспект туристического рынка……………………………………………………………….стр.3

1.1.Туристический рынок: понятие и особенности…………стр.

1.2. Роль турагента и туроператора на туристском рынке.............................................................................стр.

Глава 2. Анализ взаимодействия участников рынка туристических услуг…………………………………………….стр.

2.1. Основные направления  деятельности турагентов и туроператоров на российском рынке………………………………………………………………….стр.

2.2. Основные различия между турагентами и туроператорами………......................................................стр.

Глава 3. Перспективы развития туристического продукта в России

Заключение………………………………………………………стр.

Список литературы…………………………………………….стр.

Приложение……………………………………………………..стр.

 

 

                                Введение

Туризм – одна из наиболее динамично развивающихся  и перспективных отраслей мировой  экономики. Туристическая индустрия, в соответствии с российским законодательством, представляет собой совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств  перемещения, объектов общественного  питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую  и турагентскую деятельность, а также  организаций, предоставляющих экскурсионные  услуги и услуги гидов-переводчиков.

Актуальность  выбранной темы контрольной работы вызвана растущим спросом потребителей на туристский продукт, а также потребностью улучшения обслуживания клиентской базы. За последнее время требования к качеству обслуживания у туристов резко возросли, не все туроператоры и турагенты соответствуют требованиям определенного уровня. Поэтому назрела необходимость проанализировать деятельность туроператоров и турагентов. 

Целью контрольной работы является анализ деятельности туроператоров и турагентов туристического бизнеса, взаимодействие на рынке услуг, а также оценка перспектив развития. Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:

  1. проведена общая характеристика деятельности туроператоров и турагентов, выявлены различия;
  2. проведен анализ роли туроператора и турагента вклада в туристический бизнес;

Объект исследования: туроператор и турагент как профессиональные организаторы путешествий.

Предметом исследования является деятельность туроператоров  и турагентов на рынке туристических услуг.

Структура работы представлена введением, тремя главами, последовательно разбитыми на разделы, заключением и библиографическим  списком используемой литературы.

В процессе подготовки работы были использованы учебные, научно-методические, статистические данные и результаты личных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты туристического рынка

    1. Туристический рынок: понятие и особенности

Индустрия туризма  многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций участвует  в обслуживании туристов. Организация  туристического бизнеса тесно связана  с условиями рыночной экономики  и так же, как и любой вид  бизнеса, зависит от двух главных  рыночных установок – от системы  свободных цен и права собственности.

Рынок туристических  услуг – это возможности предложения  и спроса на туристические услуги. В понятие предложения на рынке туристических услуг входят как материальная база туризма, так и туристические услуги. Предложением на рынке туруслуг являются товары, качественное и полное предоставление  которых возможно только при широком развитии инфраструктуры отдыха.

Туристический рынок  – это экономическая система  взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения  туристского продукта, цены и конкуренции. Современный туристический рынок  является достаточно развитым. Как  и любой другой рынок, он претерпел  развитие от рынка продавца (когда  производитель решает, какой продукт  в каком количестве производить  и где продавать) до рынка покупателя (когда покупатель определяет, какой  продукт, в каком объеме и по какой  цене выпускать производителю).

Индустрия туризма  достаточно дифференцирована и дает разнообразные возможности для  специализированных путешествий. Практически  любой запрос туристов может быть удовлетворен: летний круиз в холодные арктические просторы, где хозяйничают  белые медведи; спуск на катамаранах  по южно-африканском ранчо с обучением  конной езде и ковбойскому мастерству; горный велопоход по ухабистым дорогам  Непала или Сафари на джипе через  Боливийские Анды, когда каждая миля пути проходит на высоте более 2500м,и т.д.

Туристский продукт  формируется из услуг предприятий, причастных к обслуживанию людей  на отдыхе и в путешествии. К ним  относятся: транспортные фирмы и  компании, гостиницы, рестораны и  кафе, экскурсионные фирмы, музеи  и выставки, парки аттракционов и  досугово-развлекательные предприятия, шоу-,кино-,видео-бизнес и азартные заведения, спортивные и курортные организации. Словом, предприятия, которые могут оказать отдыхающим необходимые услуги. Производителями (поставщиками) услуг на туристическом рынке являются производственные, сервисные, культурные организации (гостиницы, рестораны, музеи, выставки, спортивные сооружения, транспортные компании и др.). Продвижение туристических услуг до конечного потребителя – процесс не прямой, часто не предусматривающий их непосредственной связи. В процессе продвижения туристические услуги комплектуются туроператором в туристский продукт и через систему дистрибьюции – турагенства доводятся до потребителя.

У туристического рынка есть свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при  организации турбизнеса.

Во-первых, туристский рынок – это рынок услуг, которые:

а) неозясаемы (турист не может при приобретении тура ни потрогать его, ни увидеть воочию). При этом доверие фирме – вопрос ее престижа;

б) теряются во времени (доход от не предоставленной в  определенный конкретный период услуги теряется навсегда). Здесь необходима гибкая политика продаж и ценообразования.

Во-вторых, при  реализации туристского продукта (будь то тур, экскурсия или заранее  забронированное гостиничное обслуживание), как правило, имеется разрыв во времени  между фактом оплаты туристского  продукта и фактом его потребления. Турист, приобретая путевку, как бы заранее авансирует работу обслуживающих на маршруте организаций через турагента и туроператора. Важное значение здесь приобретает надежность туристского продукта, т.е. гарантия его соответствия (при обслуживании) заранее оплаченному набору и уровню услуг.

