Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 17:35, курсовая работа
Цель работы : описание водного маршрута по Нижней Катуне на Алтае.
Задачи:
Изучение истории развития водного туризма на Алтае.
Определить современное состояние водного туризма на Алтае.
Определить перспективы развития водного туризма на Алтае.
Проанализировать и описать туристический маршрут по реке Нижняя Катунь на Алтае.
Составить программу тура.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ТУРИЗМА НА АЛТАЕ…………………………………………………………………………
5
1.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДНОГО ТУРИЗМА НА АЛТАЕ. 6
1.3 ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ТУРИЗМА НА АЛТАЕ… 29
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ТУРА……………………………………………… 34
2.2 ПРОГРАММА ТУРА…………………………………………………… 38
2.3 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………….………………………………… 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 44
Сразу за устьем правого притока Чибит — 3-километровый Чибитский каскад порогов. Большая скорость течения, обилие камней, небольшие сливы осложняют сплав на этом участке.
Далее, кроме узких проток на Карагеме, препятствий нет.
Аргут делят на несколько характерных участков: Степной — 30 км, Дикий — 37 км и Быстрый — 36 км.
Степной Аргут — самый простой участок, на котором находится три несложных порога: Степной, Куркуре и Коротыш.
Перед рекой Кулагаш некрупная шивера, за ней надо причалить к правому берегу для разведки трудного порога Надолбы, которым начинается Дикий Аргут. Через 1 км начинается труба Сапожникова длиной 2—3 км. Обойти ее лучше левым берегом. Труба Сапожникова — очень сложное препятствие, тем более, что в 150 м от нее находится порог-водопад Сапожникова. Обычно его обходят по тропам обоих берегов.
За порогом-водопадом следует почти непрерывная цепь мощных порогов: Седой, Иедыгемский, Остров, Зигзаг, Стерегущий.
Ниже река течет каньоном, прохождение которого несложно. Через 1 км после устья реки Юнгур один за другим идут пороги Б. Ары-Юльский и Белый, довольно трудные. Далее на реке простые пороги, сливы, вал. Порог Зуб Ело расположен немного ниже устья одноименной реки, но его нужно просмотреть, так как сразу за ним идет сложный порог Раздельный. За ним Аргут ныряет в ущелье, где чередуются сливы, валы, камни.
За рекой Шавлой начинается Быстрый Аргут с порогами средней трудности: Лесной остров, Туганский, Атланты, Игольное ушко, Ворота. Из них наиболее сложный порог — Атланты. Маршрут за порогом Ворота продолжается по реке Катунь. Этот участок описан в маршруте № 166.
Р. Чулышман. Протяженность маршрута 235 км, продолжительность 25—30 дней.
Сезон путешествий: июнь — сентябрь.
Добраться к началу сплава можно из тувинского села Мугур-Аксы на машине до озера Хиндиктиг-Холь, затем пешком к озеру Джулукуль. Другой путь — из села Кош-Агач машиной вдоль реки Бугузун до перевала, потом переход до Джулукуля.
Чулышман вытекает из озера узкой речкой, петляющей по заболоченной равнине. До левого притока Богояша встречаются сложные участки: шивера перед правым притоком Туту-оюк и порог перед Богояшем.
