Возможности развития туризма в Латгалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Прошедший ХХ век, наряду со многими феноменальными событиями и явлениями в жизни мирового сообщества, продемонстрировал чуть ли не взрывной характер туризма. Сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете.
Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТУРИЗМ КАК ГЛОБАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА 5
1.1.Понятие и сущность туризма 5
1.2.Виды и формы туризма, их краткая характеристика 8
1.3.Туризм, как отрасль мировой экономики 12
1.4.Роль туризма в современном обществе 15
2. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЛАТГАЛИИ 18
2.1.Краткие сведения о регионе 18
2.2.Анализ видов туризма, развитых в регионе 19
2.2.1.Религиозный туризм в Латгалии 20
2.2.2.Познавательный туризм 22
2.2.3.Развлекательный туризм 26
2.3.Проблемы, сдерживающие развитие туризма в регионе 27
2.4.Перспективы развития туризма в регионе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Вложенные файлы: 1 файл

туризм Латгалия.docx

— 77.64 Кб (Скачать файл)

 

Формы туризма в зависимости  от длительности пребывания. Очень  важной классификацией форм туризма  является их классификация в зависимости  от продолжительности пребывания.

 

Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным  поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный  туризм. Транзитный туризм -- это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм -- это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма -- кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2--4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально -- три ночлега.

 

Формы туризма в зависимости  от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15--24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25--44лет; экономически активные люди среднего (45--64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).

 

Формы туризма в зависимости  от транспортных средств. В зависимости  от транспортного средства, используемого  для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие  формы туризма: авиа туризм, автобусный, ж-д, автомобильный и морской.

 

Формы туризма в зависимости  от времени года. В зависимости  от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация  форм туризма показывает колебания  спроса на туристские услуги в течение  года. Время, в которое совершается  максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, срок спада путешествий -межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.

 

Кроме предложенных шести  критериев существуют и другие точки  зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам.10 Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм -- путешествия обитателей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм -- путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездное туризм-- путешествия обитателей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин регион" - к какому-то району в пределах какой-либо страны либо к группе стран. Определение "туризм в пределах страны" охватывает собой внутренний и въездной туризм; "национальный туризм" - внутренний и выездной туризм; "международный туризм"- въездной и выездной туризм.

 

    1. Туризм, как  отрасль мировой экономики

 

Туризм является одной  из наиболее динамичных и ведущих  отраслей в мировой экономике. За довольно быстрые темпы роста  он признан одним из экономических  феноменов прошлого столетия.

В ряде стран туризм играет очень важную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации  внешнеторгового баланса. Благодаря  этой отрасли создаются дополнительные рабочие места, и обеспечивается занятость населения. Туризм оказывает  большое влияние на ряд ключевых отраслей экономики страны. Это такие  отрасли как транспорт и связь, производство товаров народного  потребления, сельское хозяйство, строительство.11 Собственно можно сказать, что туризм является катализатором социально-экономического развития страны. В свою очередь на развитие туризма влияет ряд факторов: демографический, социально-экономический, исторический, религиозный, политико-правовой.

   С уверенностью можно сказать, что значение туризма как источника валютных поступлений, и международных контактов с каждым годом растёт.

По данным Всемирной туристской организации [ВТО], число прибытий в 2000 г. составило 698 млн. человек, а величина поступлений от туризма -478 млрд. долл. США. По прогнозам экспертов ВТО, число поездок в мире к 2010г. может  достичь 1 млрд. туристских прибытии, из которых 546 млн. придется на Центральную  и Восточную Европу, включая страны СНГ и Балтии, где туризм будет  развиваться опережающими темпами  по сравнению с Европейским регионом в целом.12

На данный момент существует большое количество классификаций в туризме. Но с  уверенностью можно сказать, что  каждый из видов туризма индивидуален и уникален, имеет свои особенности. Необходимо отметить, что каждый вид  туризма должен быть тщательно спланирован, разработан и организован.13 Однозначно необходимо учитывать потребности, особенности и интересы участников туристических путешествий. Так же надо помнить, что спрос на путешествия определяется одновременно рыночными механизмами и экзогенными переменными то есть факторами, которые не связанны непосредственно с туризмом, но все равно оказывающими значительное влияние на степень и форму спроса на туристическую деятельность. Эти переменные включают в себя социальные и демографические изменения. достижения в экономике и праве, развитие торговли и транспортной инфраструктуры, информационных технологий и безопасности в целом.

Напоследок следует заметить, что не все особенности клиентов могут обуславливать наличие  соответствующего вида туризма. Но с  другой стороны – вполне возможно, что учет таких особенностей позволит выявить новые виды туризма.

 

Существует прямая связь  между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

Растущий уровень жизни  в развитых индустриальных странах  мира ведет к росту продолжительности  отпусков работников и достаточно высокому уровню пенсионного обеспечения, что  также оказывает значительное влияние  на развитие туризма.14

Спрос на путешествия и  туризм определяется одновременно и  рыночными механизмами (спросом  на туристские, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и  их распределением), и экзогенными  переменными, т.е. факторами, не связанными непосредственно с туризмом и  путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень и форму  спроса на туристскую деятельность. Экзогенные факторы включают демографические  и социальные изменения, экономические  и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.