В-третьих, для  туристского рынка характерны значительные сезонные колебания спроса туристов. Эти колебания неодинаковы для  различных видов туризма. Поэтому  умелое использование материальной базы под конкретный вид туризма  помогает турфирмам снизить сезонные потери. Кроме того, это обуславливает  необходимость сезонной дифференциации цен на туристские услуги для более равномерного распределения туристских потоков и доходов.

В-четвертых, качество турпродукта в значительной степени  зависит от конкретных исполнителей, т.е. от обслуживающего персонала (гида, экскурсоводов, портье, горничных и  др.), и может меняться. Поэтому  вопросы менеджмента в туризме, мотивации интенсивного и качественного  труда, создание гибкого туристского  продукта имеют первостепенное значение для турфирмы.

В-пятых, на туристском рынке существует объективная территориальная  разобщенность потребителя и  производителя, поэтому реклама  своего продукта в других регионах, информация о нем, продвижение его  на региональные рынки, связь с зарубежными  партнерами – также важные составляющие туристического бизнеса.

Таким образом, в  связи с особенностями туристского  рынка на нем действуют специфические  дистртбьюторские организации – туроператор и турагент. Их задача – доводить услуги гостиниц, музеев, транспортных и других организаций до потребителей в разных концах мира.

1.2.Роль турагента и туроператора на туристском рынке

Составлением  и продажей туров занимаются туристско-экскурсионные  организации — туристские бюро, бюро путешествий, турагентства и т. д. С точки зрения вида предпринимательства  на туристском рынке все туристско-экскурсионные организации можно подразделить на туристские агентства и туристских операторов.

Термины «турагент» и «туроператор» определяют направление предпринимательской деятельности туристской фирмы или компании.

Туристский продукт  формируется из услуг предприятий, причастных к обслуживанию людей  на отдыхе и в путешествии. Это  транспортные фирмы и компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи и выставки, парки аттракционов, досугово-развлекательные предприятия, шоу-, кино-, видео-бизнес, азартные мероприятия и заведения, спортивные и курортные организации. Словом, все те, кто может оказать необходимые услуги.

Табличное сравнение  направления деятельности туроператора и турагента:

 

Туристические агентства 

Туроператоры

Основные функции

 

1.Реализация предлагаемого тура;

2. Доведение достоверной информации о туре потенциальному клиенту;

3. Продажа тура;

4. Реклама предлагаемого тура;

5. Презентация  рекламно-информационных изданий  по предлагаемому туру для  успешной реализации турпродукта;

1. Формирование набора услуг(тура);

2.Разработка  туристических маршрутов;

3.Ценообразование на туристическом рынке;

4. Продвижение турпродукта посредством рекламы, стимулирования продаж, PR.

5. Подготовка  рекламно-информационныx изданий по предлагаемым турам;

Сходства

 

Главной рыночной задачей, как турагента, так и туроператора, остается обеспечение устойчивого положения на туристском рынке и получение устойчивой прибыли.

Различия

   

По системе  доходов

Получение прибыли из комиссионных за продажу чужого туристического продукта

Получение прибыли  из разницы между ценой покупки и ценой продажи

По принадлежности турпродукта

Запрос на определенный продукт или услугу у туроператора, когда клиент выражает покупательский интерес

Наличие запаса туристического продукта для продажи


В повседневной практике бывает трудно определить четкое различие между туроператором и  турагентом, поскольку оба вида фирм могут решать сходные задачи. Конечно, туристское предприятие может быть одновременно и турагентом, и туроператором. Например, фирма разрабатывает маршруты как туроператор и продает их туристам и другим агентствам. В то же время эта же фирма как турагент приобретает туры у других фирм и продает их туристам.

Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с  клиентами-туристами. Это специфический  туристический вид бизнеса. Здесь  важен правильный выбор поставщиков  услуг, основанный на профессиональных знаниях туристического рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ взаимодействия участников рынка  туристических услуг

2.1.Основные направления и различия деятельности турагентов и туроператоров на рынке туристических услуг

Туристическая деятельность в России сегодня регулируется Федеральным  законом от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об  основах туристической деятельности в Российской Федерации». Причем, впервые  туристическую деятельность регулирует правовой документ, обладающий второй после Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) юридической силой и являющийся стержнем правовой системы такой  сферы деятельности, как туризм. На туризм в полной мере оказывают  регулирующее воздействие нормы  различных отраслей права: таможенного, страхового, административного, экологического, о защите прав потребителей и др., но особое место отводится гражданскому праву. Так, в ГК РФ прведены основные определения, напрямую связанные с туристической деятельностью, а именно, статья 2 части 1 ГК РФ звучит так: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Правила, установленные  гражданским законодательством, применяются  к отношениям с участием иностранных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным  законом.

Специфика этой сферы бизнеса - формы собственности  на туристическом рынке представлены во всем многообразии. Работают, как  частные предприниматели, так и  юридические лица, в том числе  некоммерческие организации. Статьей 128 ГК РФ к одному из объектов гражданских  прав отнесены работы и услуги, следовательно, туристический бизнес как деятельность по оказанию услуг попадает под действие этой статьи.

Информация о работе Взаимодействие участников рынка туристических услуг: туроператор – турагент - потребитель