Договор туроператора с турагентом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 22:30, реферат

Краткое описание

Законодательство требует оформлять сделки между юридическими лицами только в письменной форме - путём заключения между ними договоров1. Не являются исключением и сделки между туроператором и турагентом2.
К сожалению, многие руководители как туроператоров, так и турагентов не уделяют должное внимание юридически правильному оформлению этих отношений. Одни считают, что все вопросы можно решить по мере их возникновения путём переговоров, другим просто не хочется внимательно читать нудный текст договора. Некоторые турагенты полагают бесполезным анализировать договор с туроператором, поскольку, как им кажется, всё равно не смогут повлиять на его содержание. Это опасные заблуждения.

Вложенные файлы: 1 файл

Договор туроператора с турагентом.docx

— 41.73 Кб (Скачать файл)

Договор туроператора с турагентом

Законодательство требует оформлять сделки между юридическими лицами только в письменной форме - путём заключения между ними договоров1. Не являются исключением и сделки между туроператором и турагентом2.

К сожалению, многие руководители как туроператоров, так и турагентов не уделяют должное внимание юридически правильному оформлению этих отношений. Одни считают, что все вопросы можно решить по мере их возникновения путём переговоров, другим просто не хочется внимательно читать нудный текст договора. Некоторые турагенты полагают бесполезным анализировать договор с туроператором, поскольку, как им кажется, всё равно не смогут повлиять на его содержание. Это опасные заблуждения. Во-первых, как правило, дружеские отношения заканчиваются как раз там, где начинаются товарно-денежные. Во-вторых, лень - это порок, несовместимый с бизнесом. В-третьих, далеко не все туроператоры остаются глухи к просьбам своих агентов об изменении договора, тем более, если они обоснованы юридически и исходят не от одной, а от нескольких фирм. В четвёртых, в зависимости от договора с туроператором турагент должен строить свои отношения с туристами.

Чем же рискует турагент и туроператор, подмахивая договор «не глядя»? И на что необходимо обратить внимание при его заключении?

При ближайшем рассмотрении оказывается, что договор совсем не так сложен, каким представляется на первый взгляд. Часть отношений между туроператором и турагентом определена законодательством и совершенно не зависит от того, что по этому поводу написано в самом договоре, ибо закон имеет приоритет. Такую информацию договора можно смело пропустить, пробежав по ней взглядом лишь «по диагонали». А на чём же заострить внимание? Попробую перечислить основные такие моменты.

 

 Перед тем, как читать договор, его необходимо где-то найти. Обычно туроператоры размещают договоры на своих сайтах в свободном доступе. Реже встречается ситуация, когда турагенту необходимо зарегистрироваться на сайте туроператора, чтобы получить доступ к договору. И совсем редко бывает, что туроператор высылает договор по запросу агента.

Кроме того, многие туроператоры защищают свой договор, размещённый на сайте, от внесения в его текст изменений. При этом обычно доступными для редактирования оставляют те поля договора, которые должен заполнить турагент. Это позволяет туроператору надеяться, что турагент не станет вносить в типовой договор какие-либо несанкционированные изменения. Ведь для этого турагенту понадобится своими руками набрать на компьютере как минимум один лист текста договора. Расчет на лень, как правило, оправдывается.

Первое, что необходимо выяснить, заполучив договор - имеет ли данный туроператор право осуществлять такую деятельность. Чтобы получить это право, туроператор должен обладать установленным законом финансовым обеспечением3. В качестве него могут выступать:

  • договор страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по договору о реализации туристского продукта;

  • банковская гарантия исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Как же узнать, есть у туроператора финансовое обеспечение или его нет? Для этого законом предусмотрено ведение единого федерального реестра туроператоров. Занимается этим Ростуризм. На своём сайте он размещает данные реестра по адресу http://reestr.russiatourism.ru/ . В поисковом окне сайта достаточно ввести реестровый номер туроператора, либо его наименование, либо адрес. Можно ввести только часть этих данных (например, если Вам не известен полный адрес или полное наименование), но тогда могут быть найдены несколько организаций, удовлетворяющих условиям поиска. Что ж, их придётся посмотреть все.

После того, как нужный нам туроператор найден в реестре, следует сверить следующие данные реестра и договора:

-     реестровый номер. Вам необходимо сообщить его туристу при продаже тура4. Если номера в договоре с туроператором и на сайте Ростуризма не совпадают, страшного ничего нет, но в договоре с туристом Вам необходимо указать тот номер туроператора, который указан Ростуризмом. В противном случае турист, как потребитель, может сказать, что Вы ввели его в заблуждение. Не помешает также уведомить туроператора о таком несоответствии. Думаю, он будет Вам благодарен.

-     ОГРН и ИНН. Каждый из этих номеров однозначно определяет туроператора, как юридическое лицо (или индивидуального предпринимателя). Если любой из этих номеров в договоре отличается от тех, что указаны в реестре, то Вы пытаетесь заключить договор совсем не с тем, кого нашли в реестре. Возможна, конечно, и опечатка. Свяжитесь с туроператором и укажите ему на несоответствие. Это важно и для него, и для Вас.

