Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:47, реферат
Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.
Документы международных конференций по туризму указывают, что «Туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими организациями на комплексной и последовательной основе» (1*).
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский
Факультет «Географии и геоэкологии»
Направление «Туризм»
Реферат
«Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма»
Выполнила студентка
2 курса, 8 группы,
туристического отделения
географического факультета
Шушпанова Инна
Проверил
Иванов А.Е.
Санкт-Петербург – 2012
Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.
Документы международных конференций по туризму указывают, что «Туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими организациями на комплексной и последовательной основе» (1*). Сегодня невозможно обойтись без единого национального механизма, обеспечивающего координацию туристской политики на общегосударственном и региональном уровнях.
В своих рекомендациях ВТО отмечает, что на нынешнем этапе развития туризма только государство и правительство играют в нем первостепеннейшую, если не единственную роль, а частнопредпринимательский сектор участвует в этом лишь частично. Последний никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, как и основных элементов туристской инфраструктуры. Необходимо отказаться от мысли, что частный сектор способен выполнять отдельные функции НТА (Национальной Туристской Администрации).
Данное положение в Российском туризме является следствием того, что у нас до си пор отсутствует государственная комплексная политика развития туризма. Как отметила вице-премьер Правительства РФ В. Матвиенко: «В России управление данной отраслью ограничивалось незначительными функциями лицензирования и, так скажем, наблюдением за тем, что происходит в данной сфере» (8*). Надо полагать, что Правительство в процессе «наблюдения» заметило, что Россия в последнее десятилетие превратилась в страну преимущественно выездного туризма и стала ведущим рынком для турфирм Турции, Кипра, Китая, Финляндии, Польши, обеспечивая значительную часть доходов от этого вида деятельности.
Государственная политика в сфере туризма предполагает прежде всего создание правовой базы, позволяющей туризму нормально функционировать как равноправной отрасли в условиях рынка.
В послеперестроечный
период по мере формирования в экономике
России рыночных отношений, государство
предприняло ряд попыток
Особо важным периодом в становлении национального туризма, по мнению большинства специалистов, является середина прошлого десятилетия, когда рядом Указов Президента и Постановлений Правительства туризм в нашей стране впервые был официально введен в сферу государственных интересов. В основополагающем Указе Президента говорилось: «1. Признать одной из приоритетных задач государства всемерную поддержку развития туризма в Российской Федерации» (11*).
Впоследствии эта мысль нашла свое одобрение в Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации». Программу предполагалось реализовать в два этапа.
Первый этап (1995–1997 гг.) включал разработку системы программных мероприятий, направленных на формирование нормативно- правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно-информационного, кадрового и научного обеспечения, а также предполагал развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов, расположенных в районах с наибольшим туристским потенциалом. Реализация первого этапа Программы должна была привести к стабилизации и началу постепенного роста внутреннего и въездного туризма.
Второй этап (1998–2005 гг.) предполагал завершение работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма, модернизации существующей материальной базы и строительство новых объектов средств размещения и туристской инфраструктуры, развертывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению отечественного туристского продукта на мировом рынке (12*). По мнению составителей Программы, реализация второго этапа должна была значительно увеличить рост туристских потоков в нашу страну.
Однако, как показывает практика сегодняшнего дня, этого не случилось. Основные положения данной Программы, к сожалению, остались не выполненными. Причины известны: отсутствие надлежащего финансирования в ее бюджетной части и несостоятельность соответствующих субстанций в создании необходимого механизма внебюджетной подпитки.
Следует сказать, что в ряде субъектов РФ (в Тверской, Ярославской и Московской областях, в Приморском и Краснодарском краях, Татарской, Бурятской и других российских республиках) были приняты документы, предусматривающие развитие туризма – как национального, так и выездного с учетом программ социально-экономического и культурного развития регионов, а также с привлечением дополнительных капиталов и инвестиций в данные территории. Но все планы, в основном, остались на бумаге по уже названным причинам.
Важнейшим событием в области туризма стало принятие в 1996 г. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Данный закон имел огромное значение, так как был призван ликвидировать «белые пятна» в правовом туристском пространстве. Настоящий закон впервые определил принципы государственной политики, направленные на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, который регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ. В норме закона было заявлено, что туризм является отраслью экономики, которой придается одно из первенствующих значений; сформулированы цели и принципы государственного регулирования туристской деятельностью (13*). А. Соколов, возглавлявший Комитет Госдумы по туризму и спорту говорил: «Да, это пока декларация, но за эту декларацию стоило бороться. Теперь перед нами следующий этап – довести до сознания всех, от кого зависит функционирование отрасли (в том числе, к сожалению, и до высоких государственных лиц, что туризм – это серьезная и престижная сфера, которая может давать крупные и быстрые доходы в бюджет)» (15*).
