Зарождение туризма в Европе. Организация первых бюро путешествий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 00:29, контрольная работа

Краткое описание

Стоит сразу оговориться, что период до середины XIX века большинство исследователе относят к предыстории туризма. Путешествия не являются самоцелью, а лишь служат средством достижения цели. Саму историю туризма принято отсчитывать со знаменитой массовой (570 человек) двадцатимильной поездки по железной дороге с чаем, булочками и духовым оркестром, организованной в Англии в 1841 году Томасом Куком. Это был первый случай организации предоставления массового отдыха как единого комплекса услуг. Тем не менее, предшествующий этому событию период заложил основу для развития инфраструктуры отдыха, и не может быть отброшен при рассмотрении условий и способов зарождения и развития туристических путешествий как особой сферы.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………..3
Развитие гостеприимства в Европе………………………..………….4
Средневековые городские праздники……………………….……….6
Образовательный туризм…………………………….…….…...……..7
Томас Кук…………………………………………………..…………..9
Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века.……..11
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

история туризма.docx

— 45.18 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И  ЭКОНОМИКИ»

 

 

 

 

 

Дисциплина:

История туризма.

Контрольная работа на тему:

«Зарождение туризма в Европе.

Организация первых бюро путешествий».

 

 

 

                                                                                 Студент: Думина С.С.  

                                                                                       Специальность: 100103у             

                                                                                             Отделение: заочное, курс: 3

                                                                                             Проверил: Деревская А.Ю.

 

 

 

 

Киров, 2010

 

Содержание

     Введение…………………………………………………………..…………..3

    1. Развитие гостеприимства в Европе………………………..………….4
    2. Средневековые городские праздники……………………….……….6
    3. Образовательный туризм…………………………….…….…...……..7
    4. Томас Кук…………………………………………………..…………..9
    5. Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века.……..11

Заключение…………………………………………………………………..15

Список использованной литературы………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История туризма, если понимать под туризмом прежде всего путешествие, уходит корнями в глубокую древность. Еще в эпоху античности греки и римляне совершали регулярные морские и сухопутные путешествия, не только участвуя в войнах, торгуя, но и в познавательных, даже развлекательных целях.

Развитие  цивилизации теснейшим образом  связано с развитием и укреплением  контактов между отдельными государствами, народностями, территориями. Многочисленные – с самого начала развития человеческого  общества – путешествия изначально играли сугубо практическую роль: выявление  характера соседей -  их дружеского или враждебного настроя - обмен  опытом, поиск рынков сбыта и приобретения товаров и т.п. В этом плане  путешествия повторили судьбу предметов  быта, которые постепенно приобрели  помимо утилитарной еще и эстетическую функцию, несущественную для выживания, но важную для человека в психологическом плане. Так и путешествия с течением времени получили новый статус – также не игравший особой роли для жизни данного племени/города/государства, но оказавшийся столь существенным для каждого отдельного человека, что он не только не утрачен по сей день, но и продолжает активнейше использоваться, составляя одну из важных статей развития экономики фактически любой страны.

Итак, помимо людей, для которых путешествия  являлись профессиональной необходимостью (мореплаватели, исследователи и  ученые, купцы, позже - священники), появились  люди, желавшие просто посмотреть новые  земли и получить новые впечатления. Появилось такое понятие как  туризм.

Стоит сразу оговориться, что период до середины XIX века большинство исследователе относят к предыстории туризма. Путешествия не являются самоцелью, а лишь служат средством достижения цели. Саму историю туризма принято отсчитывать со знаменитой массовой (570 человек) двадцатимильной поездки по железной дороге с чаем, булочками и духовым оркестром, организованной в Англии в 1841 году Томасом Куком. Это был первый случай организации предоставления массового отдыха как единого комплекса услуг. Тем не менее, предшествующий этому событию период заложил основу для развития инфраструктуры отдыха, и не может быть отброшен при рассмотрении условий и способов зарождения и развития туристических путешествий как особой сферы.

 

 

 

 

  1. Развитие гостеприимства в Европе.

Начало развития системы  гостеприимства в средневековой  Европе связано с возникшими при  монастырях и рыцарских орденах  странноприимными домами. Именно здесь  бедные странники, пилигримы могли  получить бесплатный кусок хлеба  и ночевку. Когда впоследствии один из королей провел секуляризацию, он, сам того не желая, разрушил эту систему  странноприимных домов.

Торговля с Востоком, развитие ремесел приводили к росту  средневековых европейских городов. Еще в IX в. начинают реанимироваться  римские города, разрушенные в  свое время варварскими нашествиями. Неаполь и Генуя, Флоренция и  Милан - эти и другие города, расположенные  на итальянском полуострове, города в бассейнах реки Рейна и Дуная, города Франции и Англии притягивают  большие массы населения, меняя  миграционные потоки на территории Европы. Развитие городов связано с развитием  ремесленного производства, строительством и торговлей.