Ниже река становится быстрой, полноводной, с каменистыми берегами. В трех километрах ниже правого притока Узун-оюк Чулышман входит в горы. Здесь находится очень сложный 10-километровый участок с уклоном около 20 м/км. В районе левого притока Уанду Чулышман выходит из ущелья и дальше на протяжении 10—12 км серьезных препятствий для туристов нет. Но потом река вновь входит в каньон и начинается Язулинское ущелье, которое тянется до устья притока Верх. Тартагай. Ущелье можно разделить на два участка. Первый — относительно простой — кончается перед «Чертовым мостом». На нем насчитывается 44 препятствия, среди которых есть очень сложные, но все они проходимы. От моста 3,5-метровым водопадом начинается другой, более сложный отрезок. Он изобилует крутыми водопадами, водопадными сливами, каньонами, сложнейшими порогами, из которых пять еще никем не пройдены. Очень трудна здесь также разведка и страховка. Средний уклон русла — 27 м/км. Ниже устья реки Верх. Тартагай Чулышман быстро течет одним руслом. Ниже устья Ниж. Тартагая встречаются простые шиверы и перекаты. В 2 км выше устья левого притока Адулугэм порогом Мини-Каша начинается ущелье, достаточно серьезное препятствие. В нем много трудных порогов, среди которых нужно особо выделить Кульминацию. Кончается ущелье несложными шиверами перед устьем крупного правого притока реки Шавлы. Ниже Чулышман опять относительно спокоен на участке около20 км, где лежит порог Бегемот. Через 5—6 км Чулышман разбивается на рукава, а затем собирается в одно русло и входит в резкое сужение. Здесь расположена Труба или Предкаша. А за ней начинается Каша — двухкилометровый порог с большим падением, мощными сливами, прохождение которого очень рискованно. Разведку удобно делать с левобережной тропы.
Каша завершается каскадом мощных шивер, который через 5 км эффектно венчается красивым порогом Ворота. Разведка его производится с левого берега. Ниже идет ряд несложных порогов и шивера, от правого притока реки Куркуре до урочища Ка-туярык на реке нет никаких препятствий. А 3 км ниже урочища начинается Туданский каскад со сравнительно простыми порогами, затем двойная шивера переходит в озеровидное расширение реки с очень сложным порогом Тудан. Разведка по левому берегу. Снова простая шивера и второй трудный порог Туданского каскада, с мощным валом.
Ниже простые шиверы, а затем после участка чистого быстротока от реки Итыкай идет Итыкайский каскад. Самый сложный элемент каскада — длинная двухступенчатая шивера. Ниже шивера попроще и легкие пороги до поселка Коо. После Коо начинают появляться плесы. Ниже впадения Башкауса на реке встречаются топляки, коряги. Сплав можно закончить в устье реки Чулышман на левом берегу у мыса Кырсай, возле Телец-кого озера.
Кроме вышеперечисленных маршрутов, которые охватывают далеко не все реки Алтая, можно предложить ряд путешествий для самостоятельной разработки. В первую очередь, это маршруты, включающие в себя притоки реки Бии и Чарыша.
P. Уймень — Бия. От с. Уймень или выше сплав до г. Бийска.
P. Сарыкокша — Бия. От с. Каракокша сплав до г. Бийска.
P. Лебедь — Бия. От с. Усть-Байгол сплав до г. Бийска.
P. Пыжа — Бия. От пос. Иогач — перевал в долину р. Пыжи — сплав до г. Бийска.
P. Белая — Чарыш. От с. Бугрышихи или с. Подплитное сплав до с. Белоглазово.
P. Иня — Чарыш. От с. Усть-Ионыш или выше сплав до с. Краснощекова.
Нужно только отметить, что эти маршруты имеют ярко выраженную сезонность. По притокам Бии можно сплавляться в июне — сентябре, так как в мае здесь проходит молевой сплав леса. По притокам Чарыша можно путешествовать в мае — июне. Позже они становятся маловодными. Есть ряд притоков Катуни, Чулышмана, Аргута, которые представляют интерес для разработки новых маршрутов, но они под силу лишь опытным туристам.
Развитие природоориентированного туризма в Алтайской крае сдерживают несколько факторов, наиболее весомые из них – отсутствие хорошо развитой системы туристских предприятий, занимающихся организацией отдыха и отсутствие развитой инфраструктуры туризма : баз отдыха, гостиниц, скудность индустрии развлечений. Кроме этого, развитие туризма и организации туристической инфраструктуры сдерживается неразвитой дорожной сетью, которая существует только вокруг городов, для организации охоты, рыбалки сегодня требуются вездеходы и вертолеты.
