Детский туризм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Индустрия туризма отличается от других сфер экономики тем, что доходы от туристского бизнеса носят не одномоментный характер, а увеличиваются по мере укрепления доверительного отношения потребителей туристских услуг к производителям этих услуг. Поэтому следует ожидать, что вовлечение подростков и молодых людей в занятия туризмом с раннего возраста, показ молодым людям лучших образцов туристского продукта в момент высокой эмоциональной восприимчивости, свойственной юному возрасту, приведет и к увеличению их потребности в туристских поездках и путешествиях в более зрелом возрасте. Кроме того, развитие детского туризма должно привести и к увеличению числа молодых людей, решивших сделать туризм своей основной профессией, т.е. решить проблему подготовки туристских кадров, которая сегодня также стоит достаточно остро.

Вложенные файлы: 1 файл

детский туризм.docx

— 52.48 Кб (Скачать файл)

Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный или муниципальный статус, другие в 90-е годы ХХ века были приватизированы и стали частными, но не прекратили работу со школьниками.

Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве покупателей выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, учреждения по делам молодежи. Часть детских туристских баз финансируется по линии Фонда социального страхования.

Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи). В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица.

На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.

От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения.

В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, но по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты и продающие туристские путевки.

От коммерческих туристских фирм деятельность такого клуба - общественного объединения - отличается тем, что получаемая от реализации путевок прибыль не может делиться между учредителями и членами объединения, а должна использоваться только на реализацию уставных целей клуба. В то же время такая форма регистрации не исключает выплат заработной платы штатным и привлеченным специалистам, приобретение туристского оборудования, экипировки, снаряжения. Общественное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать или приобретать недвижимость, в том числе здания, сооружения, автотранспортную технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т.д.

Эти общественные объединения наряду с туристскими фирмами лицензируются как туристские операторы и туристские агенты и пользуются на туристском рынке теми же правами и обязанностями, что и коммерческие структуры.

 

 

    1. Детские оздоровительные лагеря. Цели, задачи и основные функции.

 

Главная задача оздоровительного лагеря - это прежде всего организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Другая важная особенность жизни в лагере - возможность постоянного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Такие возможности редко где еще можно найти. Задача педагогов в детском лагере - реализация этих возможностей.

Решение задач организации жизни детей в оздоровительном лагере регламентируют «Конвенция о правах ребенка»(1989г.), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990 г.). Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей.

Каковы положительные тенденции современного развития сети лагерей для летнего детского отдыха? Это отказ от ненужного единообразия; разработка разных форм летнего отдыха с различными источниками финансирования; создание условий для педагогического творчества коллективов; развитие сети профильных детских центров; установление связей между образовательной деятельностью школы, учреждений дополнительного образования и летних детских центров; гуманизация деятельности оздоровительных учреждений, лагерей для удовлетворения интересов и творческих потребностей детей и подростков.

 

 

    1. Типы детских лагерей.

 

Существует следующая классификация типов детских лагерей:

Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.

Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.

Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков (лагерь «Талант» в Ивановской области), организация активного отдыха детей с девиантным поведением (оборонно-спортивные лагеря в Мурманской области), патриотическое воспитание (Пермская и Псковская области). Организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов (Красноярский край), лагеря детских общественных организаций (скаутов), летние мастер-школы («Палехские каникулы» в Ивановской области), профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций («Дети российского зарубежья»).

 

 

    1. Примеры детских оздоровительных учреждений на территории России.

 

Подмосковье. Детские оздоровительные лагеря Подмосковья принимают на отдых детей в возрасте 7-14 лет. Они имеют все необходимое для организации полноценного и интересного отдыха: экскурсии по интересным историческим и культурным местам, туристические походы, спортивные олимпиады, фестивальные программы. Наиболее известны: детские оздоровительные лагеря «Вымпел», «Орленок», «Ласточка», «Метеор», санаторный лагерь «Заря» и др.

Черноморское побережье. Анапа – крупнейший детский и семейный курорт России федерального значения. Теплое неглубокое море, песчаные пляжи, сочетание лечебных факторов – традиционно создали курорту славу детской здравницы. В Анапе работают 178 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, общая вместимость которых в летние месяцы достигает 45 тыс. мест. Наиболее известны: детские оздоровительные лагеря «Лазурный берег», «Прибой», детские санатории «Вита», «Анапа», «Золотой берег», «Анапа-Нептун» и др. В последнее время большое значение в качестве детского курорта приобретает Геленджик. Здесь построены 2 аквапарка, парк развлечений «Адмирал Врунгель» с самыми современными аттракционами для детей и взрослых. В Геленджике постоянно работает дельфинарий. В городе и его окрестностях расположены такие детские оздоровительные лагеря, как «Сигнал», «Смена» и др. Прекрасные условия для отдыха детей созданы в здравницах Туапсе и Сочи. Детский оздоровительный комплекс «Дон» одновременно может принять 550 человек. Также известны ДОЛ «Орбита», ДОЛ-санаторий «Кавказ».