Жизнь средневековых городов  регламентировалась городской властью, которая ревностно следила за охраной городских привилегий. Для  нас определенный интерес представляет отношение к проживавшим в  городах иностранцам, у которых  также были свои привилегии и обязанности. Отношение к иностранцам представляет одну из характерных черт городской  жизни. Как отмечают исследователи, в Лондоне первой пол. XV в. иностранцы были весьма ограничены в своих правах: «Они, в частности, были обязаны селиться в специальных гостиницах, содержателям которых, осуществлявшим за ними надзор, запрещалось занимать государственные  фискальные должности (судя по количеству петиций, этот запрет, как и многие прочие запреты, не раз нарушался). Ограничивались передвижения иностранных купцов по стране, сроки и порядок их торговли — в основном, с целью не допустить  утечки из страны драгоценных металлов».

Вместе с тем появление  большого числа купцов, паломников, да и просто путешествующих по дорогам  средневековой Европы способствовало развитию традиций гостеприимства.

Паломники пользовались особым покровительством церкви и власти. Задолго до крестовых походов в VIII в. Карл Великий учредил дома для отдыха пилигримов. Городские гильдии также были всегда открыты для религиозных паломников. Особое гостеприимство паломникам на их пути к святым местам оказывали рыцарские и монашеские ордена, которые создавали специальные странноприимные дома. «Один из таких домов, аббатство в Ронсе-вальском ущелье, обещал странникам радушный прием у ворот, бесплатный хлеб, услуги цирюльника и сапожника, фрукты и орехи из закромов аббатства, два хосписа для безнадежно больных и даже освященное место погребения.

Монастырская пища была простой, но часто более высокого качества, чем где-либо на пути. Овощи и скот монахи обычно сами выращивали и разводили  на своих угодьях. На кухне было больше чистоты и порядка, чем в частных  домах. Кроме того, монахи вели жесткую  систему учета продуктов, что  сказывалось на стоимости пищи. В  результате пилигримам и бродягам жилось в монастыре лучше, чем иным дворянам у себя дома», — так описывает  традиции средневекового гостеприимства Дж Уокер. Начавшиеся позднее процессы секуляризации фактически привели к разрушению созданной в Европе системы гостеприимства на базе монастырей. Когда в 1539 г. Генрих VIII попытался запретить монастыри, он, не намереваясь этого делать, фактически затормозил рост гостиничного дела, что усилило потребности в развитии системы размещения в городах.

Содержание гостиниц в  возрождающихся городах юга Европы становится солидным процветающим бизнесом, и создаваемые «союзы хозяев гостиниц»  начинают процветать, создавая правила  для себя и своих гостей. По всей Европе стали развиваться постоялые  дворы и таверны, которые принимали  путешественников, предоставляя им крайне скромные условия для проживания. В таком постоялом дворе путники  зачастую могли на ночь устроиться на матрацах, разложенных на полу, питаться им приходилось принесенной с  собой пищей или покупать ее у  хозяина. Чаще всего это были хлеб и мясо, рыба или цыпленок. Основными  напитками были вино и вода. Постоялые  дворы не отличались чистотой, так  как в те времена мало что знали  о гигиене. Зато они с лихвой оправдывали  славу притонов безудержным порой  пьянством и грабежами.

По мере того как постоялые  дворы были заинтересованы в привлечении  постояльцев, условия обслуживания там улучшались. Джеффри Чосер в своих «Кентерберийских рассказах» повествует о традиции, сложившейся в XIV веке в знаменитой лондонской таверне «Табард». Паломники, идущие на поклонение в Кентербери, к святым мощам Томаса Бекета, награждались хозяином таверны Гарри Бейли бесплатным обедом за лучший рассказ.

В раннем средневековье сохранялись, идущие еще со времен римской Империи, традиции лечебных путешествий. Целебное действие вод связывали с заступничеством  святых. Известными курортами того времени были Пломбьер-ле-Бен (Франция) и Ахен (земля Северная Рейн-Вестфалия) — любимое место отдыха императора Карла Великого. С XIII века возрождается популярность известных с древности минеральных источников Абано-Терме (Италия), Спа (современная Бельгия) и Котре во Франции, которые постепенно переходили в собственность монастырей. С середины XIV в. процветают старые и появляется новые курорты — Карлсбад (ныне Карло-вы-Вары), ставший популярным благодаря поддержке государей и вельмож, а также курорт Баден-Баден (земля Ба-ден-Вюртемберг).

  1. Средневековые городские праздники.