Еще одним сдерживающим фактором является не очень благоприятная экологическая обстановка.
При этом Алтайский край является перспективным регионом для развития российского туризма. На сегодняшний день в крае зарегистрировано 126 туристических фирм, что вдвое превышает показатель пятилетней давности. Туроператоры предлагают самый разнообразный выбор путешествий.
Среди формирующихся центров туризма можно выделить район Горной Колывани, Курьинский, Чарышский, Смоленский, Краснощековский, Красногорский районы. Здесь возможно развитие практически всех видов туризма. Еще один центр туризма формируется в г.Яровое с пляжно-купальным видом отдыха. Этот же вид отдыха очень популярен в районе соленых озер степного Алтая, группы Завьяловских озер, Большого Ярового, Горького-Перешеечного, Малинового озер и др.
В Алтайском крае действует множество программ туров, маршрутов и экскурсий. Охарактеризуем виды туризма, реализуемые в крае.
Спортивный туризм - наиболее развитый и популярный вид туризма. Помимо Катуни с её притоками особо посещаемыми реками Горного Алтая можно назвать Бию и Чарыш.
В последнее время особо популярным видом туризма на алтайских реках становится рафтинг. Сегодня Горный Алтай - один из немногих регионов, где туристам предлагают конные маршруты. Пеший поход доступен любому, кроме того, его можно разнообразить - и по Катуни сплавиться, и пещеры посетить, и на коне прокатиться.
Для любознательных туристов тоже есть возможность хорошо отдохнуть - некоторые фирмы организуют вертолётные туры в любой уголок Горного Алтая.
Развитие зимних туров с катанием на горных лыжах, санях, снегоходах, устройством ледяных горок и других зимних забав позволило расширить сезон действия многих туристических баз Алтайского края. Алтай заслуженно называют гордостью и жемчужиной Сибири.
Исключительно интересны эксклюзивные археологические туры с посещением археологических памятников мирового значения – древних стоянок человека в Денисовой и Тавдинских пещерах, «Царского кургана».
В крае реализуются событийные туры, связанные с посещением Шукшинских дней в Сростках, фестивалей «Песни Иткульского лета», «Под звёздным небом Колывани» и др. с каждым годом собирают всё больше и больше гостей со всей России, а также из-за рубежа.
Одним из самых распространённых видов туризма на Алтае по праву считается автомобильный туризм - поэтому ежегодно тысячи людей отправляются в Республику Алтай на автомобилях. Главной автомобильной артерией республики является Чуйский тракт, который пересекает с северо-запада на юго-восток горную часть Алтая и проходит до границы с Монголией.
Наличию и дальнейшему развитию способствует наличие сети оздоровительных учреждений, среди которых особо выделяется курорт «Белокуриха». В предгорьях Алтая, в долине речки Белокуриха раскинулись санаторные корпуса старейшей сибирской здравницы - курорта Белокуриха. Природным лечебным фактором в Белокурихе является микроклимат, создаваемый горным ландшафтом.
На территории края очень распространен комбинированный туризм, который предлагают все без исключения туристские фирмы края, основу которых составляет пешеходный туризм. Комбинированные маршруты могут сочетать в себе автомобильный и пеший туризм, водный и пеший туризм, вертолетный и пеший туризм. Популярными являются познавательные авто – пешеходные туры. Для любителей спортивного водного туризма турфирмы предлагают многочисленные туры рафтинга, для которого есть все условия в крае. Туры могут быть различной категории сложности и на разный уровень подготовки туристов. Предлагаются и комбинированные туры, включающие элементы автотуризма, пешеходного туризма, рафтинга. Есть предложения, включающие автотуризм, трекинг ( пешеходный туризм) , спелеотуризм и сплав по озеру.
