Влияние туризма на развитие экономики дестинации на примере Республики Турция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Ещё одна проблема социального плана - низкий уровень жизни населения отсталых, слаборазвитых районов решается с помощью привлечения в эти местности туристов, в такой район начинает поступать приток денежных средств, увеличивается процент занятого населения, начинает развиваться инфраструктура туризма, сервисные службы: дороги, бытовые услуги, кафе, рестораны, парки развлечений.
Кроме того, действующий рынок туристских услуг может стать источником финансирования работ по охране исторического наследия и способствовать сохранению и своевременной реставрации исторических памятников, архитектурных сооружений, улучшению экологии региона.
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день в связи со стремительным развитием, туризм и его международная составляющая являются существенным элементом экономики стран.
Целью настоящей курсовой работы является изучение роли туризма в развитии экономики страны Турция.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Туризм как экономическая система……………………………………......4
1.1 Определение экономики как науки применительно к туризму………………......4
1.2. Экономическая сущность туризма, его материально-техническая база…......7
1.3 Влияние туризма на развитие экономики дестинации, эффект мультипликации……………………………………………………………………......8
Глава 2. Влияние туризма на развитие национальной экономики Турции......................................................................................................................17
2.1 Общая характеристика страны Турция…………………………………………17
2.2 Экономика Турции……………………………………………………………….18
2.3 Международный туризм в Турции……………………………………………..21
2.4 Индустрия туризма в Турции её развитие …………………………………….22
2.5 Роль туризма в экономике Турции……………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика.docx

— 68.77 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

  


 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО  В СКСиТ

 

на тему:

ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ДЕСТИНАЦИИ

НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТУРЦИЯ

 

 

Выполнила:  Кривобоченко Оксана Алексеевна,

                                                     студентка 3 курса

                       факультета социально-культурный  сервис и туризм

                       заочного отделения

                       шифр зачетки 71803

                       группа 10 СЗТ

 

Научный руководитель:  Ерышев И.Л.

                                                                        Оценка ________________

Подпись научного руководителя ________________

 

 

2013 г

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….....3

Глава 1. Туризм как экономическая система……………………………………......4

1.1 Определение экономики как науки применительно к туризму………………......4

1.2. Экономическая сущность туризма, его материально-техническая база…......7

1.3 Влияние туризма на развитие экономики дестинации, эффект мультипликации……………………………………………………………………......8

Глава 2. Влияние туризма на развитие национальной экономики Турции......................................................................................................................17

2.1 Общая характеристика страны Турция…………………………………………17

2.2 Экономика Турции……………………………………………………………….18

2.3 Международный туризм в Турции……………………………………………..21

2.4 Индустрия туризма в Турции её развитие …………………………………….22

2.5 Роль туризма в экономике  Турции……………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Туризм - это важный источник валютных поступлений в казну любого государства. Во многих странах на долю туризма приходится от пятой части до половины валового национального продукта. В сфере туризма занято 60% всей рабочей силы в мире. Туризм расширяет вклады в платёжный баланс страны, развивает сферы мирового хозяйства, сопутствующие туризму: производство товаров народного потребления, торговлю, строительство, транспорт, страхование и другие. С каждым годом растёт количество отраслей, вовлечённых в туристическую индустрию.

Туризм помогает трудоустроить  множество людей, так как индустрия  туризма имеет очень разветвлённую  сеть. В этой отрасли труд в основном не механизирован, и не может быть механизирован, что позволяет привлекать трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов.

Ещё одна проблема социального плана - низкий уровень жизни населения отсталых, слаборазвитых районов решается с помощью привлечения в эти местности туристов, в такой район начинает поступать приток денежных средств, увеличивается процент занятого населения, начинает развиваться инфраструктура туризма, сервисные службы: дороги, бытовые услуги, кафе, рестораны, парки развлечений.

Кроме того, действующий рынок туристских услуг может стать источником финансирования работ по охране исторического наследия и способствовать сохранению и своевременной реставрации исторических памятников, архитектурных сооружений, улучшению экологии региона.

Актуальность данной работы заключается  в том, что на сегодняшний день в связи со стремительным развитием, туризм и его международная составляющая являются существенным элементом экономики стран.

Целью настоящей курсовой работы является изучение роли туризма  в развитии экономики страны Турция.