-     размер финансового обеспечения. В свете последних изменений законодательства, он не может быть меньше 30 млн. руб. для туроператоров выездного туризма, 10 млн. руб. для туроператоров въездного туризма и 500 тыс. руб. для туроператоров внутреннего туризма5. В принципе, сам факт нахождения туроператора в реестре должен свидетельствовать о том, что размер его финансового обеспечения соответствует закону. Однако, в период массового изменения туроператорами договоров финобеспечения, связанного с истечением их срока действия или с переменами в законодательстве, как свидетельствует опыт, возможны варианты: Ростуризм может не успеть откорректировать данные реестра.

-     сфера туроператорской деятельности. Это может быть международный въездной туризм, международный выездной туризм и внутренний туризм. Если Вы планируете реализовывать туры оператора в Египет, а сфера его деятельности, подкрепленная финобеспечением - внутренний туризм, то такой туроператор не имеет права формировать интересующие Вас туры. Советую поискать другого. Тем более что серьёзные туроператоры обычно не допускают таких ляпов.

-     номер, дата и срок действия договора финобеспечения, наименование, место нахождения и почтовый адрес организации, предоставившей его туроператору. Все эти данные Вы должны будете сообщить туристу4.

Хотелось бы обратить внимание, что единый реестр туроператоров имеет скорее информационное предназначение, чем разрешительное. Поэтому если данные реестра (имеются ввиду только размер финобеспечения, сфера деятельности и реквизиты договора или банковской гарантии) и данные договора не совпадают, а туроператор настаивает, что именно в договоре указаны правильные сведения о его финобеспечении, то Вам ничего не останется делать, как попросить туроператора прислать Вам надлежащим образом заверенную копию его договора страхования или банковской гарантии. Как говорится, лучше один раз увидеть.

В качестве совета туроператорам: поскольку Ваш реестровый номер и сведения о финобеспечении время от времени изменяются, есть смысл вынести эти данные из текста договора в отдельное приложение к нему. В самом же договоре целесообразно предусмотреть условие, по которому изменение этих данных не будет являться поводом для утраты договором силы, поскольку они являются общедоступными (в т.ч. - на сайте Ростуризма). Разумеется, в этом случае Вы должны взять на себя труд своевременно оповестить своих турагентов об изменении этих данных. Например, путём опубликования информации на своём сайте и/или в электронной рассылке. Даже если кто-либо из турагентов всё-таки сочтёт необходимым переоформить с Вами отношения в связи с изменением реестрового номера или финобеспечения, то Вам необходимо будет перезаключить не весь договор, а только соответствующее приложение к нему. Кроме того, если Вы предлагаете на реализацию турагентам не только турпродукты, самостоятельно сформированные Вами, как туроператором, но и турпродукты других туроператоров России, то следует позаботиться и о порядке передачи турагентам информации об этих туроператорах.

 

  Второе, на что нужно обратить внимание при заключении договора между туроператором и турагентом - вид обязательств по нему. В зависимости от вида сделки с туроператором турагент должен потом выбрать вид сделки с туристом.

Законодательством предусмотрено только два профессиональных участника рынка туризма: туроператор и турагент. Другие участники (турист и иной заказчик) не могут считаться профессиональными. Чтобы стать туроператором, необходимо, как было сказано выше, иметь соответствующее финобеспечение. Чтобы стать турагентом, необходимо иметь агентскийдоговор с туроператором. Это установлено законодательно2. Если Вы являетесь туроператором или турагентом, то Ваши обязанности, права и мера ответственности перед туристом в значительной степени прописаны в одном законодательном акте: Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Даже добавив к нему некоторые положения ГК РФ и Закон РФ «О защите прав потребителей», получим не такой уж большой список. Но как только Вы перестаёте быть турагентом (в силу выбранного Вами вида сделки) - добро пожаловать на просторы гражданского права в полной его мере. Разумеется, это не катастрофа. Но задайте себе вопрос: в состоянии ли Вы сами разобраться в хитросплетениях этой правовой сферы? И, если нет, то следующий вопрос: есть ли у Вас юрист, способный качественно представить Ваши интересы в суде против недовольного туриста?

Итак, какие же виды сделок обычно предлагают туроператоры своим дилерам? Попробуем разобрать их:

-     агентский договор. Это стандартный вариант, предусмотренный Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В рамках этого вида сделкитурагент обязуется за вознаграждение совершать по поручению туроператора юридические и иные действия (продвижение и реализацию туристского продукта) от своего имени, но за счет туроператора либо от имени и за счет туроператора2. На этом виде отношений мы остановимся более подробно ниже.

