Дворцово-парковые комплексы как перспективные объекты туристических маршрутов Ленинградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить дворцово-парковые комплексы Ленинградской области, их историю, архитектуру и культуру старинных дворцов и усадеб, как перспективных объектов туристских объектов Ленинградской области.
Задачи:
1) Изучить историю, архитектуру, культуру и владельцев старинных дворцов и усадеб Ленинградской области.
2) Определить туристический потенциал Дворцово-парковых комплексов, разработать критерии для оценки культурно-исторической значимости и сформировать бальную оценку.
3) Определить наиболее перспективные дворцово–парковые комплексы Ленинградской области, разработать предложения по их использованию их культурно исторического потенциала

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. История, архитектура и культура старинных дворцов и усадеб Ленинградской области. Владельцы и их усадьбы……………………………..5
1.1 ГМЗ « Гатчина»………………………………………………………………..5
1.2 ГМЗ «Ораниенбаум»…………………………………………………………..6
1.3 Усадьба «Марьино»…………………………………………………………...9
1.4 Дворцово-парковый ансамбль «Ропша»…………………………………......9
1.5 Дворцово-парковый ансамбль «Гостилицы» ……………………………….12
Глава 2. Туристический потенциал Дворцово-парковых комплексов………..16
2.1. Разработка критериев для оценки культурно-исторической значимости и туристского потенциала………………………………………………………….16
2.2. Бальная оценка дворцово- парковых комплексов и их характеристика....19
Глава 3. Наиболее перспективные дворцово – парковые комплексы Ленинградской области………………………………………………………......21
3.1. Предложения по использованию культурно-исторического потенциала дворцово-парковых комплексов………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

исправленная!!.docx

— 61.34 Кб (Скачать файл)

Дворцово – парковый ансамбль в посёлке Ропша – характерный  памятник русской архитектуры  и  искусства  паркостроения. Ропша  – единственная  царская резиденция в Ломоносовском  районе.

Издревле Ропша (Храпша) размещалась  на бойком месте – на перекрёстке  дорог, связывавших погостские  центры. В начале XVIII  века Петром I был  построен первый деревянный дворец на Княжьей горке. В 1710 году Пётр подарил  село Ропша государственному канцлеру – Г.И. Головкину.В 1714 году Пётр I  дарит  усадьбу князю Ромодановскому Фёдору Юрьевичу.  Так в Ропше  соседствовали две усадьбы.

    Ропша становится загородной резиденцией императрицы  Елизаветы Петровны на пути из Петергофа в Царское Село и Гостилицы. В 1748г.  архитектор Ф.Б. Растрелли  по указанию императрицы создаёт план совершенно новой царской резиденции.

После смерти императрицы  Елизоветы Петрововны,наследником  становится Петр III, которого в ходе дворцового переворота в Ропшинском дворце убили.

В 1764 году Екатерина II дарит  своему фавориту Гриргорию Григорьевичу Орлову. После кончины в 1783 году графа  Г.Г. Орлова его наследники продают  имение Ропша придворному банкиру  и ювелиру, армянину Лазареву Ивану  Лазаревичу (Ованесе Лазаряне).  По заказу Лазарева  придворный архитектор Антонио Порта, сохранив удачно найденную  Растрелли общую композицию ансамбля, перестроил дворец в строгом классическом стиле. Наступил период коренной реконструкции  ансамбля в Ропше. К началу XIXвека перестройка Ропши была завершена.

       После  Октябрьской революции Ропшинский  дворцово-парковый ансамбль был  включён в число памятников, взятых  под государственную охрану.

Ропшинский дворец сильно пострадал в годы Великой Отечественной  войны. При отступлении части  Вермахта разграбили и подожгли дворец. Серьезно пострадал и дворцовый  парк, который был изрыт траншеями  и заминирован.

