Влияние туризма на развитие экономики дестинации на примере Республики Турция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Ещё одна проблема социального плана - низкий уровень жизни населения отсталых, слаборазвитых районов решается с помощью привлечения в эти местности туристов, в такой район начинает поступать приток денежных средств, увеличивается процент занятого населения, начинает развиваться инфраструктура туризма, сервисные службы: дороги, бытовые услуги, кафе, рестораны, парки развлечений.
Кроме того, действующий рынок туристских услуг может стать источником финансирования работ по охране исторического наследия и способствовать сохранению и своевременной реставрации исторических памятников, архитектурных сооружений, улучшению экологии региона.
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день в связи со стремительным развитием, туризм и его международная составляющая являются существенным элементом экономики стран.
Целью настоящей курсовой работы является изучение роли туризма в развитии экономики страны Турция.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Туризм как экономическая система……………………………………......4
1.1 Определение экономики как науки применительно к туризму………………......4
1.2. Экономическая сущность туризма, его материально-техническая база…......7
1.3 Влияние туризма на развитие экономики дестинации, эффект мультипликации……………………………………………………………………......8
Глава 2. Влияние туризма на развитие национальной экономики Турции......................................................................................................................17
2.1 Общая характеристика страны Турция…………………………………………17
2.2 Экономика Турции……………………………………………………………….18
2.3 Международный туризм в Турции……………………………………………..21
2.4 Индустрия туризма в Турции её развитие …………………………………….22
2.5 Роль туризма в экономике Турции……………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика.docx

— 68.77 Кб (Скачать файл)

Экспорт продукции, товаров и услуг (включая потребление продукции, товаров и услуг в стране пребывания иностранными туристами) обеспечивает доход страны. Расход страны заключается  в оплате импорта продукции, товаров  и услуг из других стран (включая  потребление продукции, товаров  и услуг гражданами страны во время  их пребывания за рубежом).

 Разница между полным доходом страны от экспорта (видимого и невидимого) и полной стоимостью импорта (явного и неявного) называется платежным балансом. Платежный баланс может быть отрицательным (дефицит) и положительным. В случае большого дефицита происходит утечка денежных ресурсов страны, поэтому не только малые страны, но и такие промышленно развитые государства, как США, Англия и Германия, стремятся к увеличению доходов от туризма и предпринимают серьезные усилия для привлечения в страну иностранных туристов.

Все международные операции страны отражаются в платежном балансе. Туристские потоки и связанные с  ними поступления валюты или утечка иностранной валюты также отражаются в платежном балансе страны. Так, если резидент страны путешествует за рубежом, то он там и тратит валюту; это отражается отрицательно на балансе  его страны и положительно на балансе  принимающей страны. По направлению  движения валюты можно определить, что для страны, отправляющей своего резидента за рубеж, расходы туриста  являются импортом, а для принимающей  страны экспортом, который как бы несравним с импортом и экспортом  товаров. Все это отражается на счете "Туризм". Если счет положительный, то это означает, что расходы приехавших в страну туристов превышают расходы  туристов, выезжающих из страны, и положительно влияют на ее платежный баланс. Однако здесь не учитываются тарифы международных транспортных перевозок и вторичное воздействие расходов туристов в стране.

ВТО провела классификацию стран  по положению туризма в их платежном  балансе, т. е. по поступлениям от международного туризма и платежам резидентов страны для осуществления путешествий. Поступления и расходы, связанные  с потоком капиталов, затраты  на импорт товаров и услуг, предназначенных  для потребления туристами, и  платежи от инвестиций и работы за рубежом были исключены из баланса. Баланс текущего туристского счета  отражает экономическую ситуацию страны и может характеризовать ее как  с положительным, так и с отрицательным  балансом.

Текущий туристский баланс, как правило, положителен в странах Средиземноморья. Это Франция, Италия, Испания, Кипр, Мальта, а также Австрия и Швейцария. Из развивающихся стран к ним  можно отнести, например, Тунис, Таиланд, Мексику, страны Карибского бассейна и  др. Отрицательный текущий туристский баланс в основном присущ индустриальным странам с высоким уровнем жизни, например скандинавским странам, Германии, Канаде и нефтедобывающим странам Персидского залива.