Большое разнообразие комбинированных туров включает и предложения по отдыху на многочисленных озерах. По количеству обслуживаемых туристов и отдыхающих можно выделить два ярко выраженных сезона. «Высоким» сезоном можно назвать период с июня по сентябрь. Следующий наплыв отдыхающих отмечается в период новогодних и рождественских праздников. Также несколько увеличивается прием во время школьных и студенческих каникул. Остальное время наблюдается умеренное посещение мест отдыха. В тех местах, где созданы условия для активного отдыха с катанием на горных лыжах, заполняемость при благоприятных погодных условиях обеспечивается во все выходные и праздничные дни, а сезон катания на некоторых трассах длится более полугода.
Оценка существующих в Алтайской крае туристских ресурсов дает возможность развивать не только те виды туризма, которые уже имеют место , но и новые, востребованные на рынке виды туризма – паломнический туризм, оздоровительный туризм на базе минеральных источников, сельский туризм, историко-археологический туризм, новые виды спортивного туризма – спелеотуризм, горный туризм, приключенческий туризм. При этом каждый из имеющихся видов туризма в Алтайском крае не достаточно развит и требует дальнейшего активного развития и продвижения.
Учитывая стратегические преимущества географического положения Алтайского края и особую ценность его рекреационных ресурсов, создание на территории края современных конкурентоспособных рекреационных комплексов, позволит включить Алтайский край в сферу международного туризма, являющегося в настоящее время третьей по доходности отраслью мировой экономики, на долю которого приходится около 7 процентов мировых капиталовложений. Управление инвестиционных рынков и ресурсов краевого управления экономики и инвестиций администрации края реализует ряд мероприятий. Проект "Бирюзовая Катунь", который лег в основу проекта на создание особой экономической зоны, на сегодня является основополагающим туристическим проектом на Алтае.
Создание особой экономической зоны - серьезный импульс для развития туризма в Алтайском крае.
Алтайский край, высоко обеспеченный такими важными факторами развития туризма, как богатые природно-рекреационные и историко-культурные ресурсы, объективно считается одним из самых перспективных регионов России для инвестирования в сферу туризма.
Согласно критериям туристско-рекреационной оценки, «средним» и «выше среднего» баллами обладают Алтайский, Завьяловский, Залесовский, Заринский, Змеиногорский, Красногорский, Краснощековский, Курьинский, Павловский, Советский, Солонешенский, Смоленский, Чарышский районы края, а также города Барнаул, Бийск, Белокуриха, Змеиногорск, Яровое.
Самым насыщенным по количеству средств размещения является Алтайский район. В других районах края, формирующих сферу туризма, в последние годы также появились новые базы размещения, и идет активный процесс изучения возможностей отвода земельных участков под рекреационную застройку.
Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» является первым этапом формирования организационной и экономической среды для создания и функционирования в Алтайском крае курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Этот комплекс охватывает территорию 4 районов края, включая город-курорт федерального значения «Белокуриха», с общей численностью населения 92 тыс. человек. Ожидаемый объем инвестиций составит 37,8 млрд. рублей, в том числе на I этапе при создании ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» - 10,44 млрд.рублей.
В Алтайском крае имеются хорошие возможности развития речного транспорта. Река Обь является судоходной и позволяет совершать речные поездки от г. Бийска до г. Новосибирска. На малых пассажирских судах предполагается доставлять путешествующих до туристических центров края.
Еще одним важным проектом является трансграничный туристический маршрут "Алтай - Золотые горы". Дискуссии о его реализации идут с 2002 года. По самым оптимистичным прогнозам, маршрут заработает к 2010-му году. Однако уже определены подробности проекта. Решено, что трасса маршрута будет проходить по направлению движения солнца: Россия, Монголия, Китай и Казахстан
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ.
2.1 ОПИСАНИЕ ТУРА.
Хотите попробовать себя в водной стихии, почувствовать особенность водного путешествия? Начните со сплава по Нижней Катуни. Как правило, туристы объединяют этот сплав с другими видами путешествий.