Исторические сдвиги, порожденные  развитием европейской культуры, привели к изменению уклада жизни  горожан. Существовавшая на протяжении всего средневековья «смеховая» культура превращается в «карнавально-площадную» культуру. Жизнь средневекового человека была наполнена различными развлечениями  и праздниками. Каждый университет, каждый социальный слой имели свои профессиональные праздники. В средневековых  городах довольно часто проводились  публичные казни, которые представляли собой и судебный ритуал и яркое зрелище.

Город невозможно было представить  без массовых шествий и праздников, на которые стекались большие  толпы жителей соседних селений. К числу популярных зрелищных  мероприятий можно отнести турниры. Это были самые захватывающие  и увлекательные зрелища, которые  собирали большое число зрителей. Горожан привлекали также театрализованные представления, в том числе и  выступления бродячих артистов: жонглеров, дрессировщиков диких зверей, канатоходцев, акробатов и кукольников, последних  особенно недолюбливала церковь, усматривая в кукольных представлениях «козни дьявола». Постепенно в средневековых  городах складываются карнавальные традиции. Горожанами начинают проводиться  карнавалы и шутовские фестивали, первые упоминания о которых встречаются  на рубеже IX—X вв. К этому времени  относятся наиболее ранние известия о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы: прежде всего в Италии, во Франции, а позже всего в городах  Германии — в Нюрнберге и Кельне. Постепенно карнавалы становятся одним  из видов массовых развлечений.

Как полагает историк средневековой  культуры В. П. Даркевич, расцвета эти праздники достигли в XIV—XV вв., когда они собирали немало участников и гостей. «Празднества глупцов, особенно популярные у низшей церковной и монастырской братии и среди студентов-вагантов, были приурочены к религиозным торжествам. Они происходили в дни св. Стефана (26 декабря), Иоанна-евангелиста (27 декабря ), поминовения невинноубиенных младенцев (28 декабря), в новогодие (1 января), богоявление (6 января), на Пасху. Шалости послушников, школяров и певчих позднее слились с всенародным карнавалом. С XV в. ареной шутовских церемоний стали улица и ярмарочная площадь, постоялый двор и сценические подмостки»1. На страницах романов и новелл того времени запечатлена атмосфера безудержного веселья, царившая во время праздников. Новеллы Джованни Боккаччо и Джефри Чосера, романы Франсуа Рабле несут в себе традиции народной культуры средневековья.

Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным  улицам города. Все происходящее во время шествия носило подчеркнуто  игровой, гротескный характер. Его участниками  обязательно были шуты и ряженые. В каждом городе карнавал развивался по определенному сценарию, сложившемуся за многие годы и чаще всего связанному с более ранними праздниками урожая. Во главе карнавала обычно стояли городские купеческие корпорации. Например, устроителем масленичного карнавала в Нюрнберге традиционно являлась корпорация мясников, а во Франции — виноделов. Такой карнавал блистательно описан Франсуа Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Городские праздники и  карнавалы были своеобразной разрядкой, отдыхом от рутины повседневной жизни. По мнению отечественного ученого М. М. Бахтина, гротескная форма карнавалов способствовала «освобождению от господствующей точки зрения на мир, от всякой условности, от ходячих истин, от всего обычного, привычного, общепринятого, позволяет  взглянуть на мир по-новому, почувствовать  относительность всего существующего  и возможность совершенно иного  миропорядка».

Наряду с ярко выраженными  рекреационными мотивами, городские  праздники и карнавалы способствовали развитию системы гостеприимства в  средневековых городах.

Некоторые городские праздники  и костюмированные карнавалы  сохранились до наших дней и притягивают, как, к примеру, карнавал в Венеции, множество гостей и туристов. Традиции карнавалов и городских праздников существуют и поныне. Возникают новые  яркие зрелищные развлечения, такие, как Томатина в небольшом городке Букол недалеко от Валенсии (Испания), возникшая в 1944 г., или апельсиновые бои на День города в итальянском городке Иврея, что находится недалеко от Турина. Уже более ста лет горожане забрасывают друг друга и гостей праздника апельсинами. Карнавалы широко распространены и в странах Латинской Америки, где стали ежегодным развлечением, как например, карнавал в Рио-де-Жанейро.

  1. Образовательный туризм.

Средневековье внесло большой  вклад в развитие культуры. Оно  наследовало традиции древней учености, в том числе и образования. Еще в глубокой древности существовали обычаи путешествия в дальние  страны в поисках знаний. У истоков  «образовательного туризма» стояли древнегреческие мужи, отправлявшиеся в Египет за знаниями. Но и сама Древняя  Греция притягивала к себе многих людей, желающих получить образование. Особой полулярностью пользовался самый первый лицей, или как тогда говорили «ликей», появившийся в Афинах. Знаменитый философ Аристотель основал его рядом со знаменитой Гимнасией, школой физического совершенства, и с храмом Аполлона Ликейского. Это была поистине школа духа и мысли.

Информация о работе Зарождение туризма в Европе. Организация первых бюро путешествий