    В конце 1980-х  — начале 1990-х в здании произошла  серия пожаров, сильно повредивших  дворец. Полностью выгорел 2-й  этаж, обрушились перекрытия, рухнула  крыша, и частично обрушились  стены, а конюшня и флигеля  были разграблены мародерами. Деревянные  леса, которые воздвигли в начале 90-х для поддержания стен и  фасада, рухнули в начале 2010 года, крыши как таковой давно уже  нет, часть стен исписана, часть  обрушилась. Кое-где сохранились  остатки лепнины. Парк запущен  и замусорен, малые пруды плавно  превращаются в болота.

Дворец был заброшен, и  его парки постепенно пришли в  запустение. От былого величия усадьбы  не осталось практически и следа.5

Гостилицкий дворцово-парковый ансамбль.

«Сие имение отменно стоит  уважения…».

Название деревни, где  был построен Гостилицкий дворец происходит от слова «гостило», «гости», что означает купцы,  заезжие люди и встречается в переписи  Новгородских земель  XVI века... В 1731 году Гостилицы  получил  в подарок от императрицы  Анны Иоанновны знаменитый инженер, а впоследствии и фельдмаршал, премьер-министр  Российской империи,  граф  Бурхард  Христофор Миних (1683-1767). В подаренном ему именье Гостилицы Миних сразу  же начал создавать  усадьбу -  место оказалось живописное и  отвечало профессиональным склонностям  владельца. В первую очередь перекрыли  плотиной речное русло; сбегавшие со склона оврага ручьи наполнили пруд, где стали разводить форель. У  плотины построили экзотическую по виду мельницу. Построил Миних и  красильный завод. Над прудом, на пологом  склоне, в 20-е годы XVIII века разбили  парк. Использованы были росшие здесь  дикие деревья, к которым подсадили  новые разных пород. Под сенью  деревьев построили павильоны земляные горки с беседками, выложили камнем спускающуюся к пруду лестницу. На холме у пруда возвели усадебный  дом и служебные постройки  в "голландском вкусе".

Миних владел усадьбой 20 лет, в 1741 году он попал в опалу и  был сослан. После вступления на престол Елизаветы Петровны восходит звезда ее фаворита Алексея Разумовского. Получив в подарок мызу Гостилицкую, он за короткое время создал здесь  эффектный дворцово-парковый ансамбль (кавалерские дома, домовая церковь, павильон Эрмитаж и Катальная  гора (не сохранились)), где почти  ежедневно устраивались пышные празднества. В 1755 году в парке началось строительство  церкви Святой Троицы, предположительно по проекту А.В.Квасова. церковь просуществовала  до 1939 года, когда и была превращена в зерносклад. Во время Великой  Отечественной войны через Гостилицы  проходила линия обороны города, все постройки тогда были разрушены, кроме одной – Троицкой церкви. Во время отступления немцы заминировали храм, но оставшимся в живых местным  жителям удалось спасти храм от неминуемой гибели. Лишь после реставрации, как  памятника архитектуры, церковь  была возвращена православным и постоянно  действует с 1995 года.

Развалины кавалерских флигелей, выстроенных для свиты Императрицы, существуют и сейчас (они сгорели  в советское время). На одной из ближайших гор, Разумовский установил  колокольню в 5 ярусов, от которой гора и получила название Колокольной. Следующий  владелец усадьбы Кирилл Разумовский  – граф, президент Академии наук, последний гетман Украины, младший  брат А. Разумовского перестроил дворец (архитектор предположительно Ч. Камерон), создал 2 новых больших пруда –  Нижний (сейчас плотина прорвана) и  Карпо-Карасевый (у въезда в деревню), посадил аллею дубов (видны вдоль  шоссе), построил Чайный павильон и  оранжерею. После его смерти, его  сын Петр Кириллович насадил английский парк от парадного двора с регулярным садом, до вала с дубами. Гостилицкой  усадьбой владели три поколения  Разумовских.

В 1824 г. Гостилицы покупает А.М.Потемкин. Его жена Татьяна Борисовна (кн. Голицына), всю жизнь посвятила  делу милосердия заботясь о сиротах, детях заключенных, организовывала их обучения грамоте и ремеслу. В 1825 г. открыла в Гостилицах школу  для крестьянских детей, которая  беспрерывно существует до сих пор (с 1995 г. Гостилицкая ср. школа носит  ее имя). А.М.Потемкин превратил усадьбу  в одно из самых лучших дворянских имений. Известность Гостилиц была столь широка, что их владельцев называли Потемкины-Гостилицкие. В 1845г. по проекту А.И. Штакеншнейдера выстроен каменный дворец в романо-готическом стиле. На месте миниховской мельницы появился Турецкий павильон (развалины  около пруда).

После постройки Штакеншнайдером  дворца Церковь Святой Троицы стала  приходской. С1871 по 1889гг имением владели: барон Федор Врангель, Карл Сименс - владелец Сименс и Шуккерт –  нынче «Электросила» ( устроил на верхней мельнице одну из ранних мини-ГЭС  для освещения усадьбы). Последний  владелец усадьбы барон Гривениц – зять Сименса (построил конюшню, на которой до сих пор виден их герб) владел Гостилицами до 1917г.

В настоящее время дворец разрушен, парк не ухожен, но, несмотря на это, усадьба Гостилицы до сих  пор невероятно красивое место, которое  славится многочисленными ключами, питающими речку Гостилку, рыборазводными прудами, сетью озёр и прудов, созданных  еще при Х.А.Минихе. К природным  ценностям также относится Гостилицкий  ботанический заказник регионального  значения, Гостилицкий парк и грот.

Императорские дворцы-ансамбли всегда были связаны с конкретными  историческими событиями. При формирование облика дворцовых ансамблей учитывалась  символика их интерьеров и внешнего вида.  Дворцово-парковые комплексы  являются национальной гордостью.6

 

Глава 2.  Туристский потенциал дворцово-парковых комплексов

 

 По нашему мнению, туристский потенциал дворцово-парковых комплексов и старинных усадеб - это совокупность  природного и культурно-исторического потенциала этих объектов. Две составляющие рекреационных и познавательных ресурсов любого района или местности фактически неразделимы. Для определения перспективности дворцово-парковых ансамблей как туристических объектов, необходимо определить их потенциал, т.е. наличие следующих характеристик:

-          древняя история; 

-          интересные либо необычные архитектурные  решения; 

-          выгодное географическое положение; 

-          богатейшая природа; 

-          ландшафтные рукотворные пейзажные  парки и сады.

Для определения наиболее перспективных дворцово-парковых ансамблей  как потенциальных туристических объектов нами была поставлена задача выработки критериев для их оценки.

 

2.1.         Разработка критериев для оценки  культурно-исторической значимости  и туристского потенциала 

Для изучения культурно-исторического  потенциала  объекта следует охарактеризовать его: это совокупность материальных и духовных ценностей, художественная и историческая  ценность, эстетическая привлекательность, уникальность и оригинальность.

Мы считаем, что самым первым и основным  критерием  оценки культурно-исторических памятников должна быть историческая ценность, а так же  известность памятника.

Архитектурная ценность, с указанием стиля, выбранного при построении объекта. Так же  немаловажную роль должна играть сохранность объекта. Туриста могут привлечь внимания руины но несли это предподнести правильно. И от этого я делаю вывод что критерий как эстетическая привлекательность должен быть.

Уровень парковой культуры, можно с характеризовать так: владельцы усадеб с точки зрения их культуры и образованности  который создает своеобразный микромир усадебных ансамблей – еще один из критериев оценки дворцово-парковых комплексов.

 Наличие поблизости развитой туристической инфраструктуры – один из главных критериев оценки для актуального использования объекта в туристических маршрутах. Не последнюю роль также  играет  и привязка к дорожной инфраструктуре.

При оценке исторической ценности была использована следующая шкала:  строительство объекта до XVIII в.   -  5 баллов;  в  XVIII в.   -   4 балла; в XIX в. – 3 балла; начало XX в.  – 2 балла; после середины XX в. – 1 .

При оценке архитектурной  ценности:  строительство всемирно-известными архитекторами – 5 баллов, известными архитекторами – 4 балла; оригинальность архитектурного стиля – 3 балла; частичное использование архитектурных стилей – 2 балла; отсутствие архитектурного стиля – 1 балл.

При оценке известности:  объект имеет мировую известность – 5 баллов; известность на областном уровне – 4 балла; объект включен в основные туристические маршруты – 3 балла; объект известен специалистам и жителям ближайшего района – 2 балла; объект известен только специалистам или имеются только архивные сведения – 1 балл.

Шкала уровня парковой культуры: парк является лучшим образцом паркостроения своего времени – 5 баллов; является украшением ансамбля – 4 балла; достаточно хорошо сохранился – 3 балла; сохранился плохо – 2 балла; как таковой не существует – 1 балл. 7

Шкала наличия туристской  инфраструктуры: объект включен в основные туристские маршруты области– 5 баллов; включен в некоторые туристские маршруты – 4 балла; располагается вблизи мест массового отдыха – 3 балла; располагается вблизи прохождения туристских маршрутов либо в городах – 2 балла; полное отсутствие туристской инфраструктуры –1 балл.

Привязка к дорожной структуре: объект располагается на пути автомобильных дорог областного значения – 5 баллов;  вблизи автомобильных дорог областного значения – 4 балла; по дороге районного значения – 3 балла; вблизи дороги районного значения – 2 балла; достаточно долго добираться по проселочной дороге – 1 балл.

При оценке эстетической привлекательности использовалась шкала от 5 до 1 по чисто субъективному мнению.

Шкала критерия сохранности: объект отлично сохранился – 5 баллов; хорошо сохранился – 4 балла; был перестроен – 3 балла; плохо сохранился – 2 балла; сохранились только руины – 1 балл.8

 

 

2.2.         Балльная оценка дворцово-парковых  комплексов и их характеристика 

С помощи разработанных нами критериев мы постаралась оценить, насколько потенциально может рассматриваться каждый изученный мною дворцово-парковый ансамбль. Все оценки занесены в таблицу и просуммированы. ( См. Приложение 1)

       Изучая и оценивая каждый объект, занесенный в таблицу, все больше убеждаешься, насколько исторически богата наша область. Все эти достопримечательности имеют достаточно высокую историческую и архитектурную, культурную  ценность. Мы должны гордиться уже тем, что такие замечательные дворцово-парковый комплекс, как Ропшинская усадьба уже взята под опеку всемирно-известной организацией ЮНЕСКО.

Почти все рассмотренные  дворцовые комплексы удобно располагаются  по отношению к дорогам: рядом  пролегают либо автомобильные дороги областного значения.

Многие из них уже включены в основные туристические маршруты Ленинградской области как культурно-исторические достопримечательности, и поэтому по критерию наличия туристской инфраструктуры отмечены по максимуму.

Как видно из таблицы, парковая культура Ропшинской усадьбы не сохранилась  до наших дней. ЮНЕСКО уже давно  бьет тревогу: «проблемы сохранения ценных природных и историко-культурных территориальных комплексов остаются актуальными на протяжении многих лет. С начала 1990-х годов в мире особое внимание начинает уделяться культурным ландшафтам как особому типу наследия, обеспечивающему взаимодействие, взаимопроникновение  и взаимозависимость природных  и культурных компонентов наследия. В качестве культурно-ландшафтных  феноменов исследуются выдающиеся по художественным характеристикам  и исторической значимости дворцово-парковые ансамбли, дворянские усадьбы, монастырские комплексы, поля сражений, археологические  комплексы»

Информация о работе Дворцово-парковые комплексы как перспективные объекты туристических маршрутов Ленинградской области