Существенным недостатком Закона является то, что он плохо защищает отечественный туристский рынок от и ностранных туристских компаний, которые создают свои представительства в нашей стране, но налогов в российский бюджет не платят, создают дополнительную конкуренцию российским турфирмам, предлагая напрямую свой турпродукт по более дешевым ценам.
В период 1995–2000 гг. государственное регулирование туризмом было сопряжено с другими важными событиями, которые в той или иной мере совершенствовали различные аспекты национального и выездного туризма (17*).
В данный период, наряду с продолжением позитивного построения государственных основ РФ в области туризма, не всегда однозначными, были действия, проводимые в сфере развития управленческой структуры отрасли. За десять последних лет (1991 по 2001 гг) управленческая структура в этой отрасли менялась практически ежегодно:
апрель 1991 г. – упразднение Государственного Комитета СССР по иностранному туризму и создание Совета по иностранному туризму при Кабинете Министров СССР;
март 1992 г. – упразднение Совета по иностранному туризму при Кабинете Министров СССР и создание Министерства культуры и туризма Российской Федерации;
сентябрь 1992 г. – упразднение министерства культуры и туризма Российской Федерации и создание Комитета Российской Федерации по туризму;
январь 1994 г. – упразднение Комитета Российской Федерации по туризму и создание Комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму и создание Государственного Комитета по физической культуре и туризму;
май 1999 г. – преобразование Государственного Комитета по физической культуре и туризму в Российское Агенство по физической культуре спорту и туризму. Затем – в Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму;
май 2000 г. – упразднение Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму и создание Государственного Комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (ГКФСТ) (18*).
При этом, части функций упраздненного органа вначале была передана Министерству экономического развития и торговли, а 1 августа 2000 г. при нем был создан Департамент туризма, действующий до сего времени.
Начало XXI века было отмечено новыми шагами в сфере государственного регулирования туризмом.
С 1 июля 2002 г. вступил в силу новый Кодекс об административных правовых нарушениях (КоАП). На фоне многих значительных экономических и правовых процессов, происходящих в жизни туристских фирм страны, принятие данного документа не особенно заметили менеджеры и руководители компаний. А между тем, этот документ имеет весьма важное значение в регулировании государственно-общественных правоотношений.
Если говорить о конкретных нормах закона, которые могут быть применены к турфирмам, то это, во-первых, нормы, устанавливающие ответственность за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, осуществление рекламы за оказание услуг населению с нарушением санитарных норм и без сертификата соответствия, за нарушение прав потребителя на получение необходимой информации о реализуемом турпродукте и т. д. (19*)
Заметным событием в жизни отечественного турбизнеса является принятие Правительством РФ 12 июля 2002 года «Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года», которая направлена на обеспечение в стране правовой организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии (20*). В данном документе дается достаточно объективная оценка современному состоянию туризма в Российской Федерации и определены основные факторы, сдерживающие развитие въездного туризма. Концепция также определила основные задачи развития отечественного туризма и сформулировала современные пути их реализации, что теоретически должно значительно продвинуть вперед отечественный туризм.
16-18 мая 2007 г. в г. Суздале Владимирской области прошла II Всероссийская конференция «Государственная политика в области развития культурно-познавательного туризма России».
Организаторами конференции
выступили Федеральное
На конференции обсуждались вопросы межведомственного сотрудничества Федерального агентства по туризму с Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Актуальным стало обсуждение развития туризма как основы сохранения памятников архитектуры и градостроительного искусства, привлечения инвестиций в туризм, расширение форм и видов туризма.
Кроме того, проведены круглые столы по темам:
- «Развитие культурно-
- «Туризм как основа сохранения памятников архитектуры и градостроительного искусства»;
- «Инвестиции в туризме.
Расширение форм и видов
- «Роль туроператоров
в формировании туристских
Особый интерес вызвали обсуждение вопросов перспективы развития туристкой сферы на круглых столах «Развитие культурно-познавательного туризма в рамках федеральных целевых программ», «Инвестиции в туризме. Расширение форм и видов туризма».
Информация о работе Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма