Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:22, курсовая работа
Цель работы - изучить дворцово-парковые комплексы Ленинградской области, их историю, архитектуру и культуру старинных дворцов и усадеб, как перспективных объектов туристских объектов Ленинградской области.
Задачи:
1) Изучить историю, архитектуру, культуру и владельцев старинных дворцов и усадеб Ленинградской области.
2) Определить туристический потенциал Дворцово-парковых комплексов, разработать критерии для оценки культурно-исторической значимости и сформировать бальную оценку.
3) Определить наиболее перспективные дворцово–парковые комплексы Ленинградской области, разработать предложения по их использованию их культурно исторического потенциала
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. История, архитектура и культура старинных дворцов и усадеб Ленинградской области. Владельцы и их усадьбы……………………………..5
1.1 ГМЗ « Гатчина»………………………………………………………………..5
1.2 ГМЗ «Ораниенбаум»…………………………………………………………..6
1.3 Усадьба «Марьино»…………………………………………………………...9
1.4 Дворцово-парковый ансамбль «Ропша»…………………………………......9
1.5 Дворцово-парковый ансамбль «Гостилицы» ……………………………….12
Глава 2. Туристический потенциал Дворцово-парковых комплексов………..16
2.1. Разработка критериев для оценки культурно-исторической значимости и туристского потенциала………………………………………………………….16
2.2. Бальная оценка дворцово- парковых комплексов и их характеристика....19
Глава 3. Наиболее перспективные дворцово – парковые комплексы Ленинградской области………………………………………………………......21
3.1. Предложения по использованию культурно-исторического потенциала дворцово-парковых комплексов………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………………………………..32
Дворцово – парковый ансамбль в посёлке Ропша – характерный памятник русской архитектуры и искусства паркостроения. Ропша – единственная царская резиденция в Ломоносовском районе.
Издревле Ропша (Храпша) размещалась на бойком месте – на перекрёстке дорог, связывавших погостские центры. В начале XVIII века Петром I был построен первый деревянный дворец на Княжьей горке. В 1710 году Пётр подарил село Ропша государственному канцлеру – Г.И. Головкину.В 1714 году Пётр I дарит усадьбу князю Ромодановскому Фёдору Юрьевичу. Так в Ропше соседствовали две усадьбы.
Ропша становится загородной резиденцией императрицы Елизаветы Петровны на пути из Петергофа в Царское Село и Гостилицы. В 1748г. архитектор Ф.Б. Растрелли по указанию императрицы создаёт план совершенно новой царской резиденции.
После смерти императрицы
Елизоветы Петрововны,
В 1764 году Екатерина II дарит своему фавориту Гриргорию Григорьевичу Орлову. После кончины в 1783 году графа Г.Г. Орлова его наследники продают имение Ропша придворному банкиру и ювелиру, армянину Лазареву Ивану Лазаревичу (Ованесе Лазаряне). По заказу Лазарева придворный архитектор Антонио Порта, сохранив удачно найденную Растрелли общую композицию ансамбля, перестроил дворец в строгом классическом стиле. Наступил период коренной реконструкции ансамбля в Ропше. К началу XIXвека перестройка Ропши была завершена.
После
Октябрьской революции
Ропшинский дворец сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. При отступлении части Вермахта разграбили и подожгли дворец. Серьезно пострадал и дворцовый парк, который был изрыт траншеями и заминирован.
В конце 1980-х
— начале 1990-х в здании произошла
серия пожаров, сильно
Дворец был заброшен, и его парки постепенно пришли в запустение. От былого величия усадьбы не осталось практически и следа.5
Гостилицкий дворцово-парковый ансамбль.
«Сие имение отменно стоит уважения…».
Название деревни, где
был построен Гостилицкий дворец
происходит от слова «гостило», «гости»,
что означает купцы, заезжие люди
и встречается в переписи Новгородских
земель XVI века... В 1731 году Гостилицы
получил в подарок от императрицы
Анны Иоанновны знаменитый инженер,
а впоследствии и фельдмаршал, премьер-министр
Российской империи, граф Бурхард
Христофор Миних (1683-1767). В подаренном
ему именье Гостилицы Миних сразу
же начал создавать усадьбу -
место оказалось живописное и
отвечало профессиональным склонностям
владельца. В первую очередь перекрыли
плотиной речное русло; сбегавшие со
склона оврага ручьи наполнили пруд,
где стали разводить форель. У
плотины построили экзотическую
по виду мельницу. Построил Миних и
красильный завод. Над прудом, на пологом
склоне, в 20-е годы XVIII века разбили
парк. Использованы были росшие здесь
дикие деревья, к которым подсадили
новые разных пород. Под сенью
деревьев построили павильоны земляные
горки с беседками, выложили камнем
спускающуюся к пруду лестницу. На
холме у пруда возвели
Миних владел усадьбой 20 лет,
в 1741 году он попал в опалу и
был сослан. После вступления на
престол Елизаветы Петровны восходит
звезда ее фаворита Алексея Разумовского.
Получив в подарок мызу Гостилицкую,
он за короткое время создал здесь
эффектный дворцово-парковый ансамбль
(кавалерские дома, домовая церковь,
павильон Эрмитаж и Катальная
гора (не сохранились)), где почти
ежедневно устраивались пышные празднества.
В 1755 году в парке началось строительство
церкви Святой Троицы, предположительно
по проекту А.В.Квасова. церковь просуществовала
до 1939 года, когда и была превращена
в зерносклад. Во время Великой
Отечественной войны через
Развалины кавалерских флигелей,
выстроенных для свиты
В 1824 г. Гостилицы покупает А.М.Потемкин. Его жена Татьяна Борисовна (кн. Голицына), всю жизнь посвятила делу милосердия заботясь о сиротах, детях заключенных, организовывала их обучения грамоте и ремеслу. В 1825 г. открыла в Гостилицах школу для крестьянских детей, которая беспрерывно существует до сих пор (с 1995 г. Гостилицкая ср. школа носит ее имя). А.М.Потемкин превратил усадьбу в одно из самых лучших дворянских имений. Известность Гостилиц была столь широка, что их владельцев называли Потемкины-Гостилицкие. В 1845г. по проекту А.И. Штакеншнейдера выстроен каменный дворец в романо-готическом стиле. На месте миниховской мельницы появился Турецкий павильон (развалины около пруда).
После постройки Штакеншнайдером дворца Церковь Святой Троицы стала приходской. С1871 по 1889гг имением владели: барон Федор Врангель, Карл Сименс - владелец Сименс и Шуккерт – нынче «Электросила» ( устроил на верхней мельнице одну из ранних мини-ГЭС для освещения усадьбы). Последний владелец усадьбы барон Гривениц – зять Сименса (построил конюшню, на которой до сих пор виден их герб) владел Гостилицами до 1917г.
В настоящее время дворец
разрушен, парк не ухожен, но, несмотря
на это, усадьба Гостилицы до сих
пор невероятно красивое место, которое
славится многочисленными ключами,
питающими речку Гостилку, рыборазводными
прудами, сетью озёр и прудов, созданных
еще при Х.А.Минихе. К природным
ценностям также относится
Императорские дворцы-ансамбли
всегда были связаны с конкретными
историческими событиями. При формирование
облика дворцовых ансамблей
Глава 2. Туристский потенциал дворцово-парковых комплексов
По нашему мнению, туристский потенциал дворцово-парковых комплексов и старинных усадеб - это совокупность природного и культурно-исторического потенциала этих объектов. Две составляющие рекреационных и познавательных ресурсов любого района или местности фактически неразделимы. Для определения перспективности дворцово-парковых ансамблей как туристических объектов, необходимо определить их потенциал, т.е. наличие следующих характеристик:
- древняя история;
-
интересные либо необычные
-
выгодное географическое
- богатейшая природа;
-
ландшафтные рукотворные
Для определения наиболее
перспективных дворцово-
2.1.
Разработка критериев для
Для изучения культурно-исторического потенциала объекта следует охарактеризовать его: это совокупность материальных и духовных ценностей, художественная и историческая ценность, эстетическая привлекательность, уникальность и оригинальность.
Мы считаем, что самым первым и основным критерием оценки культурно-исторических памятников должна быть историческая ценность, а так же известность памятника.
Архитектурная ценность, с указанием стиля, выбранного при построении объекта. Так же немаловажную роль должна играть сохранность объекта. Туриста могут привлечь внимания руины но несли это предподнести правильно. И от этого я делаю вывод что критерий как эстетическая привлекательность должен быть.
Уровень парковой культуры, можно с характеризовать так: владельцы усадеб с точки зрения их культуры и образованности который создает своеобразный микромир усадебных ансамблей – еще один из критериев оценки дворцово-парковых комплексов.
Наличие поблизости развитой туристической инфраструктуры – один из главных критериев оценки для актуального использования объекта в туристических маршрутах. Не последнюю роль также играет и привязка к дорожной инфраструктуре.
При оценке исторической ценности была использована следующая шкала: строительство объекта до XVIII в. - 5 баллов; в XVIII в. - 4 балла; в XIX в. – 3 балла; начало XX в. – 2 балла; после середины XX в. – 1 .
При оценке архитектурной ценности: строительство всемирно-известными архитекторами – 5 баллов, известными архитекторами – 4 балла; оригинальность архитектурного стиля – 3 балла; частичное использование архитектурных стилей – 2 балла; отсутствие архитектурного стиля – 1 балл.
При оценке известности: объект имеет мировую известность – 5 баллов; известность на областном уровне – 4 балла; объект включен в основные туристические маршруты – 3 балла; объект известен специалистам и жителям ближайшего района – 2 балла; объект известен только специалистам или имеются только архивные сведения – 1 балл.
Шкала уровня парковой культуры: парк является лучшим образцом паркостроения своего времени – 5 баллов; является украшением ансамбля – 4 балла; достаточно хорошо сохранился – 3 балла; сохранился плохо – 2 балла; как таковой не существует – 1 балл. 7
Шкала наличия туристской инфраструктуры: объект включен в основные туристские маршруты области– 5 баллов; включен в некоторые туристские маршруты – 4 балла; располагается вблизи мест массового отдыха – 3 балла; располагается вблизи прохождения туристских маршрутов либо в городах – 2 балла; полное отсутствие туристской инфраструктуры –1 балл.
Привязка к дорожной структуре: объект располагается на пути автомобильных дорог областного значения – 5 баллов; вблизи автомобильных дорог областного значения – 4 балла; по дороге районного значения – 3 балла; вблизи дороги районного значения – 2 балла; достаточно долго добираться по проселочной дороге – 1 балл.
При оценке эстетической привлекательности использовалась шкала от 5 до 1 по чисто субъективному мнению.
Шкала критерия сохранности: объект отлично сохранился – 5 баллов; хорошо сохранился – 4 балла; был перестроен – 3 балла; плохо сохранился – 2 балла; сохранились только руины – 1 балл.8
2.2.
Балльная оценка дворцово-
С помощи разработанных нами критериев мы постаралась оценить, насколько потенциально может рассматриваться каждый изученный мною дворцово-парковый ансамбль. Все оценки занесены в таблицу и просуммированы. ( См. Приложение 1)
Изучая и оценивая каждый объект, занесенный в таблицу, все больше убеждаешься, насколько исторически богата наша область. Все эти достопримечательности имеют достаточно высокую историческую и архитектурную, культурную ценность. Мы должны гордиться уже тем, что такие замечательные дворцово-парковый комплекс, как Ропшинская усадьба уже взята под опеку всемирно-известной организацией ЮНЕСКО.
Почти все рассмотренные дворцовые комплексы удобно располагаются по отношению к дорогам: рядом пролегают либо автомобильные дороги областного значения.
Многие из них уже включены в основные туристические маршруты Ленинградской области как культурно-исторические достопримечательности, и поэтому по критерию наличия туристской инфраструктуры отмечены по максимуму.
Как видно из таблицы, парковая
культура Ропшинской усадьбы не сохранилась
до наших дней. ЮНЕСКО уже давно
бьет тревогу: «проблемы сохранения
ценных природных и историко-