К демографическим и социальным изменениям относятся: старение населения, более ранний выход на пенсию с  достаточным пенсионным обеспечением, возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающих женщин, семей с двумя работающими  членами семьи, тенденция к более  поздним бракам, рост числа бездетных  семей, увеличивающийся срок оплачиваемого  отпуска, лучшее понимание возможностей путешествия и забота об окружающей среде.

Таким образом, изменения, происходящие в демографической структуре  и социальных моделях общества, приводят к тому, что все большее количество людей в мире имеют время, желание  и финансовые возможности для  путешествий.

Измерением уровня жизни  и дифференциации доходов населения  занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 г. ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются, величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э. Энгелем, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается.15

В практике туристской деятельности различают страны-поставщики туристов (направляющие страны) и страны, как  правило, принимающие туристов. К  первым могут быть отнесены: США, Германия, Англия, Бельгия, Дания и др. Ко вторым - Франция, США, Испания, Италия и др. Статистика ВТО показывает, что за последнее время международные путешествия и доходы от них выросли во всех регионах мира.

Наиболее посещаемой страной  мира является Франция, что подтверждается и последними данными ВТО.16

По данным ВТО, вклад туризма  в мировую экономику (валовое  производство услуг) оценивается в 3,5 трлн. долл. (данные 1993 г.), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего  продукта. Индустрия путешествий  и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве  стран мира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн. человек (или одного из 15 человек, занятых  в мировом производстве). Путешествия  и туризм обеспечивают свыше 11% международных  инвестиций и приносят в казну  государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл.

 

 

    1. Роль туризма  в современном обществе

 

Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.

 

Итак, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг  производится с минимальными затратами  на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Туристическая  отрасль входит в число экономических  форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости.

 

Однако информация о развитии международного туризма не яв­ляется абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных меж­ду странами.

 

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XXI столетия, как одно из самых ярких явлений  нашего времени, которое реально  проникает во все сферы нашей  жизни и изменяет окружающий мир  и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому  мы рассматриваем его не просто как  поездку или отдых. Это понятие  намного шире и представляет собой  совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях. Туризм стал играть такую роль в жизни общества, что превратился в уникальную крупномасштабную мировую индустрию, а туристические ресурсы становятся важнейшей частью национального богатства многих стран. 17

 

 

Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений  активно влияют на различные секторы  экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального  продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

 

Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения  его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных, банковских, страховых и других компаний.

 

Интенсивное развитие международных  туристских связей повлекло за собой  создание многочисленных международных  организаций, содействие лучшей организации  этой сферы международных экономических  отношений.18

 

Исходя из всего вышеперечисленного, можно назвать основные черты  развития туризма в предстоящее  десятилетие:

 

1. Дальнейший рост показателей  международной туристской деятельности

 

2. Постоянное влияние экономической  и политической ситуации в  мире на туризм.

 

3. Определяющими факторами  туризма станут социодемографические изменения, электронная информация и коммуникационные системы

 

4. Популяризация деятельности  туроператоров, занятых как глобальным, так и средним и малым бизнесом

 

5. Одним из самых популярных  регионов пребывания, видимо, станет  Южная и Юго-Восточная Азия. В  рамках этого потока будет  усиливаться роль международного  сектора России как центра  транзитного обслуживания из  Западной Европы, а также сегмента  выездного туризма из России  в указанные регионы.

 

  1. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЛАТГАЛИИ

 

Латгалия – это земля, покрытая множеством озер. Их здесь более двух тысяч. Это регион с удивительной природой и особенными людьми, которые бережно хранят свое культурное наследие и традиции.

В Латгалии можно полюбоваться красотой, излучаемой зеркалами озер, в которых отражаются ближайшие березовые рощи, стаи перелетных птиц и сугробы белых облаков! Скрыться от городского шума и приди туда, где люди сердечно встречают гостей, где утро приветствует тишину, где на пригорках растут васильки.

 

 

    1. Краткие сведения о регионе

 

 

Латгалия – древняя  латвийская земля, занимающая почти  одну четверную часть Латвии. В  Латгалии проживает приблизительно треть населения Латвии. Исторически  Латгалией называлась территория Латвии к востоку от Даугавы, от границы  племени ливов до славянских границ. Древняя Латгалия (нынешняя Видземе  и Латгалия), в 16 веке находясь в зависимости  поляков, называлась ''Пардаугавским  герцогством''.

Турист с историй Латгалии может ознакомиться уже до начала путешествия и исторические события  в Латгалии принимать во внимание также во время всего путешествия, так как только тогда будут  понятны контрасты, наблюдаемые  в этом регионе.

Информация о работе Возможности развития туризма в Латгалии