 

 

    1. Предложения российских туроператоров.

 

Организацией детского отдыха занимаются у нас многие фирмы. Глубокой специализацией и разнообразием предложений отличаются компании «Солвекс», «Согласие», «Ост-Вест», «Спектрум», «Апрель», «Аврора-Интур», «Орфей», «Спутник», «Криптонтур 2000», «КриСТ», «Ориент», «Каникулы», «Дельфин». Детские программы предлагают «Юнивер» и «Афон», «Городское бюро путешествий» Предложения по детскому отдыху можно условно разбить на две группы:

    • отдых в детских оздоровительных центрах в России и за рубежом;
    • экскурсионные автобусные туры по городам России и Европы.

Последние особенно популярны во время осенних и весенних школьных каникул, на майские праздники и в начале лета.

На организации таких программ специализируются "Аврора Интур", "Солвекс", "Согласие", "Дельфин" и другие туроператоры.

Например, "Аврора Интур" предлагает как познавательные экскурсионные туры с учетом требований школьной программы, так и тематические экскурсионные туры по столице.

Московская областная туристская компания разработала для ребят «Каталог губернских программ» — комплекс из 34 экскурсионных и интерактивных программ по Подмосковью. Знакомство со своей страной признано настолько важным, что теперь, по распоряжению губернатора, каждый подмосковный школьник может выбрать для себя один бесплатный тур. При разработке экскурсионных программ учитываются возрастные интересы. А это значит, что один и тот же маршрут ребенок может открывать для себя по-новому.

Широкий выбор тематических автобусных экскурсий для школьников по Москве и Подмосковью предлагает «Камос-сервис». Здесь отмечают, что детям в возрасте до 14 лет нравится посещать центры народных промыслов - Гжель, Дулево, Павловский Посад, Вербилки, Гусь-Хрустальный и Жостово.

В течение учебного года «Камос-сервис» организует для школьников двух-и трехдневные туры по России:

    • в Санкт-Петербург;
    • Великий Новгород - Старую Руссу;
    • Псков - Пушкинские горы;
    • Нижний Новгород – Болдино;
    • Пензу – Тарханы;
    • Вологду - Кириллов – Ферапонтово;
    • по городам Золотого кольца.

Компания «Солвекс-трэвэл» предлагает своим юным клиентам пятидневную программу «Азбука общения: фантазия, здоровье, творчество».

Насыщенному детскому отдыху уделяется внимание и при организации зарубежных туров. Мальту, например, клиенты "Солвекса" выбирают по следующим критериям: возможность интенсивного изучения английского (15 часов в неделю), оздоровление у моря и знакомство с богатой историей острова.

Приобрести опыт международного общения можно и в Болгарии, где многих привлекает близость российской и болгарской культур.

Россия не может пока конкурировать по уровню сервиса с зарубежьем, тем более — дальним. Но зато предлагает безальтернативный вид детского отдыха — санаторно-курортное лечение и оздоровление.

Здесь по-прежнему лидирует Анапа - детский курорт с теплым морем и песчаными пляжами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы и перспективы развития детского туризма

 

Остановимся на некоторых проблемах, которые препятствуют развитию детского туризма. Прежде всего, массовый детский отдых не должен быть дорогим. Дети не столь требовательны к уровню комфорта: они согласны жить вчетвером и вшестером, путешествовать в плацкартном вагоне. Это помогает снизить себестоимость тура. Для удешевления детского отдыха необходимо также снизить затраты на транспортные услуги. Цены на билеты порой составляют значительную часть стоимости отдыха. В вопросе снижения их стоимости государство может выступить как крупный туроператор или регулировать эти проблемы через различные экономические рычаги.

Важная проблема - отсутствие законодательной базы. В 1998 г. был принят закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка». Поправки предусматривали государственную защиту детских оздоровительных учреждений, финансирование из федерального бюджета и ряд других положений. Сегодня ежегодно выделяемые из бюджета средства приходится «выбивать». Ситуация изменилась бы с принятием соответствующего закона. Разработан проект стандарта организации отдыха и оздоровления детей. В ближайшее время документ будет утвержден, а пока работают только ведомственные нормативные акты.

С повышением налогов стали расти цены на путевки. Еще одна проблема - налог на землю. Если не решить эти вопросы законодательно, можно потерять наши детские здравницы - они станут не по карману большинству родителей.

Одна из существенных проблем — детский травматизм. Несмотря на ошеломляющую статистику, в России нет ни одной государственной программы по его снижению.

Существенным фактором, способным оказать большое влияние на развитие детского туризма, является демография, причем основной интерес для данного исследования вызывает анализ населения России по возрастному признаку от 7 до 15 лет, представляющий основной сегмент детского туристского рынка.

Информация о работе Детский туризм в России