В большинстве развивающихся стран  ситуация почти безнадежна. Эти страны имеют отрицательный туристский баланс из-за того, что они не обладают необходимой инфраструктурой для  привлечения туристов из других стран  и часто обязаны импортировать  многие продукты, потребительские товары и оборудование для инфраструктуры. Кроме того, они платят из валютных выручек от туризма проценты за взятые за рубежом кредиты, а также заработную плату иностранному персоналу, который  помогает управлять фирмами. Часть  денег уходит в виде репатриированной прибыли транснациональным корпорациям  и др. Воздействие международного туризма на платежный баланс страны зависит от остальных составляющих платежного баланса, т. е. от текущего платежного баланса и баланса движения капиталов. В результате разных комбинаций этих составляющих суммарный баланс может  быть как положительным, так и  отрицательным. В свою очередь туризм может оказать влияние на движение капиталов, и, следовательно, последние также должны тщательно анализироваться для точного определения воздействия туризма на платежный баланс, да и на всю экономику.

Оценить точно влияние туризма  на платежный баланс очень сложно. В последнее время ведется  разработка единого международного счета туризма на базе сбора всей финансовой статистики о международном  туризме.

Однако не все деньги, потраченные  иностранными туристами в стране пребывания, могут автоматически  улучшить ее платежный баланс. Мировой  практике известен ряд расходов, которые  несет принимающая туристов сторона. В первую очередь это расходуемые  предметы и товары, привычные для  иностранного туриста, но не производимые или не потребляемые в стране пребывания, начиная от строительных и отделочных материалов гостиниц, гостиничного и  ресторанного оборудования, мебели, спортивного  инвентаря и заканчивая пищевыми продуктами, напитками и сувенирами. Увеличение приема иностранных туристов создает дополнительную нагрузку на местную инфраструктуру: водо - и электроснабжение, канализацию, уборку мусора, дороги, транспорт, связь, службу безопасности.

Выявляется необходимость расширения и развития аэропортов, вокзалов, морских  или речных портов, гостиниц, дорог  и т.д., для чего необходимо инвестировать  огромные средства. В странах, развивающих  индустрию туризма, это делается, как правило, за счет иностранных инвесторов. Привлечение же зарубежных инвесторов приводит к необходимости возвращения части полученных ими доходов в страну инвестора. В ряде стран развитие туризма приводит к необходимости привлечения иностранных сезонных рабочих, что также вызывает дополнительные валютные расходы и нагрузку на местную сферу обслуживания. Для государства важно так сбалансировать доходы, получаемые от въездного туризма, с расходами на него, чтобы в конечном итоге обеспечить устойчивый положительный платежный баланс страны по статье "Туризм".

Конференцией ООН по туризму  и путешествия была разработана и принята «Методика учета доходов и расходов страны по международному туризму». Согласно рекомендациям Международного валютного фонда в актив платежного баланса по статье "Туризм" включаются следующие доходы:

  • от продажи товаров и туристских услуг въездным и внутренним туристам;
  • экспорта товаров туристского спроса и оборудования для туристских предприятий;
  • продажи прочих услуг (подготовка кадров, предоставление услуг специалистами страны зарубежным партнерам);
  • транспортных расходов въездных туристов на внутренний и международный транспорт в стране пребывания;
  • инвестиций иностранного капитала в индустрию отечественного туризма;
  • кредитов, предоставленных другим странам (проценты и возмещение капитала) для развития туризма.

В пассив платежного баланса по статье "Туризм" включают следующие расходы: 

  • на приобретение туристских услуг и товаров выездными туристами в стране пребывания; 
  • импорт товаров, необходимых для обслуживания въездных туристов, в том числе на прямой и  косвенный импорт;
  • приобретение прочих услуг (подготовка кадров за рубежом, оплата труда иностранных рабочих и  специалистов, занятых в сфере туризма); 
  • перевозки выездных туристов зарубежными транспортными компаниями;
  • зарубежные инвестиции на развитие туризма в других странах; 
  • долгосрочные кредиты (проценты и возмещение капитала), вложенные в развитие  отечественного туризма.

Оценка экономического воздействия  туризма основана на расходах туристов. Здесь очень важно рассматривать  разные аспекты экономики, которые  испытывают на себе воздействие расходов туристов.