 

                   Глава 1. Туризм как экономическая система

 

1.1 Определение экономики как науки применительно к туризму

 

Экономика, представляющая собой стратегию и тактику  хозяйственной деятельности, имеет ряд сущностных определений. Важно установить, какое место в каждом из них занимает туризм как один из видов этой деятельности.

Первое из рассматриваемых нами определений связано с рациональным ведением домашнего хозяйства, и туристская отрасль имеет к нему непосредственное отношение. Дело в том, что при формировании сегментов туристского рынка необходимо учитывать доходы и расходы каждой сегментной группы. Поэтому по количеству доходов сегментной группы, а также по числу этих групп в отдельном регионе или стране в целом можно проектировать с достаточной степенью вероятности объем финансовой выручки, количество и качество предлагаемых туристских услуг.

Контроллингом доходов является показатель расходов семьи. Согласно закону Эрнста Энгеля, большая часть расходов семьи с низкими доходами идет на оплату питания. А потому большая часть населения с низким уровнем дохода, т. е. первой сегментной группы, предпочитает проводить время отдыха, не пользуясь услугами турбизнеса. Задача специалистов турбизнеса − изменить существующий стереотип и обеспечить организованным отдыхом эту самую многочисленную часть потребителей, используя средства социального туризма.

Для следующей сегментной группы основными принято считать  расходы на приобретение одежды и товаров длительного пользования. Средние слои населения предпочитают отдых у моря, включая зарубежные туры. Необходимо оптимизировать их отдых разнообразием предлагаемых маршрутов.

Для последней сегментной группы − людей с высокими доходами − престижными являются различные услуги, включая туристские. Они предпочитают экзотический отдых, необычные путешествия. Поскольку эта категория туристов малочисленна, выручка туристского бизнеса по ней относительно невелика.

Второе определение экономики − это совокупность средств производства, т. е. взаимодействие предметов и средств труда. К предметам труда в туризме относятся природно-рекреационные ресурсы, которые условно можно разделить на две группы: уже вовлеченные в туристский процесс и пока бездействующие. Труд работников туризма направлен на реализацию услуг, обслуживание контингента отдыхающих. К средствам труда относятся: земельные ресурсы, здания и сооружения, а также орудия труда. Земля является одновременно и предметом труда, и средством труда, и средством дохода. Здания и сооружения в туризме имеют целевую, базовую направленность. Это, прежде всего гостиничный комплекс, а также другие средства размещения туристов; причем они составляют активную часть основных фондов. Орудия труда в туризме также весьма специфичны и делятся на основные и оборотные фонды и нематериальные активы.

Третье определение экономики тесно взаимосвязано со вторым − это взаимодействие основных факторов производства − земли, труда и капитала − и дополнительных факторов − предпринимательства и информатики. Земля как фактор производства для отдельных видов туризма, является определяющим фактором. Она же выступает основным фактором для категории базовых предприятий (домов отдыха, пансионатов, турбаз). Немаловажным фактором для базовых предприятий является трудоемкость обслуживания (фактор труда). В последние годы опережающими темпами развиваются информационные технологии, и, конечно, дефицитным для всех категорий предприятий остается фактор капитальных ресурсов.

Четвертое определение экономики относится к воспроизводственному процессу. В наиболее упрощенной форме воспроизводство характеризуется приростом денежных средств в виде банковского процента. Применительно к туристской отрасли сфера обращения денежных средств, товаров и услуг обслуживает турагентскую и туроператорскую деятельность. На авансированные деньги приобретаются путевки, которые реализуются далее с приращением денежных средств. Формирование туруслуг зависит от производственной деятельности базовых предприятий и туроператоров. Поэтому первая стадия кругооборота капитала − приобретение и реконструкция средств производства, выплата заработной платы. Вторая стадия − чисто производственная. Третья – полностью воспроизводит туристский процесс путем реализации готовой услуги и получения соответствующих доходов.

И последнее, пятое определение экономики как науки характеризует ее многоплановость и комплексность взаимосвязанных отраслей. В «ярусы» экономики принято включать экономику домашнего хозяйства, фирмы, предприятия, объединения и экономику отрасли, страны, мира. Экономика как комплекс отраслей содержит два крупных подразделения:

  • отрасли материального производства
  • отрасли нематериального производства

Материальное производство включает промышленность, сельское хозяйство, отрасли инфраструктуры. Промышленность, в свою очередь, состоит из добывающих и перерабатывающих отраслей, машиностроительного комплекса. Главными в туристической сфере являются именно отрасли добывающей промышленности, в значительной мере разрушающие природную среду.