-     договор возмездного оказания услуг. Некоторые до сих пор ошибочно называют его договором купли-продажи. В этой связи нужно иметь ввиду, что купле-продаже (за некоторыми исключениями) может быть подвергнут либо товар, либо имущественное право6. В то время как туристский продукт чётко определён законодательством, как комплекс услуг7. Но поскольку термин «купля-продажа» прочно закрепился в туризме со времён первой редакции Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», можно считать его жаргонным, не забывая при этом, что суд работает на языке закона, а не жаргона. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги8. Подобные договоры часто предлагают своим дилерам туроператоры, обладающие значительной долей рынка и, как следствие, имеющие возможность навязать дилерам любые, даже самые невыгодные, условия сотрудничества. Обратите внимание, что по этому договору туроператор является исполнителем, а его дилер - заказчиком, а не турагентом. Т.е. дилер перестаёт быть профессиональным участником туристического рынка. Для туроператора это означает, что в его договоре с дилером все нюансы туруслуг должны быть освещены максимально подробно. Дилер, как непрофессиональный участник рынка, не обязан знать, например, эпидемиологическую обстановку в том или ином регионе, правила безопасности и другие особенности путешествия; их должен сообщить ему профессионал. При чем - сообщить так, чтобы потом это можно было подтвердить документально. Фактически должно получиться ни что иное, как договор о реализации туристского продукта. Точно такой же, как заключается с обычным туристом. При этом достаточно нелепо выглядят попытки отдельных туроператоров указать в договоре, кому и как должен дилер впоследствии реализовать турпродукт. Впрочем, надо отдать должное туроператорам, предлагающим своим дилерам договоры услуг: многие из них вместе с этим договором сразу предлагает дилеру образец его, дилера, договора с туристом. Хочется верить, что этот образец проработан юристами туроператора так же хорошо, как и свой собственный. Но во что нельзя поверить точно, так это в то, что он учитывает всё многообразие особенностей работы всех турфирм-дилеров, которые, к тому же, являются дилерами не у одного туроператора, а у многих.

У турфирмы-дилера при работе по договору оказания услуг возникают гораздо более серьёзные проблемы, чем у туроператора. Она уже не сможет заключить с туристом договор о реализации турпродукта, поскольку этот вид договоров имеют право заключать только туроператоры и турагенты4. Формулировка Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» такова, что формально дилер вообще не может реализовать приобретённый им у туроператора комплекс услуг как турпродукт7. Следовательно, ему придётся осуществлять реализацию туристу некого комплекса туруслуг (не турпродукта). Это значит, что дилер, а не туроператор, будет непосредственно отвечать перед туристом за надлежащее оказание этих услуг. Правда потом он сможет предъявить свои претензии туроператору, но сколько сил придётся на это потратить. Это также значит, что турист, например, может потребовать указать в договоре с ним отдельно стоимость каждой туруслуги9(ведь это уже не турпродукт, целостность стоимости которого защищена законом7).

Помимо сказанного, следует учитывать, что многие турфирмы-дилеры применяют упрощённую систему налогообложения. Чтобы не потерять право на её применение, их доходы не должны превышать установленного законодательством лимита10. В случае работы таких дилеров по турагентским договорам, их доходом в целях налогообложения считается только агентское вознаграждение и дополнительная выгода (если она есть)11. А вот в случае работы и с туроператором, и с туристом по договору возмездного оказания услуг, доходом дилера будет вся сумма, полученная им от туриста в оплату тура. А ведь это на порядок большее число!

Понятно, что туроператор в данном случае работает вполне в русле закона: он не обязан иметь турагентов. И вряд ли ущемлением прав турфирм-дилеров заинтересуется Федеральная антимонопольная служба - не тот размах отрасли. Повлиять на решение туроператора не иметь агентов (например, путём бойкота его услуг) теоретически могли бы, конечно, общественные объединения турагентов (различные союзы, ассоциации), но на практике встречаться с этим не приходилось. Каков же выход из ситуации для дилера?

Он есть, хоть и не свободен от недостатков. Дилер должен стать агентом не у туроператора, а у самого туриста. Для этого договор с туристом должен предусматривать, что дилер по поручению туриста за вознаграждение, уплачиваемое этим туристом, приобретает для него турпродукт у туроператора. Время от времени приходится встречать разновидность этих отношений: договор оказания дилером туристу услуг по бронированию тура. По сути, это - то же самое. Недостатком такого вида отношений является то, что дилер по-прежнему не является профессиональным участником рынка туризма. Кроме того, дилеру придётся либо иметь два типовых договора с туристами (отдельно для случая агентского договора с туроператором и отдельно для случая договора «купли-продажи»), либо заключать договоры услуг со всеми туроператорами, вообще переставая быть турагентом. Это связано с невозможностью быть агентом одновременно у обеих сторон сделки12 (туроператора и туриста). В случае нарушения этого запрета, обе сделки (и с туроператором, и с туристом) могут быть признаны недействительными13. Если через дилера в день проходит только пара-тройка туристов, то можно завести и два типовых договора с ними, не опасаясь путаницы в их оформлении. Но если дилер имеет большой поток туристов, а система заключения договоров налажена не очень хорошо, риск ошибки возрастает многократно. Из собственного опыта хотелось бы добавить к недостаткам таких отношений с туристом и то, что при рассмотрении споров суды не одобряют работы дилеров туризма в каком-либо ином качестве, чем турагентов.

Информация о работе Договор туроператора с турагентом