Расчет экономического воздействия  расходов туристов производится с помощью  мультипликатора. Так как местные предприятия зависят от других предприятий-снабженцев, любые сдвиги расходов туристов в туристской местности приведут к изменениям на производственном уровне экономики, дохода, занятости, обменного курса. Мультипликатор туризма это отношение изменений одного из ключевых экономических показателей (например, производства, занятости, дохода и т.д.), к изменению расходов туристов.

Однако надо отличать мультипликатор от акселератора: первый это отношение  новых инвестиций к увеличению производства и доходов, а второй отношение  дополнительного потребления к  росту производства и доходов.

При оценке значения мультипликатора  важно не только выбрать методику, но и определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические  функции.

Мультипликатор продаж измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор производства измеряет объем дополнительного производства в экономике за счет увеличения расходов туристов. Принципиальное различие между  этими двумя видами заключается  в том, что в мультипликаторе  производства не все купли-продажи  связаны с текущим производством (например, некоторые продажи совершаются  из складских запасов произведенной  продукции).

Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и  прибыли), образующиеся в экономике  в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор занятости характеризует  количество рабочих мест, созданных  за счет дополнительных расходов туристов.

 Туризм это многопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим числом секторов экономики, и, следовательно, для расчета мультипликатора требуется большая база данных.

Существующие модели расчетов мультипликатора  международного туризма имеют недостатки, которые преодолеваются на практике.

Ограничение, связанное с неэластичностью  предложения, может стать сдерживающим фактором при предложении необходимого количества и качества товаров и  услуг при увеличении расходов туристов. Как уже отмечалось выше, если излишний спрос не удовлетворяется местным производством, то дополнительные расходы туристов создают инфляцию, и недостающие продукты и услуги импортируются, а поэтому размер мультипликатора сокращается.

Многие виды мультипликатора по своей природе статичны и негибки. Для устранения этих ограничений  могут быть построены динамические модели. Ограниченность модели заключается  в том, что производственная функция  и функция потребления линейны, и характер внутрисекторных расходов стабилен, отсюда и предположение, что  дополнительные расходы туристов оказывают  такое же воздействие на экономику, как и равное количество предыдущих расходов. Следовательно, когда увеличивается  производство, предполагается, что  товары будут покупаться в таких  же пропорциях, что и раньше, без  учета уровня будущих сбережений. Статичность мультипликатора также  не учитывает продолжительность  времени мультипликативного воздействия  на экономику.

Значения мультипликатора различны в зависимости от характера местной  экономики и меры взаимосвязанности, разных ее секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода, например, является наиболее ценным, так как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведены продукция или оборот.

Итак, туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и таким образом  проникают в экономику страны пребывания. Это проникновение можно  исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия. Прямое воздействие это  объем расходов туристов за вычетом  объема импорта, необходимого для полного  обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым  непосредственно поступают расходы  туристов, также нуждаются в покупке  товаров и услугах других секторов местной экономики (например, гостиницы  пользуются услугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов  и др.). Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.

Во время прямого и косвенного расходования у местного населения  накапливается доход в форме  заработной платы, арендной платы и  др. Этот дополнительный доход местные  жители могут расходовать на покупку  отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток  экономической активности.

Экономическая эффективность туризма  означает получение экономического эффекта (или, другими словами, выигрыша) от организации туризма в масштабах  государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей  деятельности туристской фирмы.

Любое государство, развивающее туризм, стремится достичь максимальной выгоды. Развитие туризма может оказать  существенное влияние на экономику  и развитие региона, способствуя  притоку валюты: будут появляться новые рабочие места, улучшится  инфраструктура, то есть будут строиться  новые отели, дороги, парки, магазины и т.д.

Экономический эффект от развития туризма  многоуровневый. В результате туристской деятельности образуется бюджетный  эффект результат пополнения бюджетов различных уровней за счет налоговых  поступлений. Говоря о понятии эффективности развития туризма, необходимо помнить не только о прибыли и доходе, которые получит государство, но и о затратах, которые их обеспечили. Основой оценки эффективности является соотношение затрат и результатов. Источниками затрат могут быть реконструкции памятников архитектуры, финансируемые за счет государственного бюджета, затраты, связанные с коммерческой деятельностью предприятий, обслуживающих туристов.

Информация о работе Влияние туризма на развитие экономики дестинации на примере Республики Турция