Среди перерабатывающих отраслей выделим пищевую промышленность, которая органически связана с туризмом. Пищевая промышленность и сельское хозяйство входят в состав агропромышленного комплекса. Агропромышленный комплекс (АПК) включает множество взаимосвязанных подотраслей производства и обслуживания.

Отрасли машиностроения, такие  как авиастроение, судостроение и  другие, напрямую связаны с транспортным туризмом. Инфраструктурные отрасли − транспорт, связь, дорожное строительство, торговля − являются составными частями региональных туристских комплексов.

И наконец, социально-культурная сфера напрямую включает туристскую деятельность вместе с другими отраслями нематериального производства. Таким образом, туристская отрасль прямо или косвенно связана со всеми отраслями народного хозяйства.

 

1.2. Экономическая сущность туризма, его материально-техническая база

Сущность туризма можно  рассматривать в широком  и  более узком  значениях. Поскольку  первое значение в наибольшей степени связано с факторами производства, остановимся, прежде всего, на них.

Всегда есть альтернативный выбор: что развивать - строительство шахт или туристскую индустрию. Ответ на этот вопрос должны давать в каждом конкретном случае серьезные научные разработки, критерием же эффективности того или иного варианта является в большинстве случаев прибыль на единицу времени. Можно привести пару примеров как туристская сфера влияет на развитие страны или региона. Туризм напрямую связан с машиностроительным комплексом. Туризм может активно влиять на качество транспортного обслуживания, а, следовательно, предъявлять требования к качеству используемых транспортных средств: самолетов, плавсредств, автопарка и железнодорожного состава. Более того, туризм в состоянии проводить структуризацию капитальных вложений в транспортное обслуживание. Безусловно, здесь нужен нетрадиционный подход, который позволит сыграть на опережении западных стран по транспортным технологиям. И туризм может доказать это на практике, сделав заказ авиационной промышленности на производство спортивной авиационной техники, которая будет демонстрироваться в путешествиях по авиатурам.

Анализируя аналогичные  взаимосвязи по фактору труда, отметим, что туризм связан с социальной сферой: культурой, религией, здравоохранением и другими отраслями. Влияние туризма на социальную сферу обусловлено созданием новой идеологии в определенном смысле этого слова. Идеология как часть общественного сознания формируется на отношении человека к природе, развитии национального творчества, проведении спортивных национальных состязаний, организации религиозно-паломнических туров, развитии нетрадиционной медицины, воспитании подрастающего поколения.

Таким образом, на примере  основных и дополнительных факторов производства мы проследили функции туризма по отношению к экономике, социальной сфере и отчасти к идеологии.

Туризм в широком понимании  представляет собой ключевую отрасль экономики страны или отдельного региона, которая осуществляет контроль над развитием других отраслей и активно участвует в формировании валового национального продукта. В более узком понимании туризм можно охарактеризовать как отрасль, объединяющую множество других отраслей, связанных с обслуживанием туристов в едином технологическом режиме. По существу, речь идет о едином туристском комплексе. Часто туристские функции можно свести к четырем видам: доставка туристов к местам назначения, обеспечение их питанием, проживанием и досугом.

Состояние туристского комплекса  связано с наличием материально-технической базы, т. е. предметов труда и средств труда. Это здания и сооружения, их техническое оснащение, транспортные средства. Если рассматривать туризм как комплекс отраслей, а не фазы туробслуживания, то, конечно, следует добавить и рекреационные ресурсы, и памятники истории, и многое другое.1

 

    1.  Влияние туризма на развитие экономики дестинации эффект мультипликации

 

Применительно к индустрии туризма  существуют такие понятия, как "видимая" и "невидимая" торговля, "видимый" и "невидимый" экспорт и импорт.

Видимая торговля имеет дело с экспортом  и импортом материальной продукции  такой, как товары и сырье. При  этом торговым балансом страны называется разница между стоимостью видимого экспорта и стоимостью видимого импорта.

Невидимая торговля имеет отношение  к импорту и экспорту сферы  услуг. Большая часть дохода от невидимого экспорта туристских услуг поступает  от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Невидимый импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма.

Информация о работе Влияние туризма на развитие экономики дестинации на